Особенности прямых налогов и их виды в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Вопросу исследования особенностей механизма налогообложения на сегодняшний посвящено немало научных исследований и работ. В то же время в Украине недостаточно исследованы вопросы, касающиеся проблем особенностей реформирования прямого налогообложения формирования и развития прямых налогов в условиях рыночной экономики. Именно это объясняет актуальность исследования данной темы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
1. Особенности прямых налогов и их виды в Украине………………………………….3
2.Сущность прямых налогов и их функции…………………………………………………….7
3.Ставки налогов согласно нормам Налогового Кодекса Украины………………11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

налоговые системы.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………2

1. Особенности прямых налогов и их виды в Украине………………………………….3

2.Сущность  прямых налогов и их функции…………………………………………………….7

3.Ставки налогов согласно нормам Налогового Кодекса Украины………………11

Выводы…………………………………………………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги  являются одним из важнейших финансовых категорий. Исторически это важнейшая  форма финансовых отношений между  государством и членами общества. Именно возникновение государства  повлекло и появление платежей и  взносов в государственную казну  для финансового обеспечения  использования государством его  функции. Сначала эти взносы проводились  в натуральной форме, а с развитием  товарно-денежных отношений произошел  постепенный переход к денежной форме налогообложения. По экономическому содержанию - это финансовые отношения  между государством и налогоплательщиками  с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций.

Прямые  налоги являются весомым средством  формирования доходов государственного и сводного бюджетов в Украине. Всего  налоговые поступления занимают наибольшую долю в доходной части  среди всех поступлений. Реформирование прямого налогообложения позволит максимально наполнять бюджет за счет прямых налогов.

Вопросу исследования особенностей механизма  налогообложения на сегодняшний  посвящено немало научных исследований и работ.  В то же время в  Украине недостаточно исследованы  вопросы, касающиеся проблем особенностей реформирования прямого налогообложения  формирования и развития прямых налогов  в условиях рыночной экономики. Именно это объясняет актуальность исследования данной темы.

Актуальность  исследования обусловлена необходимостью развития и совершенствования прямых налогов с целью поддержки  экономического роста путем внедрения  новых принципов построения налоговой  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности прямых налогов и их виды в Украине

Прямыми являются налоги, которые устанавливаются  непосредственно на доходы и имущество  плательщиков и платятся ими из собственных  поступлений денежных средств.

Виды  прямых налогов, их плательщики, размер и порядок взыскания устанавливаются  в законодательном порядке.

В настоящее  время в Украине установлены  такие виды прямых налогов:

-  на  прибыль предприятий;

-  на доходы физических лиц;

-  плата (налог) на землю;

- с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

-  плата  за воду;

-  фиксированный  налог и др.

Рассмотрим  некоторые из них подробнее.

Налог на прибыль.  Балансовая прибыль предприятия - это общая сумма его прибыли  от всех видов деятельности за отчетный период, полученная как на территории Украины, ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической  зоне, так и за ее границами, которая  отображена в его балансе и  включает прибыль от реализации продукции(работ, услуг), в том числе продукции  вспомогательных и обслуживающих  производств, которые не имеют отдельного баланса, основных фондов, не материальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей, других видов финансовых ресурсов и  материальных ценностей, а также  прибыль от арендных операций, а  также от внереализационных операций .

Налогоплательщики:

1.   Субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные организации в части осуществления хозрасчетной деятельности, банки (кроме Национального банка Украины и его учреждений, за исключением хозрасчетных заведений), которые являются юридическими лицами согласно законодательству Украины, международные организации, которые не имеют иммунитета и дипломатических привилегий и осуществляют предпринимательскую деятельность в Украине.

2.Национальный  банк Украины и его учреждения (за исключением хозрасчетных) платят  в государственный бюджет сумму  превышения валовых доходов над расходами согласно смете расходов, утвержденной Верховной Радой Украины. В структуре налоговых систем большинства развитых стран мира важное место принадлежит личному подоходному налогу.

Поступления от корпоративного подоходного налога составляют незначительную частицу  в доходной части бюджетов большинства  развитых стран, однако, этот вид налогов  играет важную регулирующую роль.

Структурные изменения, которые состоялись и  происходят в налоговых системах большинства цивилизованных стран, касаются в основном перераспределения  роли таких прямых налогов, как подоходный налог с граждан и налог  с прибыли предприятий (корпораций). Причем их роль зависит, главным образом, от уровня экономического развития страны.

Распределение поступлений подоходных налогов  между физическими и юридическими лицами в странах с различными экономическими системами неодинаково.

На Западе налог с прибыли корпораций (акционерных  обществ) имеет высокий уровень  развития. С развитием акционерной  формы собственности прибыль  стала важным объектом налогообложения, а поэтому требует особых форм обложения. При этом в настоящее  время учитывается ее последующее  распределение на дивиденды и  прибыль, которая направляется на развитие корпорации или в резервные фонды. При частной форме собственности  как к владельцу, так и к  наемным рабочим и служащим применяется  индивидуальный подоходный налог (соответственно объектом налогообложения выступает  прибыль владельца или заработная плата рабочих и служащих).

Действующий в данное время в Украине налог  на прибыль предприятий имеет  значительное внешнее подобие налога на прибыль корпораций зарубежных стран. И действительно, фактически все  действующие предприятия теперь по организации несут в себе в  большей мере признаки коллективной формы собственности, то есть их прибыль  имеет явные признаки коллективной прибыли. Однако в отличие от Европейских  государств прибыль предприятий, основанных на частном капитале, облагается налогом  с прибыли также, как и акционерных  обществ. В Украине отношения  собственности еще не приняли  такого уровня развития, чтобы можно  было четко определить объект налогообложения, исходя из применяемого подхода в  странах с развитой рыночной экономикой.

В основном мероприятия, проведенные как нашей  страной, так и большинством цивилизованных стран, направлены на реформирование налоговой  системы и сосредоточение именно на прибыльном налогообложении, потому что оно исполняет роль важнейшего фискального и регулирующего  института государства.

В странах  с развитой рыночной экономикой основным прямым средством централизации  ВНП в бюджет является личный подоходный налог. Но одним из главных регуляторов  производственно-хозяйственных процессов  является налог на прибыль корпораций. При этом существует устойчивая тенденция к уменьшению удельного веса данного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Но во многих постсоциалистических странах  Восточной Европы и странах СНГ  доля налога на прибыль предприятий  в доходной части бюджета превышает  долю подоходного налога с граждан.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Украине. В сравнении с подоходным налогом  с граждан налог с прибыли  предприятий имеет в прибылях бюджета Украины большой удельный вес. Кроме того, стоит обратить внимание, что доля налога с прибыли и  бюджетных поступлений имеет  тенденцию к увеличению, а доля подоходного налога с граждан, напротив, - к уменьшению.

Подоходный  налог с граждан. Плательщиками  подоходного налога являются граждане Украины, иностранные граждане и  лица без гражданства как те, которые  имеют, так и те, которые не имеют  постоянного места проживания в  Украине.

Объектом  налогообложения у граждан, которые  имеют постоянное место проживания в Украине, является совокупный облагаемый налогом доход за календарный  год, полученный ими из разных источников как на территории Украины, так и  за ее границами.

У граждан, которые не имеют постоянного  места проживания в Украине, объектом налогообложения являются доходы, получаемые из источников в Украине.

Налог на промысел. Плательщиками налога на промысел являются граждане Украины, иностранные  граждане и лица без гражданства, если они не зарегистрированы как  субъекты предпринимательства и  осуществляют несистематическую (не более  четырех раз на протяжении календарного года) продажу произведенной, переделанной и купленной продукции, вещей, товаров.

Плата за специальное использование недр при добычу полезных ископаемых. Плательщиками  являются субъекты предпринимательской  деятельности независимо от форм стоимости, включая предприятия, которые осуществляют добычу полезных ископаемых. Плата  введена с целью обеспечения  рационального, комплексного использования  недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье, охраны недр, гарантирования при пользовании  недрами безопасности людей, имущества  и окружающей естественной среды.

Плата за специальное использование лесных ресурсов. Леса Украины являются ее национальным богатством и по своему назначению и местонахождению выполняют  преимущественно экологические, эстетичные, воспитательные и другие функции, имеют  ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету  и охране. Все леса Украины являются собственностью государства. От имени  государства лесами распоряжается  Верховная Рада Украины. Верховная  Рада Украины делегирует свои полномочия относительно распоряжения лесами соответствующим  Советам народных депутатов. Советы народных депутатов в пределах своей  компетенции предоставляют земельные  участки лесного фонда в постоянное пользование. С целью рационального  и бережливого пользования лесными  ресурсами Лесным кодексом Украины  введена плата за специальное  использование лесных ресурсов. К  лесным ресурсам относятся: древесина, техническое сырье, кормовые, пищевые  и другие продукты леса, которые  используются для удовлетворения потребностей населения и производства.

Плата за специальное использование пресных  водных ресурсов. Плату за специальное  использование пресных водных ресурсов вносят все субъекты предпринимательской  деятельности-водопользователи независимо от форм собственности, в том числе  предприятия гидроэнергетики и  водного транспорта.

Плата за землю. Использование земли в  Украине является платным. Плата  за землю начисляется в виде земельного налога или арендной платы, что определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка, исходя из кадастровой  оценки земель.

 

 

 

2. Сущность прямых налогов и их функции.

 История  человечества создала разнообразные  способы налогообложения и виды  налогов. Каждый вид налогов  имеет свои специальные черты  и функциональное назначение  и занимает отдельное место  в налоговой системе. Исходя  из формы налогообложения все  налоги можно поделить на две  группы: прямые и непрямые.

Исторически прямое налогообложение появилось  ранее, чем непрямое.

 Первоначальными  видами прямых налогов являлись: десятина, подушная либо поголовная  подать. Следует отметить, что прямые  налоги исторически можно разграничить  на три основных вида. Объектом  первого вида налогов является  вещественный капитал, при этом  обложению подлежат отдельные  виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такового как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество людей, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел).

 Как  видим, прямые налоги имеют  в собственной базе или личность, или доходы, независимо от источников, или имущество, независимо от  доходов.

 Исходя  из этих качеств, прямые налоги  в экономической литературе подразделяют  на две подгруппы: настоящие  и личные.

 Разница  меж ними состоит в приоритетности  плательщика и объекта налогообложения.  При личном налогообложении первичным  выступает плательщик, а вторичным  — объект налогообложения. При  настоящем налогообложении, напротив, первичным является объект налогообложения,  а вторичным — плательщик.

 Личные  налоги — это налоги, которые  инсталлируются персонально для  конкретного плательщика и зависят  от его доходов. В современных  условиях наибольшее распространение  получили такие личные налоги  как налог на прибыль, подоходный  налог, налог на промысел.

Информация о работе Особенности прямых налогов и их виды в Украине