Особенности прямых налогов и их виды в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Вопросу исследования особенностей механизма налогообложения на сегодняшний посвящено немало научных исследований и работ. В то же время в Украине недостаточно исследованы вопросы, касающиеся проблем особенностей реформирования прямого налогообложения формирования и развития прямых налогов в условиях рыночной экономики. Именно это объясняет актуальность исследования данной темы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
1. Особенности прямых налогов и их виды в Украине………………………………….3
2.Сущность прямых налогов и их функции…………………………………………………….7
3.Ставки налогов согласно нормам Налогового Кодекса Украины………………11
Выводы…………………………………………………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

налоговые системы.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

 настоящие  налоги — это налоги, которые  предугадывают налогообложение  имущества, исходя из внешних  признаков; плательщиками выступают  владельцы этого имущества независимо  от их доходов. К этим налогам  можно отнести налог на землю, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, имущественные налоги.

 В  настоящее время прямые налоги  составляют базу налоговых систем  стран с развитой рыночной  экономикой, так как они имеют  ряд преимуществ по сравнению  с другими видами налогов. Главные  достоинства прямого налогообложения  состоят в следующем:

1. Экономические  — прямые налоги дают возможность  установить прямую зависимость  меж доходами плательщика и  его платежами в бюджет.

2. Регулирующие  — в странах с развитой рыночной  экономикой прямое налогообложение  является принципиальным денежным  рычагом регулирования экономических  действий (инвестиций, скопления капитала, совокупного потребления, деловой  активности и т. Д.).

3. Социальные  — прямые налоги способствуют  распределению налогового бремени  таковым образом, что огромные  налоговые расходы имеют те  члены общества, у которых более  высокие доходы. Таковой принцип  налогообложения большинством экономистов  мира считается более справедливым.

 Но следует отметить и недочеты прямых налогов:

1. Организационные  — ровная форма налогообложения  просит сложного механизма взимания  налогов, так как связана с  довольно сложной методикой ведения  бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные  — контроль поступления прямых  налогов просит существенного  расширения налогового аппарата  и разработки современных способов  учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские  — прямые налоги соединены  с возможностью уклонения от  уплаты налогов из-за несовершенства  денежного контроля и наличия  коммерческой тайны.

4. Бюджетные  — прямое налогообложение просит  определенного развития рыночных  отношений, так как лишь в  условиях настоящего рынка может  формироваться настоящая рыночная  стоимость а следовательно, и  настоящие доходы

(прибыль), но с таковой же вероятностью  могут иметь место и убытки.

 Поэтому  прямые налоги не могут являться  стабильным источником доходов  бюджета.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется  в их функциях. Рассмотрим функции  в наибольшей степени присущие прямым налогам.

Одна из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и  местного самоуправления финансовыми  ресурсами .

Посредством фискальной функции реализуется  главное назначение налогов —  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая функция налогов  находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение  экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство  может устанавливать разные условия  налогообложения для различных  категорий плательщиков, для осуществления  одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут  либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую  активность в отдельные периоды.

Налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит  соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

При использовании налоговых  льгот для смягчения социального  неравенства проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Налоговый механизм выполняет в экономике роль регулятора макроэкономических пропорций и включает механизм централизованно устанавливаемых финансовых нормативов (ставки налогов, учетная ставка национального банка и его резервные требования к коммерческим банкам, платежи за ресурсы, амор­тизационные отчисления).

   Необходимость создания и совершенствования  налогового законодательства продиктована  рядом особенностей современной  ситуации. Среди них становление  рыночных отношений и снижению  и без того невысокого жизненного  уровня населения; глубокий кризис  экономики; непрекращающееся воздействие  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС на Украину; сокращение  армии, ликвидация ядерного оружия  на территории Украины, конверсия  оборонных средств.

 К  важнейшим задачам, решению которых  призвана способствовать налоговая  система, следует отнести: замедление  темпов инфляции, прекращение экономического  спада, достижение устойчивого  быстрого роста производства, сокращение  дефицита государственного бюджета,  приватизацию государственной собственности,  развитие предпринимательства, в  первую очередь бизнеса, в том  числе фермерства, рациональное  использование производственных  ресурсов, привлечение иностранного  капитала в отечественную экономику.

 Оценивая  структуру налоговых поступлений,  следует отметить, что прямые  налоги оказывают более активное  воздействие на интересы производителей  или отдельных граждан, так  как являются вычетом из их  доходов. 

 

 

 

 

3.Ставки налогов согласно нормам Налогового Кодекса Украины.

Ставка  налога составляет 15 процентов базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 - 167.5 этой статьи), в том числе, но не исключительно в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных  выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в  связи с трудовыми отношениями  и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и  негосударственную денежную лотерею, выигрыша игрока (участника), полученного  от организатора азартной игры. (Пункт 167.1 статьи 167 с изменениями, внесенными 
согласно Закону от 07.07.2011 г. N 3609-VI;  
в редакции Закона от 24.04.2012 г. N 4661-VI)

Если  база налогообложения, определенная с  учетом норм пункта 164.6 статьи 164 этого  раздела относительно доходов, отмеченных в абзаце первом этого пункта, в  календарном месяце превышает десятикратный  размер минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного налогового года, к сумме  такого превышения применяется ставка 17 процентов.(Абзац второй пункта 167.1 статьи 167 в редакции 
Закона от 24.04.2012 г. N 4661-VI)

Плательщики налога, которые подают налоговые  декларации за налоговый (отчетный) год  согласно статьям 177 и 178, применяют  ставку налога 17 процентов к части  среднемесячного годового налогооблагаемого  дохода, превышающего десятикратный  размер минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного  годового налогооблагаемого дохода рассчитывается как сумма общих  месячных налогооблагаемых доходов, отмеченных в абзаце первом этого пункта, разделенная  на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который  осуществляется декларирование.

(Пункт 167.1 статьи 167 дополнен новым абзацем  согласно Закону от 07.07.2011 г. N 3609-VI; с изменениями, внесенными согласно 
Закону от 24.05.2012 г. N 4834-VI)

Установленные в абзацах первом и втором этого  пункта ставки налогов не применяются  к доходам, определенным в пунктах 167.2 - 167.4 этой статьи.

 Ставка  налога составляет 5 процентов базы  налогообложения относительно дохода, начисленного как:

процент на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет;

процентный  или дисконтный доход по именному сберегательному (депозитному) сертификату;

процент на вклад (депозит) члена кредитного союза  в кредитном союзе;

доход, выплачиваемый  компанией, которая управляет активами института общего инвестирования, на размещенные активы в соответствии с Законом, включая доход, выплачиваемый (насчитываемый) эмитентом в результате выкупа  (погашения) ценных бумаг института общего инвестирования, в соответствии с Законом, который определяется как разница между суммой, полученной от выкупа, и суммой средств или стоимостью имущества, оплаченного плательщиком налога продавцу (в том числе эмитенту) в связи с приобретением таких ценных бумаг, как компенсация их стоимости;

(Абзац пятый  пункта 167.2 статьи 167 с изменениями, внесенными Законом от 07.07.2011 г. N 3609-VI)

- доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечным облигациям и сертификатам) в соответствии с Законом;

- доход в виде процентов (дисконта), полученный владельцем облигаций от их эмитента в соответствии с Законом;

- доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный плательщиком налога в результате выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонда операций с недвижимостью в порядке, определенном в проспекте эмиссии сертификатов;

- доходы в виде дивидендов;

- доход в виде инвестиционной прибыли от операций с облигациями внутренних государственных займов, в том числе от изменения курса иностранной валюты;(Пункт 167.2 статьи 167 дополнен новым абзацем 
согласно Закону от 05.07.2012 г. N 5083-VI)

- доходы в других случаях, прямо определенных соответствующими нормами этого раздела.

Ставка  налога составляет двойной размер ставки, определенной абзацем первым пункта 167.1 этой статьи, базы налогообложения  относительно доходов, начисленных  как выигрыш или приз (кроме  выигрыша в государственной и  негосударственной денежной лотерее  и выигрыша игрока (участника), полученного  от организатора азартной игры) в пользу резидентов или нерезидентов.(Абзац  первый пункта 167.3 статьи 167 с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 07.07.2011 г. N 3609-VI)

Как исключение из абзаца первого этого пункта денежные выигрыши в спортивных соревнованиях (кроме вознаграждений спортсменам - чемпионам Украины, призерам спортивных соревнований международного уровня, в том числе спортсменам-инвалидам, определенным в подпункте "б" подпункта 165.1.1 пункта 165.1 статьи 165 данного Кодекса) облагаются налогом по ставке, определенной в пункте 167.1 этой статьи.

 Ставка  налога составляет 10 процентов базы  налогообложения относительно дохода  в форме заработной платы, определенного  согласно пункту 164.6 статьи 164 данного  Кодекса, шахтеров - работников, добывающих  уголь, железную руду, руды цветных и редких металлов, марганец и урановые руды, работников шахтостроительных предприятий, занятых на подземных работах полный рабочий день и 50 процентов и более рабочего времени в год, а также работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, в угольной промышленности, - по Списку N 1 производства, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

(Пункт 167.4 статьи 167 с изменениями,  внесенными согласно Закону от 05.07.2012 г. N 5083-VI)

 Ставка  налога может составлять другой  размер, определенный соответствующими  нормами этого раздела.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан которые  используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными  и садоводческими обществами, индивидуальными  гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные  участки, предоставленные для потребностей сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3 процентов суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 данного Кодекса.

Информация о работе Особенности прямых налогов и их виды в Украине