Перспективы развития налога на прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучение и анализ развития налога на прибыль организаций РФ. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:
- исследовать сущность, основные элементы и особенности налога на прибыль организаций;
- проследить эволюцию развития элементов налога на прибыль в РФ;
- обозначить тенденции развития налогообложения прибыли организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 1
1. Становление налога на прибыль организаций в РФ………………………… …..2
2. Сущность налога на прибыль организаций как элемента налоговой системы………………………………………………………………………………...15
2.1. Основные элементы налогообложения……………...……………………... 15
2.2. Налогооблагаемая база и особенности ее определения…………………….16
2.3. Налоговые ставки……………………………………………………………. 20
3. Перспективы развития налога на прибыль организаций ……………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….28 Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Эволюция налога на прибыль организаций Российской Федерации.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………………………………….. 1

1. Становление налога на прибыль организаций в РФ………………………… …..2

2. Сущность налога на прибыль организаций как элемента налоговой системы………………………………………………………………………………...15

2.1. Основные элементы налогообложения……………...……………………... 15

2.2. Налогооблагаемая база и особенности  ее определения…………………….16

2.3. Налоговые ставки……………………………………………………………. 20

3.  Перспективы развития налога на прибыль организаций ……………………….22

Заключение…………………………………………………………………………….28 Список литературы……………………………………………………………………29

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ.

Современная налоговая система  России по своему составу соответствует  налоговым системам стран с рыночной экономикой. Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.

Тема налогообложения прибыли  в настоящее время является весьма актуальной и определяется следующими решающими факторами:

- само налогообложение прибыли предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности играет немаловажную роль в условиях рыночных отношений в России, так как оказывает огромное влияние на всю финансово-хозяйственную деятельность предприятий;

- налог на прибыль предприятий, учреждений, организаций в системе налогов Российской Федерации занимают важное место, являясь одним из наиболее доходных налоговых источников.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования несет актуальный характер. Исходя из сказанного, актуальность темы контрольной работы обусловлена необходимостью определения путей совершенствования налога на прибыль и перспективы развития.

Цель исследования изучение и анализ развития налога на прибыль организаций РФ. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:

- исследовать сущность, основные элементы и особенности налога на прибыль организаций;

- проследить эволюцию развития  элементов налога на прибыль в РФ;

- обозначить тенденции развития налогообложения прибыли организации.

1. Становление налога на прибыль организаций в РФ.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

27 декабря 1991 года был принят  Закон РФ№ 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов (прибыли), регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

Формирование и распределение  прибыли в условиях рыночной экономики в нашей стране предусматривает законодательство по налогообложению прибыли предприятий, в соответствии с которым на уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. Причем каждая из прибылей имеет свой экономический смысл и влияет на налоговую базу предприятий.

При принятии Закона №2116-1 от27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:

1. Предприятия и организации  (в том числе бюджетные), являющиеся  юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

2. Филиалы и другие обособленные  подразделения предприятий и  организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт. С 01.01.95 года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;

3. Компании, фирмы, любые другие  организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

С 01.01.96 года в состав налогоплательщиков вошли филиалы кредитных и страховых организаций, филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурга, за исключением прочих филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации[9].

Порядок определения налогооблагаемой прибыли отнюдь не прост. Существует законодательно закрепленная система определения результатов деятельности предприятий при совершении различных хозяйственных операций, оказывающих влияние на конечный их финансовый результат или налогооблагаемую базу предприятий.

Так законодательством закреплено определение финансового результата по следующим хозяйственным операциям:

- при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

- по предприятиям, осуществляющим  реализацию продукции (работ,  услуг), по ценам не выше фактической  себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости;

- суммы, внесенные в бюджет  в виде санкций в соответствии  с законодательством Российской Федерации, не включаются в состав расходов от внереализационных операций;

- и другие хозяйственные операции.

Статьей 25 вышеуказанного Закона «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» предусмотрено, что Госналогслужбой РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издаются инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах.

Так, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 1992-1995 годах изложен в Инструкции № 4 от 06.03.92 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а с 1996 года – в аналогичной ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции распространяются на российских юридических лиц. Иностранные же юридические лица использовали в 1992-1995 годах Инструкцию № 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», а с 1996 года – аналогичную ей инструкцию № 34 от 16.06.95 г.

В данные инструкции вносились изменения  и дополнения согласно изменявшемуся законодательству. На изменения в налогообложении прибыли огромное влияние оказывают изменения направлений государственной экономической политики в нашей стране.

В целях налогообложения валовая  прибыль уменьшается на суммы:

- доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих  предприятию– акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия- эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;

-доходов от долевого участия  в деятельности других предприятий,  кроме доходов, полученных за  пределами Российской Федерации;

-доходов (включая доходы от  аренды и иных видов использования)  казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов (видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами ( включая расходы на оплату труда ) от этих услуг;

-прибыли от посреднических операций  и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации , отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль , зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;

- прибыли от страховой деятельности, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;

- прибыль от осуществления отдельных банковских операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации , отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;

- прибыль  от реализации произведенной  сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации[6].

При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам в порядке, установленном Центральном банке РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Объединяемые  предприятиями в целях осуществления  совместной деятельности денежные средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога, иное имущество, а также средства добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом.

При этом объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования  указанных средств.

Для бирж объектом налогообложения является прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, от совершаемых на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты, иного имущества, а также от других видов предпринимательской деятельности.

При определении  прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности её формирования:

1. Налогообложению  подлежит только та часть прибыли,  которая получена в связи с  их деятельностью в Российской  Федерации.

Для целей  налогообложения не учитывается полученная ими прибыль по:

- внешнеторговым  операциям, совершаемым исключительно  от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в Российской Федерации;

- товарообмена  и операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству Российской Федерации становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы;

- за исключением прибыли, полученной от продажи продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов;

2. В случаях,  когда деятельность ими осуществляется  не только в Российской Федерации, но и за её пределами, и при этом не ведется отдельного учёта прибыли, позволяющего определить прибыль от деятельности, осуществляемой ими через постоянное представительство, сумма прибыли может быть определена на основе расчёта, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, контролирующим его платежи в бюджет;

3. В случае  если не представляется возможным  прямо определить прибыль, полученную  иностранным юридическим лицом  от деятельности в Российской  Федерации, налоговый орган вправе  рассчитать её на основании  валового дохода или произведенных расходов исходя из нормы рентабельности 25 процентов.

С 1992 года ставка налога на прибыль составляла 32 % для  предприятий и иностранных юридических  лиц, а для бирж, брокерских контор, а также предприятий – по прибыли от посреднических операций и сделок – в размере 45 %.

С 01.01.94 года налог на прибыль предприятиями  и организациями (в том числе  иностранными юридическими лицами) уплачивается по ставке 13% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и не более 22% – в части уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – по ставкам в размере не свыше 30%.

Пи этом регламентируется законодательством лишь предельный размер ставки, подлежащей уплате в бюджеты субъектов РФ, а конкретная ставка определяется представительными органами этих субъектов. Предельный размер общей ставки налога для предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) составлял 35 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – 43 %.

Таким образом, с 01.01.97 г. законодательно закреплено за представительными органами субъектов Российской Федерации право, предоставлять дополнительную льготу налогоплательщикам в виде понижения ставки налога, подлежащего уплате в их бюджеты.

Информация о работе Перспективы развития налога на прибыль организаций