Перспективы развития налога на прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучение и анализ развития налога на прибыль организаций РФ. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:
- исследовать сущность, основные элементы и особенности налога на прибыль организаций;
- проследить эволюцию развития элементов налога на прибыль в РФ;
- обозначить тенденции развития налогообложения прибыли организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 1
1. Становление налога на прибыль организаций в РФ………………………… …..2
2. Сущность налога на прибыль организаций как элемента налоговой системы………………………………………………………………………………...15
2.1. Основные элементы налогообложения……………...……………………... 15
2.2. Налогооблагаемая база и особенности ее определения…………………….16
2.3. Налоговые ставки……………………………………………………………. 20
3. Перспективы развития налога на прибыль организаций ……………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….28 Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Эволюция налога на прибыль организаций Российской Федерации.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Налоговым Кодексом РФ предусматривалось понижение ставки налога, принадлежащей уплате в федеральный бюджет до 11 %, а в бюджеты субъектов Федерации предельный уровень ставки планируется понизить до 19 %. Общая ставка налога будет составлять не более 30 %.

Законом «О налоге на прибыль предприятий  и организаций” в первоначальной его редакции предусматривалось также уплата в бюджет помимо налога на прибыль налогов со следующих видов доходов:

а) дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам[5].

С 1 января 1997 года дополнительно введен следующий порядок исчисления налога на прибыль:

- все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога;

-исчисление фактической суммы  налога на прибыль производится предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;

- одновременно с расчетами налога  по фактически полученной прибыли  предприятиями представляются дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, а также обоснованные расчеты по предоставлению налоговых льгот. Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период;

- органам законодательной (представительной)власти субъектов РФ предоставляется право на установление ежеквартальной уплаты налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за истекший квартал предприятиям, добывающим драгоценные металлы, драгоценные камни, общественным организациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительными гаражным кооперативам, садоводческим товариществам;

- порядок уплаты в бюджет  налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года.

Уплата налога на прибыль производится по квартальным расчетам – в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам–в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, а введенная согласно вышеуказанным изменениям уплата налога по месячным расчётам – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным.

Предприятия же с иностранными инвестициями производили уплату квартальных авансовых взносов налога в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога за текущий год определялась ими самостоятельно исходя из предполагаемой прибыли и ставки. Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании бухгалтерского отчёта не позднее 15 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчёта. С 01.01.95 года для данных предприятий установлен общий порядок уплаты налога в бюджет.

Излишне внесенные  суммы налога засчитываются в  счёт очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления[9].

С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», где был реализован ряд мер по реформированию налога на прибыль. Основными из этих мер стали следующие:

1. Отмена значительной части  льгот и вычетов. Основным последствием данного решения стала отмена инвестиционной льготы, позволявшей уменьшать до половины налогооблагаемой прибыли на величину капитальных вложений производственного назначения и капитальных вложений в жилищное строительство, уменьшенную на величину начисленной за период амортизации, а также на проценты по заемным средствам, направленным на финансирование тех капитальных вложений, на которые распространялась эта льгота(однако надо учитывать, что половиной прибыли ограничивался совокупный вычет по большинству льгот, причем возможность уменьшения налоговой базы на убытки прошлых лет также относилась к льготам);

2. Снижение  максимальной ставки налога с  35 до 24%;

3. Снятие  ряда ограничений на принятие  к вычету расходов, необходимых  для ведения бизнеса. К их числу относятся расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств, расходы на рекламу, расходы на имущественное страхование и страхование коммерческих рисков, на выплату процентов по заемным средствам (ранее к вычету принимались проценты по кредитам, направленным на приобретение основных средств, кроме тех, на которые распространялась инвестиционная льгота, и в пределах ограничений на льготы), расходы на обучение персонала и др.;

4. Изменение  начисления амортизации. Основным  изменением порядка вычета амортизации стала возможность применения нелинейного способа начисления амортизации для большинства группа активов; кроме того, нормы амортизации были существенно увеличены;

5. Переход  с кассового метода на метод  начисления. Вступление в силу главы 25 НК РФ повлекло за собой переход для большинства предприятий на обязательное ведение налогового учета реализованной продукции и прибыли по факту отгрузки продукции, а не ее оплаты;

Определенное влияние изменений  налогового законодательства просматривается и раньше, с принятием отдельных глав части второй НК РФ. В частности, основными изменениями в налоговом законодательстве, предполагавшими влияние на поступления по налогу на прибыль организаций, были следующие:

• расширение налоговой базы из-за отмены оборотных налогов;

• изменение налоговой базы в  связи с введением новых ставок акцизов;

• введение муниципальной ставки по налогу на прибыль организаций  в размере 5%.

Перечисленные выше изменения законодательства повлекли за собой существенные колебания валовой и налогооблагаемой прибыли и соответственно поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему.

Помимо реформы 2002 г. на поступления  налога на прибыль организаций повлияли следующие изменения в налоговом  законодательстве, вступившие в силу в последующие годы:

• увеличение налоговой ставки по доходам, полученным в виде  дивидендов от российских организаций российскими организациями с 6 до 9% в 2005 г.;

• изменение базы из-за увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газу горючему природному, из-за увеличения ставок экспортных пошлин на нефть, а также из-за снижения базовой ставки ЕСН (утратившего силу) в2005 г.;

• ускоренное списание амортизации  в размере 10% (амортизационная премия) начиная с 2006 г.;

• изменение сроков списания расходов на НИОКР начиная с 2006 г.;

• увеличение до 50% суммы переносимого убытка начиная с 2006 г. И отмена ограничения на сумму переносимого убытка с 2007 г [4].

В 2008 году ставка налога на прибыль  уменьшилась с 24 до 20 % за счет федеральной его части, которая снижается с 6,5 до 2,5 %. Региональная часть налога в свою очередь остается на уровне 17,5 %. Также отменены авансовые платежи по налогу на прибыль. Таким образом, предприятия уплачивают налог на основании фактически полученной прибыли [6].

По данным ФНС, доля налога на прибыль  в налоговых доходах бюджета  по итогам первой половины 2008 года составила 18 % (НДПИ – 36 %, НДС – 31 %). По оценкам  экономической экспертной группы, налог на прибыль составляет примерно 8,5 % от всех доходов федерального бюджета.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами[8].

Изменения, внесенные в НК РФ указанным Федеральным законом, предусматривают следующее:

1.1. Глава 25 «Налог на прибыль организаций»НК РФ дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами.

1.2. Урегулирован порядок удержания  налога на прибыль организаций  с доходов, перечисляемых организации-нерезиденту в рамках договора РЕПО, договора займа ценными бумагами или договора доверительного управления имуществом. Так, если сделка РЕПО или займа ценными бумагами заключается между иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО либо займодавец) и российской организацией (покупатель по первой части РЕПО либо заемщик) и в период, когда акции находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, предусмотрена норма, согласно которой российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов или удержанный не в полной сумме.

1.3. В НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». При этом объектом договора РЕПО могут выступать эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, а также инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, акции или облигации иностранного эмитента и ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента.

1.4. Предусмотрена  возможность прекращения обязательств  по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте.

1.5. Уточнены  правила определения рыночных цен ценных бумаг для налога на прибыль организаций. При этом срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, сокращен с 12 месяцев до 90 дней.

1.6. Внесены  изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 года может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг. При этом использование метода цены аналогичных (идентичных, однородных) ценных бумаг для определения их рыночной цены из НК РФ исключено.

Также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. порядок определения  расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

1.7. Установлены  особенности порядка налогообложения  прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов.

1.8. Изменен  механизм налогообложения прибыли  по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В частности, налогоплательщикам, осуществляющим дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, предоставлено право учитывать убытки, полученные по внебиржевым срочным сделкам, при определении основной налоговой базы по налогу на прибыль организаций; отменена текущая переоценка требований (обязательств) по финансовым инструментам срочных сделок; установлено, что премия по опционному контракту признается в составе расходов единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.

1.9. В соответствии  с международной практикой налогообложения, а также в целях сближения бухгалтерского и налогового учета, из НК РФ исключен метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО).

2. Уточнен  порядок определения налоговой  базы налоговым агентом по  доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов.

3. В рамках  совершенствования налогообложения  торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки  излишков товарных и материально-производственных запасов.

4. В целях  сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.

5. В рамках реализации концепции  создания в Российской Федерации  мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов «стратегических» акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из НК РФ исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды[3].

Информация о работе Перспективы развития налога на прибыль организаций