Перспективы развития налогообложения имущества граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Цель работы непосредственно заключается в анализе перспектив введения налога на недвижимость.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие налога на недвижимость;
2) Проанализировать его сущность;
3) Рассмотреть предпосылки введения налога;
4) Определить проблемы, связанные с введением данного налога;
5) Проанализировать причины введения налога;
Объектом работы выступает налогообложение имущества физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях 5
1.1.Этапы формирования имущественного налогообложения физических лиц в России 5
1.2.Особенности налогообложения имущества 9
1.3. Новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц 13
ГЛАВА 2. Основные проблемы и перспективы применения налога на имущество физических лиц 19
2.1.Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ 19
2.2.Направления совершенствования налогообложения путём введения налога на недвижимость 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27

Файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

Понятие обособленного подразделения  содержится в ст. 11 Налогового кодекса  РФ. Согласно данной норме под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного  подразделения организации таковым  производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в  учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более  одного месяца.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах  охраны труда в Российской Федерации» рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, то налог на имущество предприятий должен уплачиваться по месту нахождения недвижимого имущества юридического лица (месту государственной регистрации).

Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса в целях  проведения налогового контроля налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговых  органах.

Организация, в состав которой  входят обособленные подразделения, расположенные  на территории Российской Федерации, обязана  встать на учет в качестве налогоплательщика  в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту  нахождения каждого своего обособленного  подразделения. Разъяснения по вопросу  уплаты филиалами и иными обособленными  подразделениями российских организаций  налогов и сборов в связи с  введением Налогового кодекса РФ содержаться в письме МНС РФ от 02.03.1999 г. № ВГ-6-15/151.

Налог на имущество  физических лиц – это местный налог, устанавливается федеральным законодательством и вводится в действие решениями местных органов власти, после чего становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Налог на имущество физических лиц указан в ч. 1 НК РФ. Он взимается  в соответствии с законом РФ от 9.12.1991 № 2003-1, а также прокомментирован инструкцией министерством по налогам  и сборам от 2.11.99 № 54.

Налогоплательщиками признаются физические лица собственники имущества  признаваемого объектом налогообложения.

Объектом налогообложения  являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые  льготы по этому налогу.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ «О налоге на имущество» предельный размер налоговой ставки на имущество  предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов  РФ.

Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается. При отсутствии решений  законодательных (представительных) органов  субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий  применяется максимальная ставка налога.

Алгоритм расчета налогооблагаемой базы налога на имущество – среднегодовой стоимости имущества – закреплен в п. 3 Инструкции № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущества предприятий». Согласно положениям данного пункта для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества.

В общем случае, когда  предприятие действует и имеет  налогооблагаемое имущество с начала года, схема расчета налогооблагаемой базы может быть представлена в следующем  виде:

Среднегодовая стоимость  имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев  и год) определяется путем деления  на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число  следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества  на каждое первое число всех остальных  кварталов отчетного периода. Расчет налога производится ежеквартально, нарастающим  итогом.

 

1.3. Новый порядок исчисления  налога на имущество физических  лиц

Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации" был существенно  изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц.

Напомним, проблема действовавшей  до настоящего времени редакции Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" касалась налогоплательщиков - владельцев имущества, находящегося в общей долевой  либо совместной собственности нескольких физических лиц. И если до определенного  времени алгоритм расчета сводился к следующему: от инвентаризационной стоимости объекта определялась стоимость доли, которая включалась в суммарную инвентаризационную стоимость, далее по шкале выбиралась соответствующая ставка налога и, наконец, рассчитывался сам налог, то с  выходом Письма Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19 все изменилось. Суть его сводилась к тому, что при  расчете суммарной инвентаризационной стоимости (а именно она определяет размер налоговой ставки) следовало  брать стоимость всего объекта, находящегося в долевой (совместной) собственности, а не стоимость доли. Законом "О налогах на имущество  физических лиц" не предусмотрены  в качестве объекта налогообложения  доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета  налоговой базы по налогу на имущество  физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения (Определение  КС РФ от 24.11.2005 N 493-0).

 Поскольку подобная  позиция появилась и начала  активно претворяться в жизнь  в 2009 году путем направления  гражданам налоговых уведомлений  с повышенными суммами налога, в целях соблюдения принципа  равенства налогообложения и  недопустимости применения дифференцированных  ставок налога в зависимости  от формы собственности, сложившаяся  ситуация была законодательно изменена. Итак, новая формулировка объектов налогообложения (ст. 2 Закона "О налогах на имущество физических лиц") выглядит следующим образом: 
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 
1)жилой  дом; 
2)квартира; 
3)комната; 
4)дача; 
5)гараж; 
6)иное строение, помещение и сооружение; 
7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

Существенный момент - данному  изменению, как улучшающему положение  налогоплательщиков, придана обратная сила. Указанная статья распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009. Сама шкала и ставки налога не претерпели изменений, лишь более определенно  прописаны пороги зон, чтобы не вводить  в заблуждение при применении ставок, когда суммарная стоимость  имущества составляет ровно 300 000 или 500 000 руб. Отметим, что шкала не индексируется  с 1999 года.

 

В перечень объектов включена доля в праве общей собственности  на имущество (жилых помещений, гаражей, иных строений, помещений и сооружений).

Рассмотрим на примере  города Москвы, как выглядит налоговое  бремя в 2009 году исходя из прежней  и действующей редакций Закона "О  налогах на имущество физических лиц». Согласно Закону г. Москвы от 23.10.2002 №47 «О ставках налога на имущество  физических лиц» действуют следующие  ставки налога:

 

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества. руб. Ставка,%

Жилых помещений:  
до 300 000                                                                                                           0,1  
от 300 000 до 500 000                                                                                        0,2  
свыше 500 000                                                                                                    0,5

Нежилых помещений:  
до 300 000                                                                                                           0,1 
от 300 000 до 500 000                                                                                        0,3 
свыше 500 000                                                                                                    0,5

 
   

  Пусть физическое  лицо владеет однокомнатной квартирой  стоимостью 170 000 руб. и 1/2 доли  в четырехкомнатной квартире  стоимостью 460 000 руб., что соответствует  400 000 руб. совокупного жилого имущества.

 
      1) Расчет налога  на имущество физических лиц  по методике Письма Минфина  России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19: 
- суммарная стоимость объектов составляет 630 000 руб. (170 000 + 460 000); 
-ставка налога  -  0,5%; 
- сумма налога с учетом доли составит 2 000 руб. ((170 000 руб. + 1/2 х 460 000 руб.) х 0,5%).

2) Расчет налога на  имущество физических лиц в  соответствии с Федеральным  законом  N  283-ФЗ: 
- суммарная стоимость объектов составляет 400 000 руб. (170 000 руб. + 1/2 х 460 000  руб.); 
- ставка  налога-0,2%; 
- сумма налога составит 800 руб. Как мы видим, разница между двумя способами расчета налога существенная (составляет 1 200 руб.), налоговая нагрузка изменилась в 2,5 раза без какого-либо количественного или качественного прироста имущества. 
      Новая редакция закона, в отличие от прежней, четко прописывает порядок расчета налогооблагаемой базы при долевой и совместной собственности. В первом случае она рассчитывается пропорционально доле, а во втором - пропорционально числу собственников. В качестве базы в обоих случаях выступает инвентаризационная стоимость объекта.

Одновременно изменен  порядок уплаты налога при совместной собственности. Прежняя редакция закона допускала, что плательщиком налога за весь объект мог выступать один из владельцев. Теперь данная норма  из нормативного акта исключена и  платежи производятся каждым из собственников  имущественного объекта с возложением  равного бремени на каждого.

Остальные изменения носят  более технический характер: 
- в число государственных органов, обязанных подавать сведения в налоговые органы для исчисления земельного налога, включены органы кадастрового  учёта; 
- более четко прописан трехлетний срок, в течение которого налоговые органы имеют право взыскать налоги (транспортный, земельный) с лиц, своевременно не привлеченных к их уплате. Теперь формулировка этого пункта выглядит так: лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением  к  уплате  налога; 
- в аналогичном порядке пересмотрен пункт, касающийся неправильно примененного налогообложения: перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога; 
- и наконец, осуществлена прямая отсылка к нормам Налогового кодекса в отношении платежей налога: возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Что не решено настоящими изменениями? Не пересмотрена шкала налогообложения. Если в 1999 году большинство объектов имущества попадали в первую зону (до 300 000 руб.), то сейчас все большее число объектов переходит верхнюю границу в 500 000 руб. Миграция объекта из низкой зоны в высокую происходит из регулярных из года в год производимых инвентаризаций стоимости имущества. Это приводит к непропорционально возрастающему налогу на имущество - физическое лицо владеет все тем же объектом, а изымается из его кармана все более и более высокий налог за него.

Следует в заключение отметить, что в рамках реформирования налогообложения  недвижимости принят в первом чтении Законопроект № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации", который  и предусматривает включение  в Налоговый кодекс главы "Местный  налог на недвижимость". Ставка налога составит от 0,1 до 1% от рыночной стоимости  недвижимости. В настоящий момент ведется работа по созданию единого  кадастра недвижимости и разработке методики оценки ее рыночной стоимости.

 

ГЛАВА 2. Основные проблемы и перспективы применения налога на имущество физических лиц

2.1.Проблемы налогообложения  имущества физических лиц в  РФ

 

В качестве причин, вызвавших  появление проблем с налогообложением недвижимости в нашей стране, можно  отметить следующие:

недостаточное развитие рынков земли и недвижимости;

отсутствие адекватной системы  учета объектов недвижимости;

политические и социальные риски, ограничивающие его эффективное  использование;

незначительная роль в  доходах территориальных и прежде всего местных бюджетов;

отрыв в определении налоговой  базы от рыночной стоимости недвижимости;

неравномерность распределения  налогового бремени (по видам недвижимости - жилая и нежилая, по объектам - земля, здания и сооружения);

жесткое централизованное регулирование  налоговой базы и налоговых ставок.

Главная проблема введения этого налога связана с тем, что  объект и налоговая база связаны  с формированием кадастра объектов недвижимости и с разработкой  методов кадастровой оценки объектов. И на сегодняшний день, пока работа с кадастром не завершена, говорить о том, чтобы ввести этот налог  не очень правильно. Ее решение также  требует разработки и принятия целого ряда документов, в частности:

порядка проведения кадастровой  оценки недвижимости;

порядка формирования сведений об объектах недвижимости для целей  налогообложения;

методики кадастровой  оценки недвижимости;

досудебного порядка урегулирования споров о результатах оценки недвижимости;

порядка утверждения результатов  оценки недвижимости;

порядка внесения результатов  оценки недвижимости в кадастр недвижимости.

Эта работа нацелена на довольно значительный период. Был разработан план-график по введению этого налога (а он должен в первую очередь  заменить налог на имущество физических лиц). Этот план предусматривал, что  уже в 2010 году должны были быть подготовлены поправки в законопроект о налоге на недвижимость, но из-за объёмности работы период до 2013 года будет лишь подготовительным. Хотя ранее планировалось введение налога уже 2011. Переходный период в  некоторой степени позволит органам  местного самоуправления принять решение - либо вводить новый налог, либо сохранять налог на имущество  физических лиц.

Информация о работе Перспективы развития налогообложения имущества граждан