Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа
Целью написания данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения природных ресурсов.
Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.
Введение .................................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты платежей за природопользование.......................... 4
1.1.Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы. 4
1.2.Общие положения платежей за природопользование ............................... 7
2. Характеристика платежей за природопользование, как регуляторов
рационального использования природных ресурсов ........................................ 10
2.1.Анализ формирования доходов федерального бюджета за счет платежей
природопользование ......................................................................................... 10
2.2.Платежи за пользование недрами.............................................................. 16
2.3.Платежи за пользование водными ресурсами.......................................... 18
2.4.Платежи за пользование объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами.............................................................................. 20
2.5.Земельные платежи..................................................................................... 22
3. Рекомендации по совершенствованию налогообложения природных
ресурсов ................................................................................................................. 25
3.1.Зарубежный опыт налогообложения природных ресурсов .................... 25
3.2.Проблемы налогообложения природопользования в России и пути их
решения .............................................................................................................. 28
Заключение............................................................................................................ 32
Список использованных источников........
На тему: «Платежи за природопользование, как регуляторы рационального использования природных ресурсов»
Содержание
Курсовая работа посвящена теме " Платежи за природопользование, как регуляторы рационального использования природных ресурсов".
Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны.
Платежи за пользование природными ресурсами являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Введение платежей за использование природных ресурсов – прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов.
Но, к сожалению, в настоящее время отмечается низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды.
Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться?
Эти и множество других вопросов возникают лишь при общем рассмотрении темы платежей за природные ресурсы.
Целью написания данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения природных ресурсов.
Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей, рассмотреть виды природоресурсных платежей, выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы, обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы, обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы.
Экономическая оценка природных ресурсов является одной из центральных проблем экономической науки.
Оценка природных ресурсов имеет давнюю историю. Оценка земли как направление государственной социально-экономической политики начинает формироваться в России с конца XV века, когда появляется поместье как специфическая разновидность частно феодальной условной земельной собственности. В последующие годы шло совершенствование методов и принципов оценки земель.
В методике конца XIX - начала XX в. оценка земель производилась или по стоимости земель, или по их доходности. Характерной особенностью методик было то, что оценка земельных угодий являлась одновременно источником дохода и предметом купли-продажи.
После Великой Октябрьской революции, с конца 1920 –х гг., в результате огосударствления земельной собственности оценка земли в сфере частной жизни практически исчезла.
Экономическая оценка природных ресурсов в бывшем СССР отвергалась на принципиальном, теоретическом уровне. Идеальной основой такого отрицания была одна из главных догм марксистской политической науки – трудовая теория стоимости К. Маркса. Согласно этой теории, стоимости всегда создаются трудом. Какой либо вклад природного ресурса в создании стоимостей отвергался.
Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. В настоящее время это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.
Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.
Введение платежей за использование природных ресурсов – прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:
Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов является одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств.
Платежи за пользование природными ресурсами – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.
Прежде чем оценивать роль природоресурсных платежей в доходах бюджета, определим: что такое природные ресурсы.
Данное определение дается в ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым, природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, понимается - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Общая оценка влияния природно-ресурсного потенциала страны на формирование доходной части федерального бюджета такова: Россия обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. В то же время доходы государства от использования данной части национального богатства явно недостаточны.
В современной России отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных актов: Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104)[3], рядом федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов.
Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах.
Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:
Система платежей за природные ресурсы включает:
Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены: налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. К местным налогам относится земельный налог.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2013 год в сумме 12 865 925,6 млн. рублей (19,3% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 5 925 497,5 млн. рублей (8,9% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 6 940 428,1 млн. рублей (10,4% к ВВП) (таблица 4).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» сформированы прогнозные показатели доходов федерального бюджета на I полугодие 2013 года (далее - прогноз доходов на I полугодие 2013 года).
Таблица 2.1
Основные показатели федерального бюджета по доходам
за I полугодие 2013 года
млн. рублей
Наименование |
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» |
Прогноз доходов федерального бюджета на I полугодие 2013 года |
Отчет за I полугодие 2013 года |
Отклонение отчета от прогноза на I полугодие 2013 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
ВВП, млрд.рублей |
66 515,0 |
30 607,0 |
31 360,6 |
753,6 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр. |
97,0 |
98,2 |
106,5 |
8,3 |
Курс доллара США к рублю |
32,4 |
32,3 |
31,0 |
-1,3 |
ДОХОДЫ |
12 865 925,6 |
5 827 085,1 |
6 257 653,7 |
430 568,6 |
в % к ВВП |
19,3 |
19,0 |
20,0 |
1,0 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
5 925 497,5 |
2 862 018,7 |
3 099 109,5 |
237 090,8 |
в % к ВВП |
8,9 |
9,3 |
9,9 |
0,6 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
6 940 428,1 |
2 965 066,4 |
3 158 544,2 |
193 477,8 |
в % к ВВП |
10,4 |
9,7 |
10,1 |
0,4 |