Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:43, курсовая работа
Подоходный налог - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода.
Введение 4
1. Экономическая сущность подоходного налога 5
2. Условия перехода к подоходному налогообложению 6
3. Подоходный налог при Александре Ι-Николае II 9
4. Прогрессия в подоходном налоге 14
5. Подоходный налог в XIX -XX веке в России 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Оглавление
Введение
1. Экономическая сущность подоходного налога
2. Условия перехода к подоходному налогообложению
3. Подоходный налог при Александре Ι-Николае II
4. Прогрессия в подоходном налоге
5. Подоходный налог в XIX -XX веке в России
Заключение
Список использованной литературы
Подоходный налог – это налог, который взимается с чистого дохода плательщика.
Подоходный налог - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода.
Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.
В своей работе я хочу проследить за развитием подоходного налогообложения физических лиц в России в период, начиная от правления Александра I и заканчивая становлением СССР, понять какова роль данного налога, его достоинства и недостатки.
Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).
Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.
В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.
Английская система фактически представляло собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.
Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.
Для повсеместного введения подоходного налога в практику налогообложения нужны соответствующие условия экономического и социального характера. Во-первых, необходим достаточно высокий уровень экономического развития, который продуцирует соответствующие доходы, налоги с которых могли бы обеспечить фискальные потребности государства.
Прогрессивное обложение обусловлено именно тем, что крупный доход, крупное имущество обладают по сравнению с малым доходом, с малым имуществом прогрессивно возрастающей экономической силой, большей силой накопления. Большая экономическая сила обладает и большей платежеспособностью, а потому вынесет и большую тяжесть обложения, т. е. прогрессивный налог. Позднее введение в России (1916) подоходного налога связано “с ужасающей бедностью нашей страны, с ничтожным, относительно, развитием капитализма, с крайне ограниченным числом крупных капиталистов, с преобладанием во многих отраслях промышленности иностранного капитала и с нашей грандиозной заграничной задолженностью”.
И.X. Озеров иллюстрирует эту бедность на примере крестьянства, которое в начале XX в. составляло основную массу населения России: “Картина полного довольства крестьян хлебородного центра России первой половины прошлого столетия в 40 лет, к началу XX в. совершенно изменилась. Новейшая сельская картина центральных губерний такова: всего чаще маленькая, убогая хата, в которой не живет, а прозябает постепенно вырождающаяся от скуднейшей растительной пищи крестьянская семья, одетая в ситцевое фабричное отребье; о прежних домашних войлоках и перинных подкладках нет уже помина, так же как и о тулупах. О мясе, сале, конопляном масле нет помина - эта роскошь доступна лишь 3—4 раза в году, в большие праздники. Вечером среди избы горит, коптит наполненная керосином лампа, всего чаще без стекла. Крестьяне ради уплаты налогов расторговывались своим имуществом и продавали, пока было что продавать”. И продолжая эту мысль, надо сказать, что когда нечем было платить, крестьянину за неуплату налогов грозила тюрьма. И это не предположение, а факты общественного значения. Н. Тургенев в предисловии к своей книге распорядился: “Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов”.
“При подавляющей у нас массе малоимущего населения при крайней недостаточности совокупного количества доходов более имущих классов (можно считать, что совокупный доход всех без исключения лиц в России, имеющих более 1 тыс. руб. в год каждое, не превышает пяти или максимум шести миллиардов рублей в год; таким образом, даже почти полная конфискация доходов, в том числе всякого рода жалований и т.п., у всех граждан России, зарабатывающих в год более 1 тыс. руб., не может давать государству той суммы, какая ежегодно необходима ему в настоящее время) просто абсурдно думать, что технически возможно получение путем “справедливых” прямых налогов более одной четверти общего налогового бюджета России” - сомневаются П. Гензель и А. Соколов.
Важный фактор социального характера — это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу налога государству. Только в XIX в. развивается в гражданах сознание своих податных обязанностей перед государством. Очевидно, можно согласиться с мнением Н. Тургенева, который связывал рост правового сознания с ростом образованности населения: “Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на права и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов. Граждане начали освобождаться от угнетавшего их рабства, пользоваться в смысле более пространном правом собственности; налоги начали быть распределяемы и собираемы с большей справедливостью и платили с большей готовностью”.
С момента же введения налогов государственной власти приходилось искать такие источники получения средств, чтобы граждане по возможности меньше замечали, что они уплачивают налоги, чтобы в процессе этой уплаты их добрая воля играла небольшую роль, чтобы эта уплата совершалась автоматически принудительно. Недаром и самое название финансов происходит от слова, которое обозначает хитрость, следовательно, это — наука о разного рода хитростях, остроумных способах по выдумыванию новых приемов извлечения денег из карманов подданных. К концу XIX в. с ростом политической жизни, с приобщением к ней более широких слоев населения, картина меняется, уже нет необходимости постоянно прибегать к таким хитростям, и старый принцип, применявшийся в финансовой политике прежнего времени: “курицу надо так щипать, чтобы она не кричала”, постепенно выходил из употребления.
Увеличение социальных расходов государства, в частности на образование и здравоохранение сделали более осязательной деятельность государства для рядового налогоплательщика. Народ стал охотнее платить налоги. Эта психологическая предпосылка и была использована для развития прямого подоходного обложения, которое основано на добровольном объявлении гражданами размера своих доходов. И.X. Озеров отмечет: “В настоящее время государственная власть уже может обращаться к гражданам открыто с предложением уделить известную часть своего дохода на общие нужды. В некоторых странах списки декларированных доходов публикуются во всеобщее сведение, и государственная власть тем самым прибегает к общественному контролю, правильно ли декларировали свой доход плательщики. Это важное приобретение - развитие морального чувства относительно уплаты налога в пользу государства”.
В России это условие к началу XX в. отсутствовало ввиду необразованности русского народа. И.X. Озеров так пишет в связи с этим: “Насколько эта темнота вредно влияет на экономическую жизнь, можно судить по следующему факту: как-то вышла лубочная книжка под широковещательным заглавием: “Светопреставление 13 ноября 1899 г. по проф. Фальбу”. Книжка дозволена была цензурой, разошлась в большом количестве по деревням и селам, темная масса бросилась покупать ее. Один крестьянин Костыревской волости специально приезжал в Рославль за книжонкой. Не добившись ничего, он предлагал книгопродавцу 1 руб. на расходы. Во время ярмарки в Ржеве целые толпы народа добивались у книгопродавцев книги о конце мира. Всюду в народе шли разговоры о близком конце мира, и народ, читавший книжку, нисколько не сомневался в этом и готовился к смерти: шли молиться к святым местам, говели, постились, собирались “помереть по-христиански”. И вот как это отразилось на экономическом положении. В Харьковской губернии крестьяне, торговавшие скотом, решили остановить промысел. Они перебили всю скотину, чтобы потребить ее до кончины мира. Другие же не хотели убирать хлеб с полей и принялись за дело лишь благодаря участию посторонних лиц. Наконец, книгопродавцы Харькова были обязаны подпиской не продавать на рынок книжку”.
“У нас нет существенного условия для правильного существования подоходного обложения, это именно — сознания у плательщиков чувства долга выполнить свою податную обязанность”.
Третье условие введения подоходного обложения — развитие техники обложения, создание “института податных надсмотрщиков” . Это сделало возможной довольно тщательную проверку налоговых деклараций и облегчило организацию прямого обложения.
В России первая своеобразная попытка введения подоходного обложения была предпринята Александром I в 1810 г., когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет, вызвала резкое обесценивание бумажных ассигнаций, был введен налог на доходы помещиков. Ставки налога прогрессивно увеличивались с 1% - для доходов свыше 500 рублей до 10% - для доходов, превышающих 18 тыс. руб. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала, поступления от налога стали быстро сокращаться и под давлением дворянства в 1820 г. он был отменен.
В течение всего XIX века подоходное обложение в России в чистом виде отсутствовало. Хотя в этот период раздавались голоса в пользу его введения и разрабатывались различные проекты. Одним из пунктов плана финансов М.М. Сперанского было введение подоходного налога. Впоследствии о необходимости и целесообразности введения подоходного налога говорили министры финансов Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте.
В 1892 г. С.Ю. Витте выступает сторонником подоходного налога, считая, что «подоходный налог отвечает принципу общности, так как к платежу его привлекаются все граждане, получающие определенный доход, независимо от вида имуществ, занятия или промысла». С.Ю. Витте разработал проект государственного подоходного сбора, обложение предполагалось с суммы в 1000 рублей. Процентная ставка возрастала прогрессивно:1% при доходе от 1000 до 2000 рублей, 1,1% - при доходе от 2000 до 3000 рублей и так далее с повышением на 0,1% на каждую тысячу рублей до тех пор, пока ставка не достигнет 4%. Этот проект был представлен для заключения министерств, главных управлений и казенных палат. Мнения экспертов о введении подоходного налогообложения разделились. Одни считали, что его введение может оказаться непосильным для населения страны, другие же, наоборот, считали, что этот проект сделает равномерным распределение податного бремени. И после долгих споров было решено приостановить дальнейшую разработку проекта.
Информация о работе Подоходное налогообложение физических лиц в России (от Александра Ι до СССР)