Понятие и экономические аспекты налоговой оптимизации и налоговой минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятий налоговой оптимизации и налоговой минимизации.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачу - проанализировать аспекты таких экономических процессов.
Ответы на вопросы по данной теме можно найти в работах Акчурина Е. В., Александрова И.М., Борьян Ю. Б., Коваль Л. С. , Мельник Д. Ю. , Сомоева Р. Г. и многих других.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятия «минимизация» и «оптимизация» налогообложения: в чем разница?
Глава 2. Основные аспекты понятий.
2.1 Методы оптимизации.
2.2 Причины налоговой минимизации.
2.3 Классификация и виды уклонений и обхода налогов (криминальные и некриминальные деяния).
Глава 3. Опасности налоговой минимизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ НАЛОГИ.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

Таким образом, налогоплательщик имеет достаточно много специальных  методов текущего налогового планирования, которые при их грамотном использовании  могут значительно снизить размер налоговых изъятий на совершенно законных основаниях.

 

2.2 Причины налоговой минимизации.

Причины, которые побуждают  налогоплательщика сократить свое налоговые выплаты:

1.Моральные  (нравственно-психилогические) причины. Необходимо отметить, что многими учеными нравственно-психологические причины ставятся на первое место. Уже само понятие налога, как обязательного, безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, вызывает в обычном человеке, не склонном к нарушению законов, некий протест. Отчуждение собственности порождает инстинктивное желание защитить свою собственность. Кроме того, в отличие от других законов, налоговые законы не являются беспристрастными, так как их устанавливает государство. Даже самое законопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих же интересах.

Экономисты считают, что  государственные доходы могут быть беспредельны. Однако эти пределы  существуют: предел, выше которого поднимать  налоги нежелательно; предел выше которого поднимать налоги опасно.

2.Политические  причины. Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов в ситуации, когда государство начинает использовать налоги не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики.

 Налоги, как инструмент  социальной политики, используются  довольно часто и проявляются  в том, что класс, стоящий  у власти, использует их для  подавления другого класса - не  властвующего. Уклонение от уплаты  налогов выступает здесь как  некая форма сопротивления такому  подавлению.

3. Экономические  причины. Экономические причины вызывают стремление налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также достаточно часто. Экономические причины можно разделить на два вида:

  • причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика,
  • причины, порожденные общей экономической конъюнктурой.

  Финансовое положение налогоплательщика также является определяющим фактором для уклонения от уплаты налогов - налогоплательщик взвешивает: оправдается ли та выгода от уклонения от уплаты налогов, или же неблагоприятные последствия этого будут гораздо больше. Если уклонение с материальной точки зрения себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Если финансовое состояние налогоплательщика стабильно, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет и репутацию своего бизнеса.

Экономические причины, порожденные  общей экономической конъюнктурой, проявляются в как в периоды  экономических кризисов в государстве, так и в периоды расцвета экономики  и расширения международного сотрудничества, так как, как правило, налоговый  контроль ограничивается территорией  соответствующего государства и  не выходит за границы страны, поэтому  создается благоприятная обстановка для сокрытия предпринимателями  своих доходов за границей благодаря  свободному движению капитала.

4. Технико-юридические  причины - т. е. причины, вызванные несовершенством налогового законодательства, что связано, в свою очередь, со сложностью налоговой системы. Налоговое законодательство зачастую дает налогоплательщику возможности оптимизации налоговых обязательств. Это обусловлено наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ставок налогообложения, различных источников отнесения расходов и затрат, двусмысленности толкования положений в налоговых законах в связи с неучетом законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплате налогов, нечеткостью и расплывчатостью формулировок налоговых законов. Однако, благодаря действию нормы, содержащейся в п.7 ст. 3 Кодекса, противоречия и неясности в законодательстве о налогах и сборах не могут устраняться налоговыми, судебными и другими органами в пользу государственной казны, как это неоднократно имело место ранее. До тех пор, пока законодателем не будут внесены соответствующие изменения или дополнения, все сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика.

 

2.3 Классификация и виды уклонений и обхода налогов (криминальные и некриминальные деяния).

Незаконное уменьшение налогов  – методы снижения налоговых платежей с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности, российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин "уклонение от уплаты налогов" (ст.ст.198, 199 УК РФ). Так как уход от уплаты налогов достигается противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены различные виды ответственности, а именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.

 При рассмотрении множества  способов данной категории необходимо  отметить, что они неоднородны.  Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения  от уплаты налогов можно выделить  следующие способы.

 

 

Некриминальное  уклонение от уплаты налогов.

Это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание  или снижение налоговых выплат в  бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.

Криминальное  уклонение от уплаты налогов.

Применяются в основном через  нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства:

- подделку документов, фальсификация  данных бухгалтерского учета,

- умышленное неоприходование  денег, поступивших в кассу  предприятия за реализованную  продукцию,

- заключение фиктивных  договоров,

- переоформление договоров  и изменение их содержания  после их исполнения,

- выплата санкций за  несуществующие договорные нарушения,  занижение стоимости ввозимых  через таможенную границу товаров,  и, соответственно, занижение сумм  НДС, подлежащих уплате на таможне  и т.д.

 Криминальное уклонение  от уплаты налогов совершается  путем совершения налогоплательщиком  противозаконных действий, направленных  на избежание налога, нарушающих  нормы не только налогового, но  и уголовного законодательства, что влечет наступление для  налогоплательщика уголовной ответственности.

 

Глава 3. Опасности  налоговой минимизации

Как указывалось выше, уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или  налоговая оптимизация (налоговая  минимизация), вызывает активное и жесткое  противодействие государства в  лице его фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким  способом осуществляется уменьшение налоговых  платежей, зависит и ответная реакция  государства: в лучшем случае, Вы можете столкнуться с откровенным неодобрением вашей "налоговой политики" (при  налоговой оптимизации), в худшем, возможно применение всего репрессивного  механизма в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций  вплоть до уголовной ответственности (при уклонении от налогов).

Однако, в большинстве "пособий  по уклонению" авторы не предупреждают  читателей о тех опасностях, которые  подстерегают предприятия на пути к  налоговому благополучию через налоговую  оптимизацию. И напрасно. Так как  ошибки налогоплательщика, а также  недооценка возможностей налоговых  органов могут привести вместо налоговой  экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или к лишению  свободы.

Минимизация – незаконная деятельность. Плата за налоговые риски – ответственность, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работы, сделаем следующие выводы: хозяйственные операции, имеющие своей целью снижение налогового бремени, находятся и в дальнейшем всегда будут находиться под пристальным вниманием налоговых и иных контролирующих органов. Нередко сами налогоплательщики при применении той или иной оптимизационной схемы допускают ошибки. При проведении оптимизационной процедуры не бывает мелочей, и она требует тщательного законодательного обоснования и документального оформления.  В работе была достигнута цель – разобраны понятий налоговой оптимизации и налоговой минимизации. Я предполагаю, что данная работа могла бы помочь разобраться в аспектах изучаемых понятий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при изучении и практическом применении положений налогового законодательства.

Так же в заключении необходимо отметить, что предприниматель может встать на путь уклонения от уплаты налогов не только по одной из перечисленных выше причин, а как это чаще всего бывает, сразу из-за нескольких. То есть, указанные причины не являются взаимоисключающими и, образуя определенную совокупность, иногда заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан.

Не смотря на «плюсы» и  «минусы» оптимизации и минимизации налогов, эти процессы играют большую роль в налоговой политики. И поэтому данная тема должна постоянно отслеживаться и подстраиваться под современную и быстроменяющуюся экономику государства.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
  2. Уголовный кодекс РФ. Принят Государственной Думой, 24 мая 1996 года.
  1. Акчурина Е. В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. - М.: ОСЬ-89, 2003.
  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К0», 2005.
  2. Борьян Ю. Б. Налоговые правонарушения и ответственность / Ю. Б. Борьян. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2005.
  3. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение. Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  4. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5. Коваль Л. С. Налоговый учет в организации: учеб.-метод, пособие. М.: Гелиос АРВ, 2003.
  6. . Мельник Д. Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000.
  8. http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека.

 


Информация о работе Понятие и экономические аспекты налоговой оптимизации и налоговой минимизации