Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:25, реферат
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.
|
В рамках финансового контроля выделяют такой его вид, как налоговый контроль. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
Налоги—это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей [26, с. 37]. Очевидно, что государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а так как данные платежи носят принудительный характер, то совершенно естественным является желание плательщиков по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. И чтобы обеспечить надлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля.
Что касается непосредственно понятия налогового контроля, то в современной научной литературе существует множество его трактовок. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.
Е. В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: “Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. …Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование” [41, с. 33].
А. В. Брызгалин считает, что “налоговый контроль—это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…” [11, с. 308].
“Налоговый контроль можно определить
как установленную
Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: “налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд” [41, с. 34]. Аналогичного мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем “деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах”.
Из вышеприведенных
Налоговый контроль—это элемент финансового
контроля и часть налогового механизма.
Налоговые контрольные действия
охватывают всю систему налогообложения,
а также осуществляются в разрезе
отдельных налогов, налоговых групп,
групп налогоплательщиков, территорий.
Налоговый контроль пронизывает
всю экономику, обеспечивая соблюдение
правил бухгалтерского учета и отчетности,
законодательных основ
Появление налогового контроля вызвано
объективными причинами. Налогоплательщик,
обладая определенным имуществом на
праве собственности или ином
вещном праве, всегда стремится защитить
свой частный имущественный интерес
от налоговых изъятий. При этом желание
налогоплательщика уменьшить
Очевидно, что для охраны своих
имущественных интересов в
Таким образом, из вышесказанного вытекает
необходимость существования
Необходимость налогового контроля также
определяется наличием весьма частого
уклонения плательщиков от налогообложения.
Это явление развивалось
В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические [26, с. 118].
Общая суть моральных причин ухода
от налогов состоит в том, что
многие плательщики считают себя
вправе противостоять налогам, мотивируя
это непомерной, по их мнению, тяжестью
налогового бремени. Зачастую общественные
потребности, реализуемые государством
посредством финансирования из бюджета,
формируемого за счет налогов, не осознаются
плательщиками как объективная
реальность. К политическим причинам
ухода от налогов следует отнести
тенденции лоббирования расходов при
определении направлений
Таким образом, причин ухода от налогов много, но какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.
Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Данными принципами должны руководствоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения (Приложение 1).
Прежде всего, это общеправовые принципы.
1. Принцип законности.
В общем плане этот принцип подразумевает
строгое соблюдение предписаний
законодательных актов и
2. Принцип юридического равенства.
Применительно к налогообложению данный принцип выражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.
Исходя из того, что права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью, органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.
4. Принцип гласности.
Данный принцип означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также получения информации.
5. Принцип ответственности.
Этот принцип заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. В ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация правонарушений в документах налогового контроля.
6. Принцип защиты прав.
Защита прав субъектов должна гарантироваться
на любом этапе развития налоговых
отношений, в том числе и при
проведении мероприятий налогового
контроля. Контролируемые субъекты могут
обжаловать действия и акты налоговых
органов на любой стадии осуществления
контрольной деятельности. Принцип
защиты прав проверяемой организации
или физического лица в ходе осуществления
налогового контроля предполагает также
право соответствующего объекта
не исполнять неправомерные
Кроме общеправовых принципов налоговому
контролю присущи принципы, традиционно
выделяемые авторами при рассмотрении
контрольной деятельности как особого
вида управленческой деятельности. Их
также целесообразно
1. Принцип независимости.
Лимская декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не бывают абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач.
Информация о работе Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля