Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.

Файлы: 1 файл

причины возникновения НК.docx

— 25.29 Кб (Скачать файл)

2. Принцип планомерности.

Этот принцип подразумевает, что  любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.

3. Принцип регулярности (систематичности) контроля.

Согласно данному принципу, контрольная  деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

4. Принцип объективности  и достоверности.

Принцип объективности и достоверности  результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о  соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

5. Принцип документального  оформления результатов контроля.

Здесь имеется в виду, что в  ходе осуществления мероприятий  налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных  видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов

6. Принцип взаимодействия  и обмена информацией с другими  государственными органами.

Как правило, для реализации результатов  контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к  другим государственным органам, которые  имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности [41, с. 75-78].

Следует отметить, что вышеперечисленные  общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему  принципов налогового контроля, но они являются основополагающими  при его организации.

Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:

--учет организаций и физических  лиц;

--налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

--налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

--налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

--налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;

--налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

--налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;

--налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета [41, с. 85].

Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место  в системе государственного финансового  контроля, поскольку посредством  осуществления контрольных функций  государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и  непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов  страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых  органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

Однако следует отметить, что  налоговый контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый  аудит. Как и любой аудит, это  вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

Налоговый аудит—это разновидность  так называемой аудиторской проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит в сфере налогообложения—независимая экспертиза правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 129].

Заказчику налоговый аудит гарантирует  конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности, теми, которые  имеют право перепроверки работы аудитора. В то же время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством  могут быть освобождены юридические  лица, которых в отчетном периоде  проверяли налоговые органы по вопросам правильности исчисления, полноты и  своевременности уплаты налогов  и других обязательных платежей в  бюджет [26, с. 130].

Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе  государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе  финансового контроля он занимает значительное место.

Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами и местом в системе финансового контроля, целесообразно перейти к изучению его элементов и видов.


Информация о работе Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля