Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:55, контрольная работа
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.
Если в случае с прямыми налогами бремя несет лично физическое или юридическое лицо, то при косвенных налогах это бремя распределяется между потребителями и производителями.
При косвенных налогах потребители, уплачивая более высокие цены, теряют в получаемой общей полезности. Производители вынуждены сокращать производство, недополучают часть прибыли. При этом на потребителя перекладывается тем большая часть налогового бремени, чем менее эластичен спрос, и наоборот. Аналогично на производителя перекладывается тем большая часть налога, чем менее эластично предложение, и наоборот. /8/
По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные (целевые), направляемые государством только на заранее определенные цели. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.
В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода, она является корпоративным подоходным налогом и налогом с фонда оплаты труда; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода , сюда относится индивидуальный подоходный налог. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной полезности /9/ ; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода (акцизы и другие налоги с продаж, т.к. затрагивают большую часть дохода бедного домохозяйства, чем богатого /8/).
Предельная ставка налога (МТ) – это дополнительная величина налога, уплачиваемая на каждый дополнительный рубль дохода. Это прирост выплачиваемых налогов, деленный на прирост дохода.
Средняя ставка налога (АТ) – это общий налог, деленный на величину налогооблагаемого дохода. Понятие средней налоговой ставки позволяет выделить и определить прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.
Налоговая практика знает три способа
взимания налогов.
Первый способ
называется кадастровым.
Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка).
Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог).
Третьим способом изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.
Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую ставку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.
Использование налогов
в качестве главного источника
доходов государства и
1) возможность налогоплательщика,
т.е. размеры его дохода. Отсюда
дифференциация налоговых
2) налогообложение доходов
носило однократный характер, как
сейчас у нас, замена налога
с оборота, для которого была
характерна недостающая кривая,
на НДС, когда налогом облагается
в конечном продукте
3) обязательность уплаты
налогов. Налоговая система не
должна оставлять сомнения у
налогоплательщиков в
4) система и процедура
уплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и
5) налоговая система должна
быть гибкой, легкой, адаптируемой
к изменившимся общественно-
6) налоговая система должна
обеспечивать
Существуют минимальные, средние и максимальные налоговые ставки. Налоговое бремя. Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит, прежде всего, от размеров прибыли компании. Наряду со снижением ставок налогообложения возрастают налоговые льготы. На практике у большинства иностранных компаний на выплату налогов уходит меньшая доля прибыли, чем по ставке налогообложения Изменение структуры формирования доходной части государственного бюджета в связи с переходом к рынку требует реформирования налоговой системы и налогообложения с осуществлением фискальной политики. Цель повышения стимулирующей функции налогообложения – в развитии предпринимательства и национальной инвестиции. В состав этой программы также должны входить меры совершенствования органов государственного и территориального управления, силы, выпуск конкурентоспособных товаров, развитие предпринимательства, особенно малые и средние. В то же время подавлять негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность и инфляцию.
Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства.
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Структура налогообложения в Российской Федерации
За период с начала
формирования основ
С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ, в которой заложены общие принципы, определены правила и процедуры, которыми должны руководствоваться участники налоговых правоотношений.
К настоящему времени вступили
в силу большинство разделов части второй.
В частности, главы о налоге на добавленную
стоимость, акцизах, налоге на доходы физических
лиц и едином социальном налоге вступили
в действие 1 января 2001 г. Главы о налоге
на прибыль и налоге на добычу полезных
ископаемых вступили в действие 1 января
2002 г.
C 1 января 2003 г. вступил в силу раздел Налогового
кодекса РФ, регулирующий налогообложение
в рамках специальных налоговых режимов,
в частности, главы об упрощенной системе
налогообложения, налогообложении в виде
единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности, о едином
сельскохозяйственном налоге, о налогообложении
при выполнении соглашения о разделе продукции,
а также глава, регулирующая процедуру
налогообложения региональными налогами.
С 1 января 2004 г. Налоговый кодекс РФ был
дополнен главой о налогообложении пользования
объектами животного мира и объектами
водных биологических ресурсов, а также
в новой редакции была принята глава о
едином сельскохозяйственном налоге.
С 1 января 2005 г. вступили в силу главы, посвященные взиманию государственной пошлины, земельного и водного налогов. С 1 января 2006 года прекращено взимание налога на доходы, полученные в порядке наследования или дарения.
Так же с 1 января 2001 г.
по 1 января 2010 г. взимался единый социальный
налог замененный взносами на конкретные
виды страхования.
Положительным результатом развития
налоговой системы также является признание
международных налоговых обязательств
российскими налоговыми органами и расширение
числа соглашений об избежание двойного
налогообложения. В настоящий момент с
учетом соглашений, заключенных бывшим
СССР и признаваемых Российской Федерацией,
действуют 68 таких соглашений, а более
15 находятся на различных стадиях переговоров
или ратификации. В 2003-2005 гг. Государственная
Дума Российской Федерации приняла целый
ряд законов, направленных на дальнейшее
совершенствование налоговой системы
РФ и общее снижение налогового бремени,
включая либерализацию налогового режима
для малого бизнеса, снижение ставок налога
на прибыль, налога на добавленную стоимость,
единого социального налога, совершенствование
упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, в 2004 г. закончилось
противостояние Министерства
В 2009—2010 годах были приняты следующие меры по совершенствованию налоговой системы:
1) осуществили переход
от единого социального налога
к страховым взносам по видам
обязательного социального
2) увеличили размер
3) провели реформу налогового контроля
за трансфертными ценами.
Вместе с этим были усовершенствованы
порядок налогообложения операций с ценными
бумагами и производными финансовыми
инструментами, налогообложения добычи
нефти для стимулирования разработки
новых месторождений и полного использования
потенциала уже разработанных, система
взимания акцизов и экспортных пошлин
на нефтепродукты.
Изменения дошли и до режима налогообложения. Изменился механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и была упрощенна система налогообложения на основе патента, которую вправе применять индивидуальные предприниматели.
Также в данный момент Правительство РФ реализует меры по налоговому стимулированию увеличения объема затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение и приобретение жилья.
Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги.