Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:55, контрольная работа
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.
Таким образом, понятие « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.
Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.
Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д. ).
Законом « Об основах
налоговой системы в
Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете.
Второй уровень — региональные налоги. В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна "часть" определяется Налоговым кодексом РФ, другая - законом субъекта Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные налоги. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таблица 1
уровень |
Наименование налога (сбора) |
Федеральный (16 видов) |
Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы |
Региональный (7 видов) |
Налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог с продаж, налог на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы |
Местный (5 видов) |
Земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы |
Кроме того, российское законодательство
(ст.18 НК РФ) отдельным категориям налогоплательщиков
предоставляет возможность использовать
не только традиционную систему налогообложения,
но и специальные налоговые режимы. Современное
налоговое законодательство предусматривает
четыре специальных налоговых режима:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, данный режим также
известен под названием «Единый сельскохозяйственный
налог». Налогоплательщиками при данном
налоговом режиме являются сельскохозяйственные
товаропроизводители (организации и индивидуальные
предприниматели), добровольно перешедшие
под этот режим.
2) упрощённая система
налогообложения, особый вид налогового
режима, ориентированный на снижение
налогового бремени в
3) единый налог на вменённый доходный налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.
Как правило существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит. Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок.
2.2 Основные виды налогов взимаемых в России
И так, в налоговой системе России существует 3 группы налогов : федеральные, региональные и местные налоги.
Рассмотрим подробнее основные виды налогов в Российской Федерации.
Основное место в системе налогообложения
физических лиц занимает налог на доходы
физических лиц, который в наибольшей
доле взимается в бюджет субъектов федерации
(региональный бюджет). Налог на доход
физических лиц введен в действие с 1 января
2001 года. Переход к рыночной экономике
создает предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях должно
применяться прогрессивное налогообложение,
позволяющее по мере увеличения заработков
граждан изымать у них в увеличенных размерах
денежные средства, необходимые для проведения
социальных программ. Делает это государство,
главным образом, с помощью подоходного
налога с физических лиц. Плательщиками
подоходного налога являются физические
лица как имеющие, так и не имеющие постоянного
местожительства в Российской Федерации.
К указанным физическим лицам относятся
граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства. К физическим
лицам, имеющим постоянное местожительство
в Российской Федерации, относятся лица,
проживающие в Российской Федерации в
общей сложности не менее 183 дней в календарном
году.
Объектом налогообложения у физических
лиц является совокупный доход, полученный
в календарном году: у физических лиц,
имеющих постоянное местожительство в
Российской Федерации, - от источников
в РФ и за ее пределами; у физических лиц,
не имеющих постоянного местожительства
в Российской Федерации, - от источников
в РФ. При налогообложении учитывается
совокупный доход, полученный как в денежной
(национальной или иностранной валюте),
так и натуральной форме. Доходы, полученные
в натуральной форме, учитываются в составе
совокупного годового дохода по государственным
регулируемым ценам, а при их отсутствии
- по свободным (рыночным) ценам на дату
получения дохода. Доходы, полученные
за пределами Российской Федерации физическими
лицами, имеющими постоянное местожительство
в Российской Федерации, включаются в
доходы, подлежащие налогообложению в
Российской Федерации.
Доходы не облагаемые налогом
на доходы физических лиц:
1) Государственные пенсии.
2) Стипендии.
3) Гранты, предоставленные
для поддержки науки и
4) Международные, иностранные
или российские премии за
5) Гуманитарная помощь, оказываемая
зарегистрированными
6) Компенсации за травмы на рабочем месте в пределах определенных нормативов.
7)Выплаты, предусмотренные законодательством в связи с увольнением по сокращению штатов.
8) Пособия по безработице.
9) Пособия по беременности и родам.
10) Алименты.
11) Выплаты и компенсации
за лечение и санаторно-
12) Некоторые другие виды доходов.
Расчет сумм налога на доход, полученный в иностранной валюте. При расчете налога на доход физических лиц сумма дохода, полученного в иностранной валюте, должна быть конвертирована в рубли по курсу на дату выплаты дохода.
Основная ставка на доход физических
лиц (НДФЛ) в 2010 году - 13%.
Применяется для любых доходов, за исключением
тех для которых установлены специальные
ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%, 35%
Ставка НДФЛ 35% применяется для:
1) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры;
2) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры;
3) суммы экономии на
процентах при получении
Ставкой НДФЛ 30% облагаются: доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций
Ставка НДФЛ 15% действует в отношении: доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций
Ставка НДФЛ 9% применяется для:
1) доходов от долевого
участия в деятельности
2) доходов в виде процентов
по облигациям с ипотечным
покрытием, эмитированным до 1 января
2007 года, а также по доходам
учредителей доверительного
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ. Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектом обложения НДС согласно статье 146 НК РФ являются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;
2) передача права собственности
на товары на безвозмездной основе;
3) передача на территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются
к вычету ( в том числе через амортизационные
отчисления) при исчислении налога на
прибыль организации;
4) выполнение строительно-
5) ввоз товаров на таможенную территорию
Российской Федерации.
Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2010 году.
1) ставка НДС - 18%. Применяется чаще всего
2) ставка НДС на отдельные группы товаров - 10%
3) ставка НДС - 0%, в основном
экспорт, торговля драгметаллами, космос,
точнее смотрите подпункты с 1
по 10, статьи 164 Налогового кодекса
РФ
В определенных случаях применяются так
называемые расчетные ставки
1) производная от ставки НДС 10% - рассчитывается как ( 10 / (100+10) ) * 100%