Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, его признаки и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Я считаю, что в начале данной работы необходимо точно и четко определить что же такое налоговое правонарушение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом Российской Федерации установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Файлы: 1 файл

диплом глава 1.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

 

 

1.1. Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, его признаки и элементы.

Я считаю, что в начале данной работы необходимо точно и  четко определить что же такое налоговое правонарушение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом Российской Федерации установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Необходимо уделить внимание и признакам налогового правонарушения:

1) противоправность предполагает  собой совершение налогоплательщиком  деяния вопреки прямому запрету,  установленному законом. Совершение  действий, прямо не противоречащих  законодательству, даже если при  этом наносятся убытки бюджету  (например, налоговая оптимизация,  проводимая в рамках законных  возможностей), правонарушением быть  признано не может;

2) виновность. Наложение  определенных налоговых санкций  влечет только виновное совершение  наказуемого деяния. Вина правонарушителя  может быть представлена в  двух основных формах: умысел  и неосторожность. Отсутствие вины  является безусловным основанием  для принятия решения об отсутствии  самого правонарушения. Так, несвоевременное  представление налоговой декларации  в связи с болезнью должностного  лица, в обязанности которого  входит составление и сдача  бухгалтерской отчетности в налоговые  органы, не повлечет привлечение  к налоговой ответственности;

3) наказуемость. Ответственность  за налоговое правонарушение  установлена НК РФ. Таким образом,  санкции могут быть применены  строго в размерах, закрепленных  в этом нормативно-правовом акте.

Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто  не может быть привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в  порядке, которые предусмотрены  Налоговым Кодексом. Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК РФ) судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в ст. 2 НК РФ, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ.

Элементами состава налогового правонарушения являются:

1) объект;

2) объективная сторона;

3) субъект;

4) субъективная сторона.

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, охраняемые налоговым законом, нарушаемые налогоплательщиком.

Объективной стороной налогового правонарушения является деяние, которое  может быть выражено как действием, так и бездействием.

Под субъектом налогового правонарушения понимается лицо, его  совершившее. Субъектом налогового правонарушения может являться вменяемое  лицо, достигшее ко времени совершения налогового правонарушения определенного  законом возраста.

Субъективная сторона  налогового правонарушения характеризуется  формой вины: умышленной или неосторожной.

 

1.2. Исторические предпосылки  и причины возникновения налоговых правонарушений.

Налоговая система, в более не менее стабильной форме, появилась в России в конце XIX столетия, вызванная ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

Надо сказать, что с  октября 1917 года, в связи с отменой  права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности  были уничтожены почти все возможные  объекты налогообложения. Налоговая  политика новой власти сводилась  только лишь к принудительному сбору  с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. Лишь с переходом государства  к новой экономической политике, в мае 1921 года, возникла необходимость  создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё  трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 году была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. Тем не менее количество выявляемых налоговых правонарушений не уменьшалось.

В статье Кочкарова А.А. на основе теоретического анализа научных источников раскрываются причины и условия налоговых правонарушений. А также делается вывод, что причинами и условиями налоговых правонарушений могут являться:

- несовершенство законодательства  о налогах и сборах, недостаточное  теоретическое обоснование правовой  базы и недостатки, связанные  с деятельностью налоговых органов  (правовой и организационный аспекты);

- влияние политической  и экономической ситуации в  определенный период времени  (политический и экономический  аспекты);

- естественно-экономического  характера (связанные с желанием  минимизации расходов, оптимизацией, экономией и др.);

- негативное отношение  налогоплательщика к налоговой  обязанности и контролирующим  органам, недостаток правовой  культуры (социальный аспект);

- недостаточная информированность  налогоплательщиков, недостаточное  взаимодействие налоговых органов  с иными государственными органами  и техническое оснащение налоговых  органов (информационный аспект).

Взыскание налога не может  расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности гражданина. В этой обязанности  налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Однако не все готовы сегодня  добросовестно исполнять свои гражданские  обязанности и платить налоги. В связи с чем возникает вопрос: почему отдельные граждане не желают исполнять свой конституционный долг и добровольно уплачивать законно установленные налоги и сборы?

Изучение причин и условий, которые способствуют развитию налоговых  правонарушений на каждом этапе формирования российского общества, имеет огромное значение для выявления и снижения роста налоговых правонарушений.

Совершение налоговых  правонарушений как следствие нежелания  уплачивать налоги вызвано не только высоким уровнем налогообложения  в России, но и пониженной налоговой  способностью организаций и населения, негативными процессами, происходящими  в экономике: замедлением темпов роста уровня производства на почве  высокой себестоимости, наличием не снижающейся инфляции, ростом неплатежей в бюджет, недостатком оборотных средств у хозяйствующих субъектов, вывозом и "тенизацией" капитала.

Изучение причин и условий  различных деяний позволяет глубоко  понять их природу и противопоставить им сознательно разработанные профилактические мероприятия.

Рост числа правонарушений, устойчивое повышение их общественной опасности свидетельствуют о  неблагоприятных процессах в  обществе. Напротив, объективно зафиксированное  снижение числа правонарушений, ослабление в их структуре степени общественной опасности или вредоносности, как  правило, служат достаточно надежным показателем  укрепления социальных, экономических  и политических институтов общества.

Для того чтобы раскрыть проблему выявления причин и условий  налоговых правонарушений, необходимо сказать о причинности в целом.

В юридической науке причинность  определяется как объективно существующая связь, зависимость между двумя  или несколькими явлениями, при  которой одно из них (причина) порождает другие (следствия).

В целом для явления  причинности характерны две особенности: 1) причина всегда должна по времени  предшествовать следствию; 2) причинно-следственная связь должна носить необходимый характер.

Причина правонарушений - это  негативное явление, вызывающее их. Условия - отрицательные обстоятельства, формирующие  причину, влияющие на нее. Причина - стержень в ряду негативных факторов, вызывающих правонарушение. Влияя на условия, можно  воздействовать тем самым и на причину, смягчая или усиливая, обостряя ее действие. Смешение причины и  условий может поэтому дезориентировать науку и практику в борьбе с правонарушениями, ибо в центре внимания могут оказаться незначительные факторы, а существенные - остаться в тени.

Причина правонарушений - это  стремление лица удовлетворить (или  проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления, эмоции, считает В.К. Баев. Эта причина извечна, ибо сопутствует всем временам, народам, государствам, правовым системам. Менялись противоправность деяний, их оценка законодательством, но объяснить совершаемые правонарушения можно лишь названной выше причиной. Условия, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, очень разнообразны. Их устранение - это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними.

С точки зрения М.Н. Кобзарь-Фроловой, под причиной понимается явление (или  совокупность взаимосвязанных явлений), которое порождает, производит другое явление, рассматриваемое в этих случаях как следствие (или действие) <9>. Исходя из этого общего определения  причины, понятие причины деликтности можно определить как явление общественной жизни, которые ее порождают, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Аналогичным образом определяется понятие причин в криминологии.

Говоря о причинах налоговой  преступности, А.И. Долгова отмечает, что последняя является итогом сложных  социальных процессов, возникающих  при взаимодействии объективного и  субъективного факторов, т.е. реальных условий экономического, социального, политического, духовного характера, и целенаправленной деятельности людей.

П.М. Годме среди причин уклонения от уплаты налогов выделял: экономические, политические, технические и моральные причины. В целом нельзя не согласиться с данной классификацией причин указанного автора. Однако, принимая во внимание то, что налог является не только экономической, но и юридической категорией, на мой взгляд, уместным было бы дополнить этот перечень правовыми причинами. Кроме того, как уже ранее обосновывалось, нельзя не учитывать и причины организационного характера, связанные с юрисдикционной деятельностью контролирующих органов в сфере налогов и сборов.

Экономические причины в  сфере налогов и сборов, несомненно, имеют определяющее значение. Ю.А. Крохина  к ним относит: падение уровня производства, снижение доходности предприятий, вывоз капитала за рубеж. Подавляющее  большинство отечественных предприятий-налогоплательщиков используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут  сбыть свою неконкурентоспособную  продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей, а затем и к снижению возможностей уплачивать налоги.

Причины экономического характера  обусловлены и самой налоговой  системой. Основным источником бюджетных  доходов являются налоги, доля которых  в доходной части бюджета неуклонно  растет.

Бесспорно, финансовое положение  налогоплательщиков достаточно часто  является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. В этом случае налогоплательщики сопоставляют выгоду от уклонения от уплаты налогов и  возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Снижение налоговой способности субъектов налогообложения следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.

Чрезмерно тяжелое налоговое  бремя в России, как правило, называется в числе основных причин массового  уклонения от уплаты налогов.

В последнее время имеет  место такая точка зрения, что  причина налоговых правонарушений кроется совсем не в величине налогового бремени, которое в России по сравнению  с другими странами мира, например Швецией, Финляндией (где доля налогов  с доходов доходит до 50%), значительно  меньше. На мой взгляд, все дело в государственном подходе, демократических началах и механизме распределения в этих странах и в России. Каждый гражданин Швеции и Финляндии точно знает, куда и на что идут его налоги. Каждый швед уверен в том, что в случае болезни он получит реально бесплатную медицинскую помощь и лекарства на лечение. Каждый швед, каждый финн знает, что он получит достойное материальное обеспечение в старости, чем не может похвастаться россиянин.

Информация о работе Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, его признаки и элементы