Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, его признаки и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Я считаю, что в начале данной работы необходимо точно и четко определить что же такое налоговое правонарушение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом Российской Федерации установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Файлы: 1 файл

диплом глава 1.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

По мнению Н.П. Купрещенко, определяющим является то, что налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные последствия.

Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных  факторов, среди которых Н.П. Купрещенко отмечает: неспособность государства обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета (постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения); негативная практика предоставления льгот на федеральном и особенно на местном уровне власти. Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков; отмена инвестиционной льготы.

Значимым криминогенным  фактором и причиной теневой экономики, считает Н.П. Купрещенко, является неэффективность налоговой политики, направленная, прежде всего, на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций.

Сокрытие доходов становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать свою финансово-хозяйственную деятельность.

К правовым факторам, способствующим увеличению налоговых правонарушений, возможно отнести, прежде всего, несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и сборах. Несмотря на кодификацию законодательства о налогах и сборах, в правоприменительной практике налоговые органы опираются на огромное количество актов подзаконного характера: инструкций, писем, разъяснений, исходящих не только от Федеральной налоговой службы, но и от Минфина России, ЦБ РФ, судов и т.д. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее законодательство о налогах и сборах.

Правовую причину налоговых  правонарушений большинство ученых считает определяющей, первостепенной. К правовым причинам большинство ученых исследователей относят как несовершенство и нестабильность налогового законодательства в целом, так и несовершенство отдельных налоговых механизмов. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство.

Следует согласиться с  мнением Ю.А. Крохиной, которая полагает, что чуть ли не главным фактором, оказывающим негативное воздействие  на настроения налогоплательщиков, являются недостатки отечественной налоговой системы.

На основе анализа научных  источников можно сделать вывод, что причинами и условиями  налоговых правонарушений могут  являться:

- несовершенство законодательства  о налогах и сборах, недостаточное  теоретическое обоснование правовой  базы и недостатки, связанные  с деятельностью налоговых органов  (правовой и организационный аспекты);

- влияние политической  и экономической ситуации в  определенный период времени  (политический и экономический  аспекты);

- естественно-экономического  характера (связанные с желанием  минимизации расходов, оптимизацией, экономией и др.);

- негативное отношение  налогоплательщика к налоговой  обязанности и контролирующим  органам, недостаток правовой  культуры (социальный аспект);

- недостаточная информированность  налогоплательщиков, недостаточное  взаимодействие налоговых органов  с иными государственными органами  и техническое оснащение налоговых  органов (информационный аспект).

1.3 Виды налоговых правонарушений

Налоговые правонарушения можно  разделить на две группы: общие  и специальные.

Общие налоговые правонарушения именуют также налоговыми правонарушениями налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов.

Такие налоговые правонарушения направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных  на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных на них законодательством функций (например, для налогоплательщиков это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, а для экспертов, переводчиков ­ уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т. д.).

В настоящее время Налоговым Кодексом РФ предусмотрено 12 видов налоговых правонарушений этих субъектов:

-нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

-уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

-нарушение срока представления сведений об открытии и за­крытии счета в банке;

-непредставление налоговой декларации;

-грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

-неуплата или неполная уплата сумм налога;

-невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

-несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

-непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления -налогового контроля;

-неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;

 

-отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного за­ключения или осуществление заведомо ложного перевода;

-неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

 Специальные налоговые  правонарушения именуют иначе налоговыми правонарушениями банков.

Банки (кредитные организации) - особые субъекты налогового

правонарушения. С одной  стороны, кредитные организации - такие  же налогоплательщики, как и другие юридические лица. С другой стороны, кредитные организации участвуют  в системе национального хозяйства  страны в роли финансовых посредников  и осуществляют расчеты между  хозяйствующими субъектами. Поэтому  НК РФ возлагает на них (кроме общих для всех налогоплательщиков обязанностей по уплате законно установленных налогов) специальные обязанности:

открывать клиентам банковский счет только после предъявле­ния ими свидетельства о постановке на налоговый учет;

в срок исполнять поручения  своих клиентов (налогоплатель­щиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;

по решению налоговых  органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика  или налогового агента);

в течение одного операционного  дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о  списании со счета (при достаточности  средств на соответствующем счете) клиента банка - недобросовестного  налогоплательщика суммы налога (включая пеню).

Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".

Предусмотрено пять видов  налоговых правонарушений этих субъектов:

нарушение банком порядка  открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщи­ка сбора или налогового агента;

неисполнение банком решения  о взыскании налога и сбора, а  также пени;

непредставление налоговым  органам сведений о финансово­ хозяйственной  деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.


Информация о работе Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, его признаки и элементы