Понятие специальных налоговых режимов, отличия от общего режима налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

В этой связи, упрощение системы взимания налогов и сборов посредством внедрения УСН для малых и средних организаций оказывает положительное влияние на объем производимых ими товаров и услуг, а значит, и на доходность бюджетной системы РФ, что выражает актуальность выбранной темы.
Данная контрольная работа посвящена упрощенной системе налогообложения, цель которой – рассмотреть теоретические и практические аспекты ее применения; предложить методы оптимизации единого налога, а также выявить достоинства и недостатки изучаемого режима налогообложения.

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях развития рыночных отношений  важное место занимают малые предприятия. Они вносят значительный вклад в  развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, темпы роста числа  субъектов малого предпринимательства, и объема производимой ими продукции (работ, услуг), и, как следствие, увеличения их удельного веса в формировании доходов республиканского бюджета, сдерживаются многими факторами. Среди барьеров на пути развития малого бизнеса выделяют неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования их рисков, несовершенства законодательства и налоговой системы, недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей, нехватка информации, находящейся в их распоряжении, и пр.

С целью совершенствования экономических, правовых и организационных условий  предпринимательской деятельности разрабатываются специальные программы поддержки малого бизнеса, на реализацию которых ежегодно выделяются средства из республиканского и местного бюджетов. Одним из видов такой поддержки являются законодательные решения о введении специальных режимов налогообложения.

Упрощенная система налогообложения относится к специальному режиму, предусматривающему особый порядок определения объектов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов.

Упрощенная система налогообложения  предназначена в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом. Благодаря этому налогоплательщики, перешедшие на УСН, значительно экономят на налогах, а также заполняют и сдают в инспекцию только одну декларацию по единому налогу. Кроме того, с переходом на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщиков возникает право не вести бухгалтерский учет (за исключением основных средств и нематериальных активов), что в свою, очередь, существенно упрощает организацию деятельности компаний.

В этой связи, упрощение системы взимания налогов и сборов посредством внедрения УСН для малых и средних организаций оказывает положительное влияние на объем производимых ими товаров и услуг, а значит, и на доходность бюджетной системы РФ, что выражает актуальность выбранной темы.

Данная контрольная работа посвящена упрощенной системе налогообложения, цель которой – рассмотреть теоретические и практические аспекты ее применения; предложить методы оптимизации единого налога, а также выявить достоинства и недостатки изучаемого режима налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие специальных налоговых режимов, отличия от общего режима налогообложения

 В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется очень узко, лишь как система мер налогового регулирования, однобоко трактуя это емкое понятие.

Существующее определение  специальных налоговых режимов, данное в НК РФ, не в полной мере отражает признаки действующих специальных  налоговых режимов. Наиболее серьезным  недостатком этого определения  является то, что оно не предусматривает существования единого налога, который является ядром трех из четырех действующих специальных налоговых режимов. Хотя в статье 12 НК РФ упоминается об установлении специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ.

В статье 18 НК РФ предполагается "особый порядок определения элементов  налогообложения". В соответствии со статьей 17 НК РФ к элементам налогообложения  относятся: объект налогообложения, налоговый  период, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Возникает вопрос о том, какие элементы налогообложения регулируются в особом порядке: федеральные, региональные или местные налоги, установленные статьями 13, 14 и 15 НК РФ, или единые налоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы предполагают особый предусмотренный Налоговым  кодексом РФ порядок обложения и  включают в себя:

– ЕСХН;

– упрощенную систему налогообложения (УСН);

– ЕНВД;

– налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).

Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который  предназначен в основном для малых  и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого  налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налогоплательщики УСН, возможность ее применения

НК РФ признает налогоплательщиками  единого налога по УСН индивидуальных предпринимателей и организации, добровольно  заявившие о переходе на специальный  режим налогообложения в установленном  законом порядке и сроки.

Для перехода на режим УСН, налогоплательщики должны подать заявление о переходе на УСН установленной формы. Заявление адресуется в территориальный налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Налогоплательщик подает заявление либо в момент подачи документов на государственную регистрацию  в уполномоченный государством регистрирующий орган , либо в период с 1 октября по 30 ноября в свой территориальный налоговый орган.

Для перехода на УСН, организации и предприниматели должны соответствовать условиям применения УСН.

В результате рассмотрения заявления, индивидуальные предприниматели или  организации получают уведомление о праве применения УСН.

С этого момента, организации уплачивают единый налог, заменяющий ряд налогов  традиционной системы налогообложения:

налог на прибыль;

налог на добавленную стоимость;

налог на имущество организаций;

единый социальный налог.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, освобождаются от уплаты следующих налогов:

налог на доходы физических лиц;

налог на добавленную стоимость;

налог на имущество;

единый социальный налог.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Ограничения применения режима «Упрощенная  система налогообложения» (УСН) устанавливает  глава 26.2 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), включающая изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, вправе применить  режим УСН, если налогоплательщик отвечает условиям:

по итогам девяти месяцев  работы доходы налогоплательщика не превысили 45 млн. рублей;

средняя численность  работников налогоплательщика не превышает 100 человек;

(для организаций) стоимость  амортизируемых основных средств  и нематериальных активов не  превышает 100 млн. рублей;

(для организаций) не имеют  филиалы и (или) представительства; 

(для организаций) не являются  банками, страховщиками, негосударственными  пенсионными фондами, инвестиционными  фондами, профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, ломбардами;

не являются производителями подакцизных товаров;

не занимаются добычей и реализацией  полезных ископаемых;

не занимаются игорным бизнесом;

не являются участниками соглашений о разделе продукции.

Кроме того, не могут применять  УСНО организации, в капитале которых  доля участия других организаций составляет более 25%.

Частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы  объединений, лишены права применения упрощенки.

Бюджетные организации не имеют  права применять упрощенный режим  НО.

Итак, ознакомившись со всеми ограничениями, просчитав свой доход, а также налоговые платежи, налогоплательщик должен иметь в виду, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, он станет выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями его товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями его товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Объекты налогообложения  и ставки налога

Объектом налогообложения признаются:

• доходы;

• доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Каждый из видов режима налогообложения «Упрощенная система  налогообложения» имеет собственную  базу для расчета единого налога и особенности ее расчета.

Для определения налогооблагаемой базы применяются следующие объекты  налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

При расчете единого  налога по УСН 6% сумма налога уменьшается  на величину оплаченных пенсионных взносов. Однако, эта величина не может быть больше половины суммы первоначально начисленного налога.

При определении налогооблагаемой базы по УСН 15% величина доходов уменьшается  на величину расходов. Но НК РФ содержит закрытый список расходов, позволяющих уменьшать налогооблагаемую базу.

Кроме того, следует отметить, что  налогоплательщики, являющиеся участниками  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

Глава 4. Порядок определения доходов и расходов в целях УСН

Порядок определения доходов

При определении налогооблагаемой базы, согласно статье 346.15 НК РФ, налогоплательщики  учитывают следующие доходы:

доходы от реализации;

внереализационные доходы;

В качестве доходов от реализации НК РФ признает выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами налогоплательщика  НК ФР признает доходы:

от долевого участия в других организациях;

в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных  прав, за исключением полученного  в виде целевых взносов и учитываемого отдельно;

в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе  расходов при формировании налоговой  базы;

в виде сумм кредиторской задолженности  (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

иные, предусмотренные статьей 250 НК РФ.

Не учитываются в составе  доходов полученные налогоплательщиками  дивиденты, по которым налоги уплачены налоговым агентом.

Так же не учитываются доходы, предусмотренные  статьей 251 НК РФ.

Порядок определения расходов

 В соответствии со статьей 346.16 НК РФ, при расчете единого налога, предусмотренного УСН 15%, налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы, входящие в закрытый список.

Привести здесь полностью весь список не представляется возможным, т.к. он содержит 34 позиции, многие из которых  требуют пояснений.

Информация о работе Понятие специальных налоговых режимов, отличия от общего режима налогообложения