Понятие, сущность, виды и функции налога и его значение в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Файлы: 1 файл

Vvedenie_1_1 (1).docx

— 221.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства. Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей.

Цель курсовой работы - изучение вопроса роли налогов в формировании бюджета РФ.

Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть бюджет как  экономическую и правовую категорию;

- определить роль налогов  в формировании бюджета РФ;

- предоставить классификацию налогов.

Курсовая состоит из введения, двух частей, заключения, списка используемых источников.

В первой части курсовой работы рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся понятия, сущности, роль налогов в формировании бюджета РФ.

Во второй части приведена динамика поступлений налог в доходную часть бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие, сущность, виды и функции налога и его значение в формировании бюджета.

    1. Сущность, понятие и признаки налогов

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога — императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу).

Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного   арбитража   (с   исковых   заявлений,   кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организации и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, источник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота.

 

    1. Система (классификация) налогов и сборов в РФ

Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В ст. 13–15 Налогового кодекса РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (гл. 21 Налогового кодекса РФ);
  • акцизы (гл. 22 НКРФ);
  • налог на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ);
  • единый социальный налог (гл. 24 Налогового кодекса РФ);
  • налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового кодекса РФ);
  • налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Налогового кодекса РФ);
  • водный налог (гл. 25.2 Налогового кодекса РФ);
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Налогового кодекса РФ);
  • государственная пошлина (гл. 25.3 Налогового кодекса РФ).

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций (гл. 30 Налогового кодекса РФ);
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым облагается реализация практически любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.

Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.

Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

По объекту обложения могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.

Налоги и сборы также систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

    1. Ставки налогов  и сборов в РФ

Ставки федеральных налогов в РФ:

Налог на добавленную стоимость- Основные ставки НДС , действующие с 2009 года – 18%, 10%, 0%.В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки НДС, производные от 10% и 18%.

Акцизы- налоговая ставка и налоговая база определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров.

Налог на доходы физических лиц - основная ставка НДФЛ в 2014 году – 13%.  
Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ – 9%, 15%, 30%, 35%

Налог на прибыль организаций- с 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20%. Также установлены специальные ставки налога на прибыль – 0%, 9%, 10%, 15%, 20%

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - устанавливаются в определенном размере на каждый вид объектов.

Водный налог - налоговые ставки устанавливаются в определенном размере по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Государственная пошлина -сбор который устанавливается в процентном отношении от сумм (например процент от суммы искового заявления в суд), либо в фиксированном размере при выполнении определенных действий (например государственная пошлина за регистрацию предприятия).

Налог на добычу полезных ископаемых - соответствующая налоговая ставка определяется в процентах либо в фиксированной сумме от налоговой базы. Налоговая база – стоимость либо количество добытых полезных ископаемых определенного типа.

Ставки региональных налогов в РФ

Транспортный налог - ставки определяются Налоговым кодексом в виде фиксированной суммы умножаемой на мощность двигателя (в лошадиных силах), на количество единиц определенных типов транспортных средств и т.д.  Региональными законами ставки транспортного налога могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем в десять раз.

Налог на игорный бизнес - точные налоговые ставки игорного налога устанавливаются региональными законами, в пределах налоговых ставок установленных Налоговым  кодексом России за один игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы.

Налог на имущество организаций - налоговые ставки налога на имущество организаций устанавливаются региональными законами в пределах 2,2% от среднегодовой стоимости облагаемого налогом имущества (от остаточной стоимости имущества определяемой за минусом износа), либо в определенных случаях от инвентаризационной стоимости.

Ставки местных налогов:

Земельный налог - ставки земельного налога устанавливаются, в процентах от кадастровой стоимости земли, муниципальными законами. В зависимости от назначения земли действуют ставки земельного налога в пределах от 0% до 1,5%.Кадастровая стоимость земель определяется в соответствии с земельным законодательством России.

Налог на имущество физических лиц - точные ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются муниципальными законами, в процентах от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, в пределах от 0% до 2%.

    1. Значение налогов в доходах государства, налоговая политика государства

Налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из всей совокупности налогов всего четыре налога обеспечивают около 66% налоговых доходов — НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц. Федеративный характер нашего государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, дальнейшее социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, демографическая ситуация и экологическая обстановка обуславливают необходимость учета этих особенностей в налогово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации в решении социально-экономических проблем должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов Российской Федерации) и местными бюджетами. Ряд федеральных налогов и один региональный (налог на имущество организаций) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогом полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. По трем федеральным налогам — акцизам, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, — вся сумма поступлений зачисляется в местный бюджет. Федеральные налоги другой группы — НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы от этих налогов используются для регулирования поступлений в бюджеты в виде процентных отчислений (по нормативам) либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке. Платежи по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего бюджета. В целом на долю федерального бюджета приходится чуть более 60% налоговых доходов консолидированного бюджета. Таким образом, значительная часть платежей по косвенным налогам (НДС, акцизы) поступает в федеральный бюджет, а по прямым налогам (налог на прибыль и налог на доходы физических лиц) — в бюджеты субъектов Российской Федерации. При принятии регионального бюджета доходы от регулирующих налогов также распределяются в пользу республиканского, краевого, областного или окружного бюджета и в пользу местного бюджета муниципального образования. Платежи по этим налогам обеспечивают значительные поступления в местные бюджеты.

Информация о работе Понятие, сущность, виды и функции налога и его значение в формировании бюджета