Содержание
Введение
Налоги важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Взимание налогов
- древнейшая функция и одно из основных
условий существования государства, развития
общества на пути к экономическому и социальному
процветанию. Налоги появились с разделением
общества на классы и возникновением государства,
как взносы граждан, необходимые для содержания
государственного аппарата.
Актуальность темы курсовой
работы состоит в том, что в условиях рыночных отношений
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансового
механизма государственного регулирования
экономики. Связь бюджета и налогов имеет
двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры
и его расходных статей. Сущность налогообложения
заключается в прямом изъятии государством
определенной части валового общественного
продукта в свою пользу для формирования
бюджета, т.е. централизованных финансовых
ресурсов государства. Совершенствование
механизма правового регулирования налогообложения
в условиях рыночной экономики достигается
посредством развития конституционных
основ налогообложения, установления
все более четких условий взимания налогов
и иных обязательных платежей.
Цель курсовой работы - изучение
вопроса роли налогов в формировании бюджета
РФ.
Согласно цели в работе необходимо
решить следующие задачи:
- рассмотреть бюджет как
экономическую и правовую категорию;
- определить роль налогов
в формировании бюджета РФ;
- предоставить классификацию
налогов.
Курсовая состоит из введения, двух частей,
заключения, списка используемых источников.
В первой части курсовой работы рассматриваются
теоретические вопросы, касающиеся понятия,
сущности, роль налогов в формировании
бюджета РФ.
Во второй части приведена динамика поступлений
налог в доходную часть бюджета.
Глава I.
Понятие, сущность, виды и функции налога
и его значение в формировании бюджета.
Сущность,
понятие и признаки налогов
Налоги — важная экономическая категория, исторически
связанная с появлением, существованием
и функционированием государства. Способ,
характер и масштабы мобилизации денежных
ресурсов и их расходования зависят от
стадии экономического развития общества,
породившего соответствующее государство.
Наименьший размер налогового бремени
определяется суммой расходов государства
на исполнение минимума его функций.
Юридическое определение налогов и сборов
дано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».
Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ
под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Итак, если налоги поступают в бюджетный
фонд, то сборы, как правило, носят целевой
характер и формируют целевые денежные
фонды.
Первый сущностный признак налога —
императивность (предписание налогоплательщику
со стороны государства, требование обязательности
налогового платежа). При невыполнении
обязательства применяются соответствующие
санкции.
Второй признак — смена собственника. В частности, через
налоги доля частной собственности (в
денежной форме) становится государственной
или муниципальной, образуя бюджетный
фонд.
Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые
платежи обезличиваются и не возвращаются
конкретному плательщику) и безвозмездность
(плательщик не получает за выплаченные
налога никаких материальных, хозяйственных
или иных прав). Этот признак в определенном
смысле отделяет налоги и сборы от пошлин.
Плательщик последних получает права
на осуществление каких-либо хозяйственных
операций (например, на ввоз или вывоз
товаров через таможенную границу).
Государственная пошлина взимается судебными
учреждениями (с исковых заявлений имущественного
и неимущественного характера, кассационных
жалоб, за выдачу копий документов); органами
государственного арбитража (с исковых
заявлений, кассационных и апелляционных
жалоб, заявлений о признании организации
и индивидуальных предпринимателей банкротами);
нотариальными органами (за регистрацию
граждан РФ по месту их жительства); отделами
виз и регистрации; органами загс и другими
органами.
Для понимания сущности каждого отдельного
налога необходимо выделить его элементы.
К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект
налога, налоговая база, источник налога,
единица обложения, ставка налога, оклад
налога, налоговый период, налоговая льгота.
Система
(классификация) налогов и сборов в РФ
Налоговый кодекс РФ предусматривает
одну классификацию налогов и сборов: все
налоги и сборы, взимаемые в Российской
Федерации, делятся на федеральные, региональные
и местные (п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Федеральными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом РФ и обязательные
к уплате на всей территории РФ. Региональными
– налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым
кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые
в действие в соответствии с Налоговым
кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные
к уплате на территориях субъектов РФ.
Местными – налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления, вводимые в действие
в соответствии с Налоговым кодексом РФ
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления и обязательные
к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
В ст. 13–15 Налогового кодекса РФ закрепляется
следующая система налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость
(гл. 21 Налогового кодекса РФ);
- акцизы (гл. 22 НКРФ);
- налог на доходы физических
лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ);
- единый социальный налог (гл.
24 Налогового кодекса РФ);
- налог на прибыль организаций
(гл. 25 Налогового кодекса РФ);
- налог на добычу полезных ископаемых
(гл. 26 Налогового кодекса РФ);
- водный налог (гл. 25.2 Налогового
кодекса РФ);
- сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов (гл. 25.1
Налогового кодекса РФ);
- государственная пошлина (гл.
25.3 Налогового кодекса РФ).
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций
(гл. 30 Налогового кодекса РФ);
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
К местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических
лиц.
Налоги подразделяются также на прямые
и косвенные.
Прямые налоги подразделяются на личные
и реальные. Размер личных налогов определяется
полученными доходами, реальные налоги
исчисляются в зависимости от предполагаемых
доходов.
Косвенные налоги подразделяются на
универсальные и специальные. Универсальным
является налог, которым облагается реализация
практически любого товара. Обложению
специальными налогами (например, акцизами)
подлежит узкий, ограниченный перечень
товаров.
По порядку исчисления налоги подразделяются
на окладные и неокладные. Окладные налоги
исчисляются налоговыми органами. К ним
относится ряд налогов, уплачиваемых физическими
лицами (транспортный налог, земельный
налог). Налоги, исчисляемые частными лицами,
считаются неокладными.
Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги
не могут увязываться с определенными
расходами бюджета, они обеспечивают общую
совокупность всех расходов государства.
В определенных случаях налог может носить
целевую направленность, обусловленную
интересами определенных групп населения
либо отраслей хозяйств или ведомств.
Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные
налоги вводятся в условиях каких-либо
особых обстоятельств, к которым могут
относиться стихийные бедствия, войны,
блокады, техногенные аварии и катастрофы.
По объекту обложения могут быть: налоги
на имущество, налоги на доходы (прибыль),
на определенные виды деятельности.
Налоги и сборы также систематизируются
по другим основаниям: налоги, уплачиваемые
физическими лицами, организациями, смешанные
налоги, уплачиваемые как физическими
лицами, так и организациями.
Ставки налогов
и сборов в РФ
Ставки федеральных налогов
в РФ:
Налог на добавленную
стоимость- Основные ставки НДС , действующие
с 2009 года – 18%, 10%, 0%.В определенных случаях применяются
так называемые расчетные ставки НДС, производные
от 10% и 18%.
Акцизы- налоговая ставка и налоговая
база определяются отдельно по каждому
виду подакцизных товаров.
Налог на доходы
физических лиц - основная ставка НДФЛ в 2014
году – 13%.
Применяется для любых доходов, за исключением
тех для которых установлены специальные
ставки НДФЛ – 9%, 15%, 30%, 35%
Налог на прибыль
организаций- с 01 января 2009 действует основная
ставка налога на прибыль - 20%. Также установлены специальные
ставки налога на прибыль – 0%, 9%, 10%, 15%, 20%
Сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов - устанавливаются в определенном
размере на каждый вид объектов.
Водный налог - налоговые ставки устанавливаются
в определенном размере по бассейнам рек,
озер, морей и экономическим районам.
Государственная
пошлина -сбор который устанавливается
в процентном отношении от сумм (например
процент от суммы искового заявления в
суд), либо в фиксированном размере при
выполнении определенных действий (например
государственная пошлина за регистрацию
предприятия).
Налог на добычу
полезных ископаемых - соответствующая налоговая
ставка определяется в процентах либо
в фиксированной сумме от налоговой базы.
Налоговая база – стоимость либо количество
добытых полезных ископаемых определенного
типа.
Ставки региональных налогов
в РФ
Транспортный налог - ставки
определяются Налоговым кодексом в виде
фиксированной суммы умножаемой на мощность
двигателя (в лошадиных силах), на количество
единиц определенных типов транспортных
средств и т.д. Региональными законами
ставки транспортного налога могут быть
уменьшены или увеличены, но не более чем
в десять раз.
Налог на игорный бизнес - точные
налоговые ставки игорного налога устанавливаются
региональными законами, в пределах налоговых
ставок установленных Налоговым кодексом
России за один игровой стол, игровой автомат,
кассу тотализатора или кассу букмекерской
конторы.
Налог на имущество организаций
- налоговые ставки налога на имущество
организаций устанавливаются региональными
законами в пределах 2,2% от среднегодовой
стоимости облагаемого налогом имущества
(от остаточной стоимости имущества определяемой
за минусом износа), либо в определенных
случаях от инвентаризационной стоимости.
Ставки местных налогов:
Земельный налог - ставки земельного
налога устанавливаются, в процентах от
кадастровой стоимости земли, муниципальными
законами. В зависимости от назначения
земли действуют ставки земельного налога
в пределах от 0% до 1,5%.Кадастровая стоимость
земель определяется в соответствии с
земельным законодательством России.
Налог на имущество физических
лиц - точные ставки налога на имущество
физических лиц устанавливаются муниципальными
законами, в процентах от суммарной инвентаризационной
стоимости имущества, в пределах от 0% до 2%.
Значение налогов в доходах государства,
налоговая политика государства
Налоговые поступления
— это главный источник формирования
доходов бюджетной системы государства:
их доля составляет примерно 90% доходов
консолидированного бюджета. Из всей совокупности
налогов всего четыре налога обеспечивают
около 66% налоговых доходов — НДС, акцизы,
налог на прибыль организаций, налог на
доходы с физических лиц. Федеративный
характер нашего государства, включающего
89 национально-государственных и административно-территориальных
образований, дальнейшее социально-экономическое
развитие субъектов Российской Федерации,
демографическая ситуация и экологическая
обстановка обуславливают необходимость
учета этих особенностей в налогово-бюджетном
механизме. Расширение самостоятельности
и ответственности субъектов Российской
Федерации в решении социально-экономических
проблем должно сопровождаться укреплением
финансовой базы регионов. Именно поэтому
часть налоговых платежей путем бюджетного
регулирования распределяется между федеральным,
региональными (субъектов Российской
Федерации) и местными бюджетами. Ряд федеральных
налогов и один региональный (налог на
имущество организаций) имеют статус закрепленных
доходных источников. Доходы по этим налогом
полностью или в твердо фиксированной
доле (в процентах) на постоянной либо
долговременной основе поступают в соответствующий
бюджет, за которым они закреплены. По
трем федеральным налогам — акцизам, государственной
пошлине, налогу с наследуемого и даруемого
имущества, имеющим статус закрепленных
доходных источников, — вся сумма поступлений
зачисляется в местный бюджет. Федеральные
налоги другой группы — НДС, акцизы, налог
на прибыль организаций, налог на доходы
физических лиц — являются регулирующими
доходными источниками. Доходы от этих
налогов используются для регулирования
поступлений в бюджеты в виде процентных
отчислений (по нормативам) либо по ставкам,
утвержденным в законодательном порядке.
Платежи по регулирующим доходам зачисляются
непосредственно в региональные бюджеты,
а ставки (нормативы) отчислений определяются
при утверждении федерального бюджета.
В свою очередь, представительный орган
субъекта Российской Федерации устанавливает
ставки (нормативы) отчислений по регулирующим
налоговым доходам в местные бюджеты при
утверждении своего бюджета. В целом на
долю федерального бюджета приходится
чуть более 60% налоговых доходов консолидированного
бюджета. Таким образом, значительная
часть платежей по косвенным налогам (НДС,
акцизы) поступает в федеральный бюджет,
а по прямым налогам (налог на прибыль
и налог на доходы физических лиц) — в
бюджеты субъектов Российской Федерации.
При принятии регионального бюджета доходы
от регулирующих налогов также распределяются
в пользу республиканского, краевого,
областного или окружного бюджета и в
пользу местного бюджета муниципального
образования. Платежи по этим налогам
обеспечивают значительные поступления
в местные бюджеты.