Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Содержание работы

Введение
3
1.
Принципы налогообложения
4
2.
Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»
7
3.
Субъекты налоговых отношений
10
4.
Фискальная функция
11
5.
Облагаемая база и единица налогообложения
11

Практические задания
13

Заключение
16

Список литературы
18

Файлы: 1 файл

общая теория налогообложения.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение

3

1.

Принципы налогообложения

4

2.

Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»

7

3.

Субъекты налоговых  отношений

10

4.

Фискальная функция

11

5.

Облагаемая база и  единица налогообложения

11

 

Практические задания

13

 

Заключение

16

 

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами  налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций  и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через  налоговые правоотношения, которые  возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и физических лиц.

Основным содержанием  налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой  причинение материального ущерба государству  или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих  функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей.

 

 

1. Принципы построения налоговой системы

Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Данное определение  целесообразно рассматривать как  совокупность условий, при которых налоговая система может функционировать Эффективно:

  • отлаженность налогового законодательства;
  • однозначно оговоренный (закрытый) перечень видов налогов (сформированная система налогов);
  • права и обязанности налогоплательщиков;
  • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;
  • функции, права, обязанности налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции;
  • налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
  • порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в его работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре "правила":

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода:
  • время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика;

 

  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным  условиям позволяют расширить и  уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения уклонения  от уплаты налогов, минимизация "теневой  экономики"). Здесь должна действовать  формула: "О налогах не договариваются".

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия - горизонтальная справедливость, т.е. юридические и  физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость - справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается  удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (преимущество в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что  система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% от величины налоговых поступлений

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой  системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в  виду стабильность действующей налоговой  системы во времени, сочетаемая с  периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип  подразумевает оптимальный (с точки  зрения реализации фискальной функции  налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется  в виду денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны " для всех юридических  и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют  в известном смысле "идеальную" налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальная действительность, состояние экономики и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель.

 

2. Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»

Налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации  и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст.19).

Налогоплательщики в качестве субъектов  налогового права подразделяются на две группы: организации и физические лица. В налоговом праве понятие «организация» соотносится с понятием «юридическое лицо», применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК РФ организации подразделяются на два вида: российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

 К числу налогоплательщиков-организаций  относятся филиалы и иные обособленные  подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку они только исполняют налоговые обязанности головных организаций по месту своего нахождения.

Налогоплательщиками — физическими  лицами могут быть граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Налоговые агенты

Налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим  законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

 Как правило, налоговыми агентами  являются лица, выплачивающие другим  субъектам денежные средства: работодатели, банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

 В налоговом кодексе для  налоговых агентов обозначены  следующие обязанности: 

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из денежных  средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца  письменно сообщать в налоговый  орган по месту своего учета  о невозможности удержать налог  у налогоплательщика и о сумме  возникшей недоимки;

3) вести учет выплаченных  налогоплательщикам доходов, удержанных  и перечисленных в бюджеты  (внебюджетные фонды) налогов,  в том числе отдельно по  каждому налогоплательщику; 

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета  документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и удержания налогов у налогоплательщиков, а также перечислять удержанные налоги в бюджеты (внебюджетные фонды).

 Обязанности налоговых  агентов в определенной степени  производны от целей и задач  налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

 Однако в тех  случаях, когда налоговый агент  превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являться налоговый агент.

 Как правило, налоговые  агенты сами являются налогоплательщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работников налог на доходы физических лиц и одновременно само уплачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогоплательщика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.

Информация о работе Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»