Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Содержание работы

Введение
3
1.
Принципы налогообложения
4
2.
Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»
7
3.
Субъекты налоговых отношений
10
4.
Фискальная функция
11
5.
Облагаемая база и единица налогообложения
11

Практические задания
13

Заключение
16

Список литературы
18

Файлы: 1 файл

общая теория налогообложения.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

3. Субъектный состав налогового правоотношения

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов, на  которых возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая  служба и ее территориальные  подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная  служба и ее подразделения;

5) государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы  и должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов  прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов  РФ, министерства финансов республик,  финансовые управления администраций  краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных  внебюджетных фондов;

8) органы внутренних  дел.

Как видим, налоговое  правоотношение складывается между  различными категориями субъектов, но основными группами субъектов  являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

 

 

4. Фискальная функция  налогообложения

Фискальная функция  является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется  главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

 

5. Облагаемая база и единица налогообложения

Для того чтобы исчислить  налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественно го измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой  базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных  налоговых регистрах, справок о  доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым периодам, в отчетном налоговом периоде  про изводится перерасчет налоговых  обязательств за период совершения ошибки. единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштабом налога с владельцев автотранспортных средств является мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть определена в различных единицах - в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения и будет являться единица налогообложения. Выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а также традициями. Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При установлении акцизов на бензин в качестве единицы налогообложения могут фигурировать литр, галлон, баррель и т.д. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения выступает национальная денежная единица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 Предложений же  о принципиально иной налоговой  системе и налоговой политике, соответствующей нынешней фазе  переходного к рыночным отношениям  периода, практически нет. И это не случайно, либо оптимальную налоговую политику можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой у нас в России еще нет.

 Российская налоговая  политика сочетает политику максимальных  налогов, характеризующаяся принципом  «взять все, что можно», при этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов и налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Но государство должно стремится к политике разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и производства, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

 Участниками налоговых  отношений в Российской Федерации  со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы.

 Каждый из этих  органов осуществляет свои функции  в сфере налогообложения, рамках  своих полномочий, что является  осуществлением налоговой политики  в Российской Федерации.

 В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой политики методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой хотя бы основных стратегических аспектов политики сфере налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

 К настоящему времени  формирование основ российской  налоговой системы в целом  завершено. Масштабных мер в  области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Вместе с тем проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль будет динамично меняться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, (Части первая и вторая). -М.: 2009. - 780 с.

2.  Миляков И.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИПФРА-М, 2008. - 380 с.

3. Налоги: Учебное пособие/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2007. 656 с.

4.  Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2006. - 576 с.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и дон. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.

6.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогобложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИПФРА-М, 2003.




Информация о работе Понятия «налогоплательщик» и «налоговый агент»