Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:
бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Налог на добавленную стоимость: понятие, плательщики, объект
налогообложения и льготы……………………………………………………...5
2. Налоговая база и ставки налога на добавленную стоимость………………10
3. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Налог на добавленную стоимость: понятие, плательщики, объект

налогообложения и льготы……………………………………………………...5

2. Налоговая база и ставки налога на добавленную стоимость………………10

3. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 

Введение

 

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

До настоящего времени не выработано единого толкования понятия «налог». В учебниках по финансам и налогообложению определение налога в обобщенном виде выглядит в основном так: «обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц».

Во-первых, приведенное определение не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и поэтому не являющихся налогом. Действительно, налоги изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, т.е. они имеют принудительный и безвозмездный характер.

Во-вторых, это определение не устанавливает цели взимания налога, которой является «финансовое обеспечение деятельности государства», или «формирование финансов государства».

В третьих, нет указания на индивидуальность данного платежа, исключающего возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц.

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В настоящее время налог на добавленную стоимость (НДС) – один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

НДС самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

 

 

  1. Налог на добавленную стоимость: понятие, плательщики, объект налогообложения и льготы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые стал применяться во Франции в 1958 г. Впоследствии его стали вводить и другие страны, и прежде всего страны Европы. Наличие НДС в налоговых системах европейских стран остается обязательным условием вступления в члены Европейского Союза (ЕС). При этом страны — члены ЕС ввели НДС как основной косвенный налог.

В Российской Федерации налог был введен с 1992 г., что было вызвано началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением рыночных отношений, переходом к свободному ценообразованию, ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы.  [6, с. 136]

История развития налогов не имеет аналога такого быстрого перехода налога из области теории в практику, занявшего доминирующие положение среди косвенных налогов в бюджете большинства стран мира.

 По сути  экономического воздействия этого  налога является универсальным  акцизом, которым в принципе облагается  вся система частного и общественного  потребления. НДС направлен на  доходы конечного потребителя, но  так как технически невозможно  взимать НДС с потребителя, плательщиком  налога является предприятие, имеющие  торговый оборот. [5, с. 62]

НДС – это вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления.

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее на производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. п.

На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимость продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объектом обложения налога на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость т исключение двойного налогообложения достигается тем, что плательщик перечисляет в бюджет разницу между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченный поставщиками.

Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической цепочки вплоть до конечного потребителя как разницу между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщиками за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителями (покупателями). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятие является только сборщиком этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители товаров, работ или услуг. [7, с. 301]

НДС посвящена глава 21 Налогового кодекса Российской федерации, согласно которой плательщиками налога являются:

- организации;

- индивидуальные  предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. [2]

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации. [8, с. 252]

Согласно статье 146 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по НДС признаются следующие операции:

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача  на территории РФ товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4) ввоз товаров  на таможенную территорию РФ.

Операции, не признаваемые объектом налогообложения разделены на две группы. Первую группу составляют операции, которые определены в статье 39 Налогового кодекса РФ как не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг).

Втору группу составляют операции, определенные в главе 21 НК РФ.

Торговые организации вправе освободиться от уплаты налога, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб. без учета этого налога (до 01.01.2006 г. — 1 млн руб.).

Освобождение от уплаты налога не предусмотрено, если организация:

  • реализует подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. При реализации одновременно товаров подакцизных и неподакцизных освобождение от уплаты налога возможно только в отношении неподакцизных товаров при соблюдении размера выручки;
  • ввозит товары на таможенную территорию РФ.

Организации, желающие освободиться от уплаты налога, предоставляют в налоговый орган письменное уведомление и следующие документы:

  • выписку из бухгалтерского баланса;
  • выписку из книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Срок освобождения от уплаты налога 12 последовательных календарных месяцев. В течение этого срока организация не вправе отказаться от предоставленного ей права на освобождение (за исключением утраты такого права).

По истечении 12 календарных месяцев и не позднее 20-го числа последующего месяца организация обязана представить в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб. (без НДС);
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если организация в течение этого периода не соблюдала условия по освобождению от уплаты налога, то начиная с 1-го числа месяца, в котором были они нарушены и до окончания периода освобождения, она теряет соответствующее право. [6, c. 136]

 

 

 

 

2. Налоговая база и ставки налога на добавленную стоимость.

В структуре любого налога присутствует такой элемент налогообложения, как налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от особенностей реализации или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). В случае применения налогоплательщиком при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) разных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. [4, с. 113]

1. Налоговая  база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость  этих товаров Ст с учетом акцизов (для подакцизных товаров), но без включения в них НДС (Сто х lн):

Бндс1 ~ Ст1 = Сто- Сто х lн = Сто(1-lн),

(2.1)


где Ст1 – общая сумма исчисляемой налоговой базы налога на добавленную стоимость;

Сто – общая сумма средств от реализации товаров (работ, услуг), полученная субъектом налога;

lн – налоговая ставка налога на добавленную стоимость.

2. Налоговая  база при реализации товаров  по бартерным операциям и реализации  товаров (работ, услуг) на безвозмездной  основе, определяется как стоимость  указанных товаров (работ, услуг) с  учетом акцизов, но без включения  в них НДС:

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость