Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "ДОБЫВАЕМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ" 3
II. ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

НДПИ и его роль в налоговой системе России.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность и масштаб  экологических проблем связаны  с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин.

Хозяйственное использование  тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и  несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории Российской Федерации [2, с.56]

Ресурсные налоги и платежи  применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды).

Начиная с 2004 г. и по настоящее время в Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной налоговой реформы.

К числу задач налоговой  реформы можно отнести: упрощение процесса уплаты и сбора налогов, уменьшение налогового бремени путем снижения предельных ставок налогов, повышение горизонтальной справедливости налоговой системы путем расширения налоговой базы за счет сокращения льгот по налогам, повышение прогрессивности налога в результате сокращения возможностей уклонения от уплаты налога высокодоходными группами населения.

В рамках налоговой реформы  с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

 

I. Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые"

 

К полезным ископаемым относится продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (или отходов) минеральном сырье (или породе, жидкости) [8; c.85].

Данная продукция по своему качеству должна соответствовать  государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному  стандарту, международному стандарту.

В случае их отсутствия для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не относится к полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при их дальнейшей переработке (например, нефтепродукты, известь).

Видами добытого полезного ископаемого являются:

1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

2) торф;

3) углеводородное сырье:

нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

газовый конденсат из всех видов  месторождений углеводородного  сырья, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей;

газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее - попутный газ);

газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья, за исключением попутного  газа;

4) товарные руды:

черных металлов (железо, марганец, хром);

цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы);

редких металлов, образующих собственные  месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

многокомпонентные комплексные руды;

5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

7) горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полевошпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талькомагнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

8) битуминозные породы;

9) сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), другие извлекаемые полезные компоненты;

10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма);

12) природное алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных, россыпных и техногенных месторождений;

14) соль природная и чистый хлористый натрий;

15) промышленные или минеральные подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы, термальные воды;

16) сырье радиоактивных металлов (уран и торий).

Таким образом, к полезным ископаемым относится продукция, являющаяся результатом  разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением  перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ.

II. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых

 

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр [1; с.45].

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в субъекте Российской Федерации по месту нахождения предоставленного в пользование участка недр в  течение 30 дней с момента государственной  регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр [1; с.45].

Лицензирующие органы передают в налоговые органы сведения о  предоставлении прав на пользование  недрами. Налоговые органы направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет.

Плательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых утверждены приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731.

Налоговая база по НДПИ формируется  на основе двух составляющих:

количества добытых полезных ископаемых;

стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база при добыче нефти  обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного определяется как количество добытых полезных ископаемых и натуральном выражении.

По другим полезным ископаемым налоговая  база определяется как стоимость  добытых полезных ископаемых (кроме попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья).

При добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов  месторождений углеводородного  сырья налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные  налоговые ставки либо налоговая  ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется отдельно применительно к каждой налоговой ставке.

В зависимости от добытого полезного  ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема прямым или косвенным методом (ст.339 НК РФ).

При прямом методе применяются соответствующие измерительные средства и устройства.

При косвенном методе количество добытого полезного ископаемого определяется расчетно по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

В случае отсутствия возможности определения  количества добытых полезных ископаемых прямым методом применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод  утверждается в учетной политике для целей налогообложения и  используется им в течение всего  периода деятельности. Выбранный метод может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

При использовании прямого метода количество добытого полезного ископаемого  определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым после завершения полного технологического цикла по его добыче.

Расчетное количество полезного ископаемого  определяет геолого-маркшейдерская служба на основании замеров. При добыче углеводородного сырья - на основании замеров на устье скважины.

При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и камнях. При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно, и налоговая база по ним определяется также отдельно.

Количество добытого полезного ископаемого, определяемого  исходя из полезных компонентов, содержащихся в добытой многокомпонентной комплексной руде, считается как количество компонента руды в химически чистом виде.

При определении количества добытого в налоговом периоде  полезного ископаемого учитывается  полезное ископаемое, в отношении  которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по его добыче из недр (или отходов). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на его добычу учитывается весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения [5; c.256].

При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого рассчитывается как количество полезного ископаемого в минеральном сырье, реализованном или использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.

Оценка стоимости добытых  полезных ископаемых определяется налогоплательщиком одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся за налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2) исходя из сложившихся за налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При первом способе оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субвенций из бюджета) без НДС (при реализации на территории России и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов по доставке.

Второй способ применяется в случае отсутствия государственных субвенций к ценам реализации добываемых полезных ископаемых. При этом оценка стоимости единицы полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых без НДС (при реализации на территории России и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов по доставке.

При использовании первого и второго способов в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов, расходы по доставке от склада готовой продукции до получателя, расходы по обязательному страхованию грузов.

Информация о работе Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых