Повышение эффективности контрольно-проверочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
проанализировать теоретические основы налогового контроля и обосновать понятие налогового контроля;
изучить действующие виды и формы налогового контроля;
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере МИФНС России №22 по Красноярскому краю;
проанализировать эффективности проведения камеральных и выездных налоговых проверок;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ.
1.1 Налоговый контроль в РФ, его виды и формы.
1.2 Понятие и роль налогового контроля в РФ.
1.3 Практика налогового контроля в зарубежных странах.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МИФНС РОССИИ №22 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ.
2.1 Характеристика инспекции и ее задачи, функции и виды налоговых проверок.
2.2 Анализ эффективности проведения камеральных налоговых проверок
2.3 Анализ эффективности проведения выездных налоговых проверок
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1 Нормативно-правовые аспекты совершенствования налогового контроля.
3.2 Мероприятия по повышению эффективности проведения выездных и камеральных проверок в МИФНС России №22 по Красноярскому краю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 123.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

- иным образом  противоречит общим началам и  (или) буквальному смыслу конкретных  положений НК.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими НК при наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим НК. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Еще одним источником налогового права являются международные  договоры. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные  налоги и сборы, налоги и сборы  субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и  сборы. Налоговая система РФ представлена на рис. 11.

Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

- НДС;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный  налог;

- налог на  прибыль организаций;

- сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- водный налог;

- государственная  пошлина;

- налог на  добычу полезных ископаемых.

Налоги и  сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

- транспортный  налог;

- налог на  игорный бизнес;

- налог на  имущество организаций.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения определяются НК. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут  устанавливаться региональные или  местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные  НК.

К местным налогам  относится земельный налог.

Информация  и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в ФНС России и Минфин России, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы.

Сведения о  действующих региональных налогах  и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются ФНС  России, а сведения о действующих  местных налогах и сборах и  об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

Специальным налоговым  режимом признается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленных  НК и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении специальных налоговых режимов  элементы налогообложения, а также  налоговые льготы определяются в  порядке, предусмотренном НК.

К специальным  налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

При установлении налогов должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах формулируются  таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить.

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая  база:

- налоговый  период;

- налоговая  ставка;

- порядок исчисления  налога;

- порядок и  сроки уплаты налога.

В необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Установленный законодательством о налогах  и сборах срок определяется календарной  датой или истечением периода  времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или  днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Срок, исчисляемый  годами, истекает в соответствующие  месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением  календарного) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый  кварталами, истекает в последний  день последнего месяца срока. Квартал  считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый  месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день данного месяца.

Срок, исчисляемый  неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случаях, когда  последний день срока падает на нерабочий  день, днем окончания срока считается  ближайший идущий за ним рабочий  день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить; либо периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

 

 

 

 

1.3 Практика  налогового контроля в зарубежных  странах.

 

Проблема повышения  эффективности налогового контроля и совершенствования контрольной работы налоговых органов для России всегда актуальна. Улучшение качества налогового контроля возможно как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет использования международного опыта. Зарубежная практика налогового контроля применяет различные способы его осуществления. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик налогового контроля в российской действительности должно привести к повышению эффективности контрольной деятельности.

При анализе  системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить особое внимание, уделяемое теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины1.

Говоря о  концепции налогового контроля, необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы. В числе таковых:

1. Построение  отношений между налогоплательщиком  и налоговыми органами на принципах  равноправия и баланса прав  и обязанностей сторон.

2. Соответствие средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объектов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений.

3. Неотвратимость наказания. Любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям.

4. Презумпция  невиновности налогоплательщика.

Разработчиком многих современных стандартов взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов стал Комитет налоговых дел Организации экономического сотрудничества и развития. Так, в 2003 г. указанным органом были предложены варианты описания прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений, которые в последующем легли в основу налоговых принципов многих государств.

Стандарт обслуживания налогоплательщиков Службы внутренних доходов Ирландии гарантирует:

- последовательность, справедливость и конфиденциальность  во всех вопросах;

- вежливость  и предупредительность в общении;

- достоверность информации и право налогоплательщика на жалобы, проверки и апелляции.

Хартия прав налогоплательщиков налоговой службы Австралии провозглашает беспристрастность  общения, проверку действий службы, объяснение принятых решений, честность и профессионализм в ведении дел.

Повышенное  внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень  добровольного соблюдения налогоплательщиками  налогового законодательства.

Согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое  и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно. Не стоит также забывать, что указанные результаты были достигнуты в результате 15-летней работы по модернизации налоговой структуры. Последняя концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе - улучшение персонифицированного обслуживания и на третье - повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).

По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:

- отлаженного  аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью;

- доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе  налоговой системы и исполнении  налоговыми органами своих задач  в соответствии с законом;

- введения доступных  для понимания правил налогообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется  качеству обслуживания налогоплательщиков.

Таким образом, как видно из представленного  обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и в конечном счете на налоговые поступления.

Информация о работе Повышение эффективности контрольно-проверочной деятельности