Содержание
Введение
В современном цивилизованном
обществе налоги – основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно технического
прогресса.
Применение мер ответственности
в сфере налогообложения всегда вызывает
повышенное внимание налогоплательщиков,
так как оно весьма серьезно затрагивает
их права и интересы.
Актуальность темы курсовой
работы состоит в том, что прямая зависимость
государственного бюджета от налоговых
поступлений сделала ответственность
одной из главных составляющих системы
налоговых правоотношений и потребовала
ее глубокой правовой регламентации. Развитие
налогового законодательства невозможно
без комплексного и системного подхода
к применению норм об ответственности
за налоговые нарушения.
Не менее важен этот вопрос
и для государства, поскольку применение
мер ответственности является основным
рычагом воздействия на нерадивых налогоплательщиков.
Объектом исследования выступают
общественные отношения, складывающиеся
в сфере законодательства о налогах и
сборах.
Предметом исследования –
ответственность за налоговые правонарушения.
Целью работы – рассмотреть
применение мер ответственности за налоговые
правонарушения, выявленные в процессе
налоговой проверки.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
- разобрать
общую характеристику налогового правонарушения;
- обозначить границу между налоговыми правонарушениями, налоговыми преступлениями и административными правонарушениями, направленных против налоговой системы;
- рассмотреть
ответственность налогоплательщиков
за нарушение налогового законодательства;
- определить
принципы установления и применения налоговых
санкций.
При написании курсовой работы
была изучена научная, специальная литература,
материалы сайтов интернета.
Данная курсовая работа состоит
из введения, двух частей, заключения,
списка литературы, приложений.
Во введении указывается актуальность
темы, цель, задачи работы, объект исследования,
источники информации и структура работы.
В первой части рассмотрена
общая характеристика налогового правонарушения.
Во второй части проводится
анализ ответственности налогоплательщиков
за нарушение налогового законодательства.
В заключении даны краткие
выводы по результатам исследований.
Глава 1. Общая характеристика налогового
правонарушения
1.1. Понятие и признаки налогового
правонарушения
Основным документом, регулирующим налоговую
систему РФ и устанавливающим общие принципы
её построения, является Налоговый кодекс
Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации
– это систематизированный законодательный
акт, в котором содержаться нормы налогового
права.
До принятия Налогового Кодекса отсутствовало
четкое, ясное налоговое законодательство,
предупредительные процедуры, нечетко
формулировался состав налоговых нарушений,
что давало возможность налоговым органам
трактовать налоговое законодательство
в свою пользу.
В результате в Кодексе установлено около
30 видов составов налоговых правонарушений,
в то время как до принятия Кодекса их
было фактически только два.
Налоговым правонарушением признается
виновно совершенное противоправное деяние
(действие или бездействие) налогоплательщика,
налогового агента и иных лиц, за которое
настоящим Кодексом установлена ответственность.[4,ст.106
]
Не всякое нарушение налогового законодательства
может быть основанием для привлечения
лица к юридической ответственности. Основанием
является такое поведение, которое имеет
все предусмотренные законом признаки
наказуемого деяния и все предусмотренные
законом элементы состава правонарушения.
Не всякое отрицательное деяние участника
налоговых правоотношений может быть
квалифицировано, как правонарушение,
влекущее за собой юридическую ответственность.
Чтобы деяние повлекло за собой ответственность
оно должно иметь состав правонарушения.
Состав правонарушения - это система
объективных и субъективных элементов
деяния. Как всякая система состав правонарушения
состоит из ряда взаимосвязанных подсистем
и элементов. Отсутствие хотя бы одной
подсистемы или элемента состава правонарушения
приводит к распаду системы, т.е. отсутствию
состава правонарушения в целом.
Выделяют
следующие признаки правонарушений:
- противоправность деяния – выражается в форме действия либо бездействия,
нарушающего норму права;
- виновность деяния – характеризуется
совершением противоправного действия
либо бездействия умышленно или по неосторожности;
- наличие причинной связи между противоправным
деянием и наступившими в последствии отрицательными последствиями;
- наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного
правонарушения.
Отсутствие одного из выше перечисленных
признаков не позволяет рассматривать
деяние участника налоговых отношений
как правонарушение, а, следовательно,
исключает возможность привлечения его
к правовой ответственности.
При анализе определения НК РФ можно
выявить следующие признаки налогового
правонарушения: виновность, противоправность,
наказуемость. Данное определение отдает
предпочтение формальному признаку –
наказуемости деяния, оно указывает еще
на два признака: виновность и противоправность.
[7,стр.52]
Наказуемость получила статус первого
признака налогового правонарушения,
так как налоговым правонарушением признается
виновно совершенное противоправное деяние
налогоплательщика, налогового агента
и иных лиц, за которыми НК РФ установлена
ответственность. Наказуемость как составная
часть противоправности в налоговых отношениях
выражается в угрозе применения наказания
при нарушении запрета совершать те или
иные деяния либо несовершении действий.
Вторым признаком налогового правонарушения
является виновность, которая означает
предусмотренное Налоговым Кодексом РФ
психическое отношение лица в форме умысла
или неосторожности к совершаемому деянию
и его последствиям. Психологическое содержание
вины занимает центральное место среди
основных категорий, характеризующих
вину.
В описание тех или иных налоговых правонарушений,
предусмотренных гл.16 НК РФ, всегда входит
определенная форма вины.
Формами вины могут быть умысел и неосторожность.
Третьим признаком налогового правонарушения
является его противоправность. Противоправность
является юридическим выражением материальной характеристики общественного
свойства налогового правонарушения.
Не может считаться налоговым
правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством о налогах и сборах.
Состав правонарушения также образуют
элементы правонарушения, первичные слагаемые
системы состава правонарушения:
- объект правонарушения, т.е. объект правовой
охраны, включающий в себя общественные
отношения или интересы:
- субъект правонарушения – это дееспособное
лицо, совершившее данное правонарушение;
- объективная сторона правонарушения
- само противоправное деяние, т.е. способ,
место, время и т.д., его отрицательные
последствия и причинная связь между деянием
и результатом;
- субъективная сторона правонарушения
характеризуется элементами цели, мотива,
степени вины в форме умысла или небрежности
(халатности).[13,стр.130]
Все четыре элемента состава правонарушения
взаимосвязаны и взаимодействуют между
собой. Объект взаимодействует с объективной
стороной состава, определяя элемент ущерба.
Объективная сторона, как акт поведения,
взаимодействует с субъектом правонарушения,
совершающим то или иное деяние, причиняющее
вред объекту.
Таким образом, составом налогового правонарушения
является совокупность установленных
Кодексом объективных и субъективных
элементов (признаков), характеризующих
деяние (действие или бездействие) как конкретное правонарушение.
Объект налогового правонарушения – охраняемые законодательством о налогах и сборах
общественные отношения, которым, совершенным
налоговым правонарушением, причиняется или причинен
вред. [9,стр.36]
Объективная сторона налогового правонарушения
– совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону налогового
правонарушения.[9,стр.37]
Признаками объективной стороны налогового правонарушения являются в первую очередь основные характеристики противоправного
деяния, т.е. действие или бездействие.
Действие – активное, осознанное и волевое
противоправное нарушение законодательства
о налогах и сборах в поведении субъекта.[15,стр.
93]
Бездействие – пассивное, осознанное
и волевое противоправное нарушение законодательства
о налогах и сборах, заключающееся в несовершении
тех действий, которые субъект в соответствии
с законодательством о налогах и сборах
должен был и мог совершить.
Объективная сторона налогового правонарушения
является критерием разграничения налоговых
правонарушений, совпадающих по объекту
и (или) другим элементам (признакам).
Субъектом правонарушения является лицо,
совершившее правонарушение и подлежащее
наказанию.
Субъект правонарушения характеризирует
свойства, позволяющие применить к нему
меры ответственности. Для физических
и юридических лиц эти свойства различны. Поэтому
для четкого установления характеристик
субъектов нарушений налогового законодательства,
прежде всего, выделяют группы субъектов:
физические лица и юридические лица.
Субъективная сторона налогового правонарушения – внутренняя сторона
правонарушения, характеризующая психическое отношение субъекта
налогового правонарушения в момент совершения
противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния.
Основной признак субъективной стороны – вина, т.е. психическое отношение субъекта налогового правонарушения
к совершаемому им деянию и его последствиям.
Отсутствие хотя бы одного из элементов
налогового правонарушения означает отсутствие
состава налогового правонарушения в
целом и невозможности привлечения лица
к ответственности за совершения налогового
правонарушения.
1.2. Разграничение налоговых
правонарушений, налоговых преступлений
и административных правонарушений ,направленных
против налоговой системы
Четкое понятие налогового преступления
в УК РФ не дается. Однако, учитывая положения
Общей и Особенной частей, такое понятие
можно сформулировать.
Налоговое преступление - это виновно
совершенное общественно опасное деяние,
запрещенное Уголовным кодексом под угрозой
наказания и посягающее на финансовые
интересы государства в сфере налогообложения.
Становление налоговой системы в России
сопровождается значительным ростом числа
налоговых преступлений. По оценкам специалистов,
государство ежегодно недополучает до
трети налоговых поступлений в бюджет.
Уклонение от уплаты налогов получило
широкое распространение, носит массовый
характер и является главной причиной
непоступления налогов в бюджет. Рост
налоговой преступности имеет высокую
динамику, поэтому по некоторым оценкам
характеризуется как катастрофический.
В связи с принятием первой части Налогового
кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение
налогового правонарушения, возникает
вопрос о соотношении понятий «налоговое
преступление» и «налоговое правонарушение».
Любое преступление представляет собой
правонарушение, поскольку первое относится
ко второму, как частное к общему. В связи
с этим преступление должно обладать всеми
основными признаками правонарушения.
Это относится и к налоговым преступлениям.
Основные признаки налогового преступления
и налогового правонарушения совпадают
(виновность, противоправность, ответственность
и т. д.).
Однако, существенным отличием
налогового преступления является его
общественная опасность. Налоговые преступления, в отличие от
налоговых проступков, не просто наносят
ущерб и вред бюджетной системе государства,
а вообще создают угрозу ее существования.
Имеется отличие и в форме реализации
ответственности. Налоговое преступление
влечет наказание, налоговое правонарушение
– «налоговую санкцию». [6,стр.49]
Существуют отличия и по порядку привлечения
к ответственности за совершение налоговых
преступлений и иных налоговых правонарушений,
поскольку производство по делам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах,
содержащих признаки преступления, ведется
в порядке, установленном уголовно-процессуальным
законодательством.[4, ст.10 ]
Важной особенностью налогового преступления
является то, что ответственность за его
совершение может быть возложена только
на физических лиц. Напротив, за совершение
налогового правонарушения ответственность
могут нести как физические лица, так и
организации. [4,ст.107] Согласно Налоговому
Кодексу привлечение организации к ответственности
за налоговое правонарушение не препятствует
привлечению к ответственности должностных
лиц при наличии к тому оснований.[4, ст.108]
Что касается вины организации, то она
определяется в зависимости от вины ее
должностных лиц, либо ее представителей,
действия (бездействие) которых обусловили
совершение данного налогового правонарушения.[4,ст.110]