Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 11:36, курсовая работа
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования – ответственность за налоговые правонарушения.
Целью работы – рассмотреть применение мер ответственности за налоговые правонарушения, выявленные в процессе налоговой проверки.
Административное правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.[3, ст.10]
Сущностью административного правонарушения составляет именно его общественная опасность, так как любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.
По результатам налоговой проверки составляется акт установленной формы. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то оформление акта является отправной точкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которого проводилась проверка, к налоговой ответственности.
После составления акта по результатам
налоговой проверки и его вручения налогоплательщику
последний может представить возражения
в течение 15 дней со дня вручения ему акта
налоговой проверки.
Материалы налоговой проверки (в том числе
акт и возражения по нему) рассматриваются
руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа, проводившего налоговую
проверку, в течение 10 дней со дня окончания
вышеуказанного срока (то есть 15 дней плюс
10 дней с даты вручения акта налогоплательщику).
Этот срок может быть продлен, но не более
чем на один месяц.[15,стр.201]
Налоговое законодательство разрешает налогоплательщику присутствовать при рассмотрении его дела, возражать против предъявляемых ему обвинений, давать пояснения, предоставлять доказательства и совершать другие правомерные действия с целью защиты его интересов в ходе судебного процесса. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки как лично, так и передавать ведение своего дела специалисту либо иному представителю.
На руководителя (его заместителя) налогового органа возложена обязанность по извещению лица, в отношении которого проводилась эта налоговая проверка, о времени и месте рассмотрения материалов по ее результатам.[13,стр.102]
Однако в случае надлежащего извещения неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя не является препятствием для рассмотрения ее материалов. Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
На налоговый орган также возлагается обязанность по заблаговременному извещению налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной налоговых проверок.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
При рассмотрении материалов налоговой
проверки исследуются представленные
доказательства и может быть принято решение
о привлечении к участию в этом рассмотрении
свидетеля, эксперта, специалиста.
В ходе рассмотрения материалов налоговой
проверки руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа:
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются:
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, в том числе размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать данное решение, а также порядок обжалования и налоговый орган, в котором может быть обжаловано данное решение, его место нахождения и другие сведения.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, вышеуказанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.[19]
Лицо, в отношении которого вынесено
соответствующее решение, вправе исполнить
это решение полностью или в части до его
вступления в силу. При этом подача апелляционной
жалобы не лишает это лицо права исполнить
не вступившее в силу решение полностью
или в части.
После вынесения решения о привлечении
налогоплательщика к ответственности
за совершение налогового правонарушения
или решения об отказе в привлечении налогоплательщика
к ответственности руководитель налогового
органа или его заместитель может принять
обеспечительные меры в случае, если имеются
достаточные основания полагать, что непринятие
этих мер может затруднить или сделать
невозможным в дальнейшем исполнение
такого решения и (или) взыскание недоимки,
пеней и штрафов, указанных в решении.
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня фактического исполнения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Однако и до вышеуказанного срока обеспечительные меры могут быть отменены руководителем налогового органа или его заместителем.
Копия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено вышеуказанное решение, либо его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (например, путем направления заказного письма с уведомлением).
Если же процессуальные требования, установленные НК РФ для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, не будут соблюдены должностными лицами налоговых органов, то решение налогового органа может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом.
При этом нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки служит безусловным основанием для отмены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения . К таким существенным условиям процедуры рассмотрения налоговой проверки относятся:
- обеспечение возможности лица,
в отношении которого
-обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
По выявленным налоговым органом нарушениям,
за которые физические лица или должностные
лица организаций подлежат привлечению
к административной ответственности,
уполномоченное должностное лицо налогового
органа, проводившее проверку, составляет
протокол об административном правонарушении
в пределах своей компетенции.
Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относятся к объектам законодательства о налогах и сборах, и составляет институт налогового права. Юридическая ответственность является одним из механизмов эффективного регулирования налоговых правоотношений. Значимость юридической ответственности в том, что она отражает специфику любых правовых явлений, их формальную определенность. Для нее характерны неотделимость от правонарушения (поскольку выступает как его следствие) и процессуальный порядок реализации.
Юридическая ответственность как правовой институт включает несколько отраслевых институтов ответственности : гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и дисциплинарный. [11,стр.20]
Понятия налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.
Поскольку нормы налогового права являются
разновидностью социальных норм, то и
налоговая ответственность имеет две
формы реализации: позитивную (добровольную,
активную) и негативную (государственно-
Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.
Одним из важнейших условий налоговой деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и реализация возможных обязанностей. [11,стр.30]
Информация о работе Применение мер ответственности за налоговые правонарушения