Применение различных методик по оценке налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой — оценит налоговую нагрузку организаций на примере предприятия ООО «Дельта» и ООО «Гамма».
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- выполнить расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Дельта»
- выполнить расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Гамма».

Файлы: 1 файл

Применение различных методик по оценке налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Проверка может производиться  как на соответствие предельным показателям, так и на участие в схемах «ухода от налогов». Логика налоговиков в  данном случае такова – если предприятие только-только вписывается в показатели, то возможно, или оно уже выходило за рамки, или создано специально, лишь с целью получения налоговой выгоды.

Проверка производится по данным представленной декларации, дополнительно могут  быть затребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учета путевых листов и другие документы).

1.7 НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год

 

Достаточно спорное соотношение: если для организаций критерием  риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная  прибыль по итогам календарного года. Очевидно, ФНС уверенна, что какая-то сумма, должна оставаться в распоряжении предпринимателя на личные расходы.

1.8 Построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения  договоров с контрагентами-перекупщиками

 

Здесь налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим Постановлением:

налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.

Сформулированы критерии, по которым  судьи арбитражных судов могут  прийти к выводу о необоснованности налоговой выгоды:

невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных им операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

отсутствие необходимых условий  для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

учет для целей налогообложения  только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

совершение операций с товаром, который не производился или не мог  быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Как видно, приведенные высшей судебной инстанцией формулировки весьма размыты. Налоговики могут истолковать их так, как посчитают нужным. Но в  то же время суд может не согласиться с мнением инспекторов и признать правоту налогоплательщика. Сейчас судьи стали вникать в содержательную часть экономических операций и в их целесообразность.

Иными словами нужно убедить  суд в том, что «спорный» факт хозяйственной деятельности, действительно имел место. Т.е. его осуществление было обеспечено наличием достаточного времени, оборудования соответствующей мощности, материалов, площадей для хранения, транспортных средств, трудовых ресурсов. Все процессы, отраженные в бухгалтерском учете должны представлять собой логичную, оправданную хозяйственной необходимостью цепь событий.

1.9 Непредставление налогоплательщиком  пояснений на уведомление налогового  органа о выявлении несоответствия  показателей деятельности

 

Согласно п.п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик, получив Уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нем вопросам, или внести в отчетность исправления. Основаниями для Уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:

ошибки в налоговой декларации (расчете);

противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся  у налогового органа.

Данным пунктом налоговики призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в ваших же интересах.

1.10 Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами

 

Имеется в виду не смена адресов  вообще, а смена адресов в моменты  проведения выездных налоговых проверок, причем с изменением места постановки на учет (переход в другую ИФНС).

Отметим, что «переезды» всегда настораживают  налоговиков. Работа с этим критерием строится при помощи реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить перемещения. Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения так называемые «адреса массовой регистрации».

1.11 Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным  бухгалтерского учета от уровня  рентабельности для данной сферы  деятельности по данным статистики

 

Рассчитываются два показателя по данным бухгалтерского учета:

рентабельность продаж;

рентабельность активов.

Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному  виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» формы № 2.) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы» формы № 2).

Основные возможные причины  низкой рентабельности аналогичные  тем, о которых уже говорилось в связи с убыточностью и опережающим  ростом расходов:

мизерная наценка;

скидки или другие мероприятия  по привлечению клиентов;

высокая конкуренция – нельзя продать  товар дороже рыночной цены;

значительное удорожание сырья;

привлечение более квалифицированной  рабочей силы, и т.д.

Рентабельность активов

Под рентабельностью активов понимается соотношение сальдированного финансового результата (строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» формы № 2.) и стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода).

Подсказка для бухгалтера

Возможные причины низкой рентабельности активов:

большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные  цеха и т. д.);

большой объем дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей);

наличие на балансе большого объема неликвидов.

1.12 Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

 

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Налоговая служба их публикует. В  настоящее время на сайте службы указаны четыре схемы.

Первая из них связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. Здесь включаются в цепочку хозяйственных связей лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.

Вторая схема популярна в  компаниях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании), - вексельная схема. Покупатель квартиры, заключивший договор  инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретенным у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.

Третья схема способствует получению  необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.

Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга.

Органы ФНС России рекомендуют  налогоплательщикам, у которых риски  высоки, и желающим их снизить:

исключить сомнительные операции при  расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения рисков, (уточнении налоговых обязательств), для того чтобы ФНС смогла принять во внимание этот факт при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомить - значит подать в свою инспекцию  уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.

В дополнение к декларациям налоговики предлагают написать пояснительную  записку (в приказе № ММ-3-2/467@ приведен ее шаблон). Из нее следует, что компании призывают добровольно признаться в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. И попросить у налоговиков, чтобы они «зачли» добровольное раскаяние при отборе кандидатов на проверку. При этом ФНС пообещала, что требовать никаких поясняющих документов по таким «уточненкам» не будут.

Сомнительную операцию, иными словами  сделку с проблемным партнером не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой  выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнера. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.

Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в вашей недобросовестности, нужно  уделить особое внимание следующим  фактам:

Документации:

оформлять все  документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты  контрагента должны быть заполнены);

подписывая бумаги, избегать факсимиле;

подтверждать  доставку грузов товарно-транспортными  накладными (несмотря на то, что при  учете торговых операций наличие  ТТН законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).

Данным контрагента:

проверять госрегистрацию контрагента в ЕГРЮЛ (официально запросить платную выписку в  налоговой, либо посмотреть на сайте  ФНС www.nalog.ru, где размещают также  адреса массовой регистрации);

подтверждать  личные контакты с партнером (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.)

проверять полномочия доверенных лиц  поставщика (доверенность, копия паспорта, для руководителя — копия решения учредителей о назначении директором. Действительность паспортов можно проверить на сайте ФМС www.fms.gov.ru).

проверять руководителя контрагента  на наличие дисквалификации (официально запросить информацию у уполномоченного  органа, который формирует и ведет реестр дисквалифицированных специалистов (МВД), либо посмотреть на сайте ФНС www.nalog.ru)

проверять лицензируемые виды деятельности (копия лицензии и оценка ее на действительность, например, для строительных лицензий это можно сделать на сайте ФГУ ФЛЦ www.flc.ru).

Расходам – подтверждать их хозяйственную  необходимость наличием, служебных  записок, приказов директора и т.д.

Ценообразованию – обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из Интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Обзор всех методик, не только дает представление об объеме работы, но и позволил вникнуть в её суть, убедил в её необходимости. Решившись на ведение этой аналитической работы, вы получите два больших плюса:

С одной стороны регулярно занимаясь самоконтролем с помощью критериев, вы сможете определить свой гибкий стиль общения с налоговой: в каких-то вещах идти навстречу требованиям налоговиков, подстраиваясь под предложенные стандарты; в каких-то - уверенно держаться собственной позиции.

С другой стороны работа с критериями полезна не только для ведения  переговоров с ФНС постфактум, она дает возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых  органов. Шаг за шагом вы подойдете  к золотой середине.

 

Глава 2. Практическая часть

2.1 Налоговая нагрузка торговой организации ООО «Дельта», занимающейся оптовой торговлей: анализ и возможные решения

 

В сфере торговли используются различные  отраслевые показатели деятельности организации, среди них товарооборот и рентабельность продаж занимают не последнее место.

С экономической точки зрения под  товарооборота понимается движение товаров в сфере их обращения, включающее объем проданных и  купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени. Для бухгалтера такое определение не является достаточно четким. О товарообороте более доступно говорится в отраслевом документе - Методических рекомендациях по учету товаров в организациях торговли1.

Информация о работе Применение различных методик по оценке налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов