Проблемы и дальнейшее совершенствование земельного налогообложения физических лиц в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение исчисления и уплаты физическими лицами земельного налога.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1) Изучит экономическая сущность земельного налога, эволюцию обложения земель в России и принципы налогообложения в зарубежных странах;
2) Рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты земельного налога в РФ, его элементы и особенности земельного налогообложения на муниципальном уровне;
3) Изучить проблемы и дальнейшее совершенствование земельного налогообложения физических лиц в России.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...… 3
1 Экономическая сущность земельного налога …………………………... 5
1.1 Эволюция обложения земель в России ………………………………... 7
1.2 Принципы налогообложение земель в зарубежных странах ..…….... 11
2 Действующий механизм исчисления и уплаты земельного налога в РФ.
2.1 Нормативное регулирование по земельному налогу ..………….…… 16
2.2 Основные элементы земельного налога ……………………………… 19
2.3 Особенности земельного налогообложения на муниципальном
уровне ……………………………………………………………………………... 24
3 Проблемы и дальнейшее совершенствование земельного налогообложения физических лиц в России ……………………………………. 28
Заключение ……………………………………………….………………… 35
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Земельный налог 1.docx

— 63.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………...… 3

1 Экономическая сущность земельного налога …………………………... 5

1.1 Эволюция обложения земель в России ………………………………... 7

1.2 Принципы налогообложение  земель в зарубежных странах ..…….... 11

2 Действующий механизм  исчисления и уплаты земельного  налога в РФ.

2.1 Нормативное регулирование  по земельному налогу ..………….…… 16

2.2 Основные элементы земельного налога ……………………………… 19

2.3 Особенности земельного налогообложения  на муниципальном

уровне ……………………………………………………………………………... 24

3 Проблемы и дальнейшее совершенствование земельного налогообложения физических лиц в России ……………………………………. 28

Заключение ……………………………………………….………………… 35

Список литературы …………………………………….…………………... 37

 

 

 

 

Введение

Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.  Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.

С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог». Она введена Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.

Объектом исследования является земельный налог, уплачиваемый физическими лицами.

Целью данной работы является изучение исчисления и уплаты физическими лицами земельного налога.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

1) Изучит экономическая сущность земельного налога, эволюцию обложения земель в России и принципы налогообложения в зарубежных странах;

2) Рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты земельного налога в РФ, его элементы и особенности земельного налогообложения  на муниципальном уровне;

3) Изучить  проблемы и дальнейшее совершенствование земельного налогообложения физических лиц в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическая сущность земельного налога.

В настоящее время статья 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Земельный налог можно определить следующим образом:

- прямой;

- местный;

- общий;

- количественный;

- регулярный

Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

Статья 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей.  Налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:

– финансирование мероприятий и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;

– инженерное и социальное благоустройство территории.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе.

Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (статьи 12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов.  Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Эволюция обложения земель в России.

Первые описания земель в России появились в IX веке. Они касались главным образом монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения духовенства имуществом, в частности землей. Трудно сказать, на какой стадии развития человеческих сообществ впервые возникла потребность зафиксировать границы земельных владений. Признаки понятия принадлежности территории можно заметить даже у животных. Поэтому история развития земельного кадастра и в Западной Европе, и в России определяется прежде всего уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Как собирать дань с подданных и покоренных народов, если не знать, сколько у них земель и что она может дать? А самые древние из дошедших до нас сведений о взимании сборов и податей русскими князьями относятся ко времени Олега (X веке) и Ольги, которая после убийства древлянами ее мужа Игоря обложила их тяжкой данью и установила размеры повинностей с каждого плуга как единицы земельной меры и обложения.

Старейшими дошедшими до нас документами являются описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись киевских земель проведена в XIII веке. Наряду с татарскими переписями в период монгольских завоеваний описания земель вели русские князья. Чтобы определить размеры дохода и взимания татарской дани, во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги.

Наиболее яркое и полное описание земельных владений в России к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения считалась соха. В связи с этим система переписи земель получила название сошного письма. Кроме налоговых целей, описание земель по сошному письму имело большое значение для определения количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI веках. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них – даже по нескольку раз.

Для описания земель в XVI веке было создано специальное учреждение – Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы.  

В 1837 году министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного налога. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключалась стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определялся условный чистый доход. По данным о средних рыночных ценах на сельскохозяйственные продукты вычисляли условный чистый доход в денежном выражении.

Новая аграрная политика России 1906 – 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г вышел в свет Указа императора Николая II - «Об изменении и дополнении некоторых постановлений об крестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения. Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30 процентов их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22 процента), которым отошло в собственность 13, 9 млн. десятин, или 16 процентов всей надельной земли.

С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость разработки новых законодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса вопросов по созданию кадастра.  Существующие законодательные акты, действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Перемены в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление частной собственности и других форм собственности, высветили ряд проблем в развитии городских территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

Правовой основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты.

В соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы налогообложение земель в зарубежных странах.

  Мировая практика выработала основные принципы, позволяющие организовать налогообложение недвижимого имущества наиболее рациональным образом, а именно:

1) Объектом налогообложения выступают земля и строения. В некоторых странах один и тот же закон регулирует обложение, как земли, так и строений (ФРГ, Турция, Швеция); в других - обложение земли и строений осуществляется на основании различных законов (Австралия, Дания, Новая Зеландия).

2) В качестве основы для исчисления базы налога чаще всего выступает рыночная стоимость облагаемых объектов. Но в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и Французской Республике за основу принимается арендная стоимость (потенциальная среднегодовая величина дохода от аренды земельных участков).

3) При определении стоимости земельного участка обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка - систематическая оценка групп объектов по состоянию на определенную дату, с использованием стандартных процедур и статистического анализа.

4) Льготы предоставляются либо социально незащищенным налогоплательщикам, либо по типам недвижимости, обеспечивающим осуществление общественно полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов, а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сам земельный участок, а не ее владелец.

Одной из сложных проблем налогообложения земельных ресурсов является определение оценочной стоимости земли и строений.

Как показывает мировой опыт, основу финансово-экономической автономии местных органов составляет налог на недвижимость (поземельный – в Германии, Франции; земельный налог со строений и налог на жилище во Франции; налог на приращение стоимости земельных участков в городской черте – в Испании), сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне.

Информация о работе Проблемы и дальнейшее совершенствование земельного налогообложения физических лиц в России