Проблемы организации налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание работы

Введение
1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами
2. Организация работы налоговых органов по борьбе с уклонением от налогов
2.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений
3. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации
4. Контроль в системе налогового администрирования
4.1. Характеристика эффективности налогового администрирования в РФ
4.2. Проблемы организации налогового администрирования.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ                            ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Тема:

«Проблемы организации налогового администрирования».

 

 

 

                                                                                   Исполнитель: студент

                                                                        Направление: юриспруденция

                                                                       Профиль: гражданско-правовой

                                                                                           Группа: ЮР-12 Тур

                                                                            Чапышева Олеся Викторовна

Туринск 2013г.

 

Содержание

Введение                                                                                                               

1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами

2. Организация работы налоговых органов по борьбе с уклонением от налогов

2.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений

3. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации

4. Контроль в системе налогового администрирования

4.1. Характеристика эффективности налогового администрирования в РФ

4.2.  Проблемы организации налогового администрирования.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В современной России проблемы совершенствования налоговой  системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

В налоговой сфере  остаётся ещё множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.

1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами  

Деятельность налоговых  органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов. Отсюда можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование в строгом смысле слова представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех общей бюджетно-налоговой и экономической политики страны.

В широком понимании  налоговое администрирование –  это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Повышение роли государства в  управлении экономическими и социальными процессами предопределяет значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на экономику.

У государства в лице субъектов налогового контроля возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), применяемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций.

Налоговое администрирование  – важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и  практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащённой современной отечественной и мировой практикой. Это – совокупность методов, приём и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе и налоговые органы всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Таким образом, налоговое  администрирование – это, во-первых, система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение принятой налоговой политики на очередной плановый период. Кроме того, они должны составлять отчёты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговый процесс и конкретную налоговую политику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговое администрирование  – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают  вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность, в то время как успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата. 

2.Организация  работы налоговых органов по  борьбе с уклонением от налогов

Важное значение в  работе налоговых органов имеет  борьба с налоговыми правонарушениями. Вместе с тем, в развитых странах всё большее распространение и всё большую поддержку получает точка зрения, согласно которой концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и поэтому необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера – реформирование учётной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт, достигается за счёт обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счёт общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчётности в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения.

 

2.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений.

В злоупотреблениях в  сфере налогообложения обычно выделяют такие категории, как легальный  обход налоговых законов (избежание  налогов) и уклонение от налогов путём нарушения законодательства и осуществление действий по обману налоговых органов (уклонение от налогового учёта и представления налоговой отчётности, укрытие от налогообложения доходов и имущества, представление неверных или неполных данных о своём финансовом состоянии, конструирование специальных схем и моделей обхода налоговых законов и т.д.).

Избежание налогов представляет собой сознательное действие налогоплательщиков по использованию в своих интересах  имеющихся недостатков и пробелов в налоговой системе, не преследуется как налоговое преступление и основано на общепризнанном праве всякого налогоплательщика так вести свои дела, чтобы создавать для себя минимальные обязательства по уплате налогов. Бороться против избежания налогов налоговые органы могут только путём совершенствования налогового законодательства и поощрения развития самодисциплины налогоплательщиков, заставляющей их воздерживаться от особо агрессивной практики обхода налоговых законов.

Уклонением от налогов  является правонарушением, и налоговые органы могут использовать в борьбе против него все доступные им средства: предписания, запреты, штрафы, иски, аресты имущества и т.д. В рамках уклонения от налогов обычно выделяют также ненамеренные действия (по незнанию, небрежности, неосторожности и т.д.), которые называются штрафами или арестами счетов и имущества (налоговые нарушения), и целенаправленный намеренный обман налоговых органов (налоговые преступления), что карается конфискацией имущества или значительными сроками тюремного заключения. Правда, некоторые страны (например, Швейцария) занимают более либеральную позицию и продолжают относить все налоговые злоупотребления к разряду нарушений административно-имущественного характера.

3. Совершенствование  налогового администрирования в Российской Федерации

Современная система  налогового администрирования в  России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные  с рядом проблем, которые можно  условно разбить на три группы:

1) необходимость налаживания  налогового администрирования, наличие  пробелов и недоработок в общих  принципах налогового права;

2) недостатки в формулировках  и режимах налоговых законов,  регулирующих применение конкретных  налогов. Среди них следует  выделить законы, регулирующих налоги на доходы и имущество физических лиц и НДС;

3) недостатки в работе  налоговых органов: в управлении  и организационной структуре  налоговых органов, в отношениях  между вышестоящими и нижестоящими  налоговыми органами, в отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований, в организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении «третьих лиц», а так же в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.

Развитие налоговой  системы, планируемые изменения  в налоговом администрировании  невозможны без дальнейшего совершенствования  информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы – централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счёт создания центров обработки данных.

В плане совершенствования  налогового администрирования предполагается создание центров обработки данных (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработки, хранению и использованию большого объёма информации налоговых органов  всех уровней. ЦОД регионального уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как региональные управления МНС России, так и подчинённые им налоговые инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоёмких функций, с учётом выполнения их автоматизированным способом, позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Одним из важнейших направлений в работе ЦОД является централизованный контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе с учётом данных из внешних источников, обеспечение работ по сбору и обработке всей потенциально доступной информации о ведении хозяйственной деятельности налогоплательщика, влияющей на уплату налогов и сборов. ЦОД должен обеспечить создание банка данных на основе информации, поступающей не только от налогоплательщика, но из других источников, в том числе государственных и негосударственных структур. Такая централизация позволит осуществить комплексный анализ имеющейся информации о налогоплательщике, решать задачи контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми категориями налогоплательщиков, обеспечить с максимальной эффективностью планирования выездных налоговых проверок, минимизировать возможности уклонения от налогообложения.

4. Контроль в системе налогового администрирования.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

Основная цель налогового контроля – противодействие уходу  от налогов, обеспечение устойчивого  поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие  основные формы налогового контроля:

а) контроль за своевременным поступлением платежей;

Информация о работе Проблемы организации налогового администрирования