Проблемы организации налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание работы

Введение
1. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами
2. Организация работы налоговых органов по борьбе с уклонением от налогов
2.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений
3. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации
4. Контроль в системе налогового администрирования
4.1. Характеристика эффективности налогового администрирования в РФ
4.2. Проблемы организации налогового администрирования.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

б) камеральные налоговые проверки;

в) выездные налоговые проверки;

г) реализация материалов налоговых  проверок;

д) контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных  финансовых санкций и административных штрафов и др.

В соответствии со статьёй 82 НК РФ налоговые органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учёта и отчётности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

- уровнем мобилизации в бюджетную  систему налоговых доходов и  других обязательных платежей;

- полнотой учёта налогоплательщиков  и объектов налогообложения;

- снижением числа судебных разбирательств  и жалоб налогоплательщиков на  действия субъектов налогового  контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая  служба Российской Федерации и её территориальные органы, а также  в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, - таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.

Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и  сборов.

4.1. Характеристика эффективности налогового администрирования в РФ

В настоящее время  отсутствует законодательное определение  понятия налогового администрирования. По данному вопросу ведутся дискуссии  ученых и практиков, о том, что  налоговое администрирование – часть управления налоговыми отношениями, которое осуществляют государственные органы исполнительной власти (но, не законодательные органы), а именно налоговые органы. В частности, это свод нормативных актов, формирующих как систему налоговых органов, так и регламентирующих действия налоговых органов в отношениях с налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений, зафиксированный в Налоговом кодексе и других актах законодательства о налогах и сборах. Эффективность, в самом общем понятии, это соотношение между полученным результатом и затратами; а эффективность управления – достижение целей управления при минимальных издержках средств. Налоговое администрирование осуществляет многообразные функции управления – налоговый контроль, планирование и прогнозирование налоговых поступлений, их учет и регулирование. Поэтому отсутствует единый критерий, по которому можно определить эффективность налогового администрирования в целом. Применительно к основному направлению налогового администрирования - контрольной работе, эффективность работы налоговых органов выражается в качественно принятых решениях по результатам камеральных и выездных проверок с одной стороны, и с другой стороны – оптимальных расходов на содержание налоговых органов. По данному направлению можно количественно определить эффективность – как отношение сумм взысканных налогов, пени и штрафов по результатам контрольной работы к расходам федерального бюджета на содержание налоговых органов. По другим направлениям налогового администрирования положение с количественными и качественными показателями сложнее. Было несколько попыток исправить ситуацию в данной сфере и разработать систему показателей по оценке ряда направлений налогового администрирования. В настоящее время оценка эффективности налогового администрирования осуществляется на основе системы следующих показателей.1. Правительство России оценивает эффективность работы ФНС России по следующим критериям: - собираемость налогов; - отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;- доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исков, рассмотренных судами;- доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;- снижение задолженности по налогам;- увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;- доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;- доля плательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.2. Внутренним приказом ФНС России в июне 2007 г. утверждена специальная Методика оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению налогового контроля по 15 количественным показателям, которые имеются в статистической налоговой отчетности. 3. Дополняют систему количественных показателей ряд аналитических показателей, которые берутся из материалов проведенного анализа направлений деятельности налоговых органов, полученных выводов, заключений, наличия (отсутствия) рекламаций и замечаний и других факторов. Анализ результатов работы в соответствии с вышеприведенной системой позволяет более точно оценить эффективность деятельности налоговых органов. Вес каждого показателя оценивается в баллах и, суммируя их, можно получать ежеквартально составляемый ФНС России рейтинг Управлений по субъектам РФ и, в свою очередь, определяемый УФНС рейтинг налоговых инспекций. В соответствии с рейтингом применяется и система материального поощрения сотрудников налоговых органов. Исходя из вышеприведенной системы критериев и показателей, можно определить основные направления повышения эффективности налогового администрирования. Одно их актуальных направлений совершенствования налогового администрирования - повышение качества и расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами плательщикам, в т. ч. организация приема плательщиков, оперативное проведение сверки по расчетам с бюджетом, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан. Здесь, прежде всего, нужно выделить проблему расширения приема налоговой отчетности от плательщиков в электронном виде, увеличения доли плательщиков, имеющих возможность бесконтактного доступа к информационной базе налоговых органов о состоянии своих расчетов с бюджетом. На коллегии ФНС России, по вопросам развития электронных услуг, решено в 2011 - 2014 гг. существенно расширить электронный документооборот с плательщиками, который предоставит им возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Намечено создать единый контакт - центр для круглосуточного информационного обслуживания налогоплательщиков. Для совершенствования передачи информации требуется создать систему удостоверяющих центров налоговых органов, как основы для создания единого пространства доверия между участниками информационного взаимодействия. Таким образом, современная система налогового администрирования должна обеспечить высокий уровень собираемости налогов, при сокращении издержек плательщиков, создание для них максимально удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов, уменьшение количества судебных исков со стороны плательщиков, за счет их урегулирования в досудебном порядке налоговыми органами

4.2 . Проблемы организации налогового администрирования.

Совершенствование налогового администрирования представляет собой  одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Несовершенство налогового администрирования, «болевые» точки  при осуществлении налогового контроля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаются специалистами в области налогообложения, органами власти и налогоплательщиками. Если проанализировать точки зрения по поводу проблем в области налогового администрирования, то данные проблемы можно сгруппировать следующим образом:

1. Проблемы правового  характера. Налоговое администрирование,  прежде всего, нацелено на соблюдение  налогового законодательства всеми  участниками налогового процесса. Но проблема здесь кроется в том, что налоговое законодательство РФ, во первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. В третьих, налоговое законодательством РФ, а точнее, вносимые в него изменения часто подвержены субъективным причинам, «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп». Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам и всем налогоплательщикам налоговых схем.

2. Проблемы организационного  характера. Как уже было отмечено  ранее, налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

- наличие высококвалифицированных  специалистов в налоговых органах;

- наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления  многих функций в электронном  виде для упрощения многих  процедур, как для работников  налоговых органов, так и для  налогоплательщиков;

- скоординированная работа  уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении двух последних  перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние  два года ситуация существенно изменилась. Что касается внедрения и использования  информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт ФНС для работы с налогоплательщиками.

В настоящее время существуют пробелы при осуществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями. Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут получить уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.

3. Проблемы социально-психологического  характера. В России конфронтация интересов фискальных органов и экономических субъектов очень велика. Налоговая культура в России всегда была и остается крайне низкой. Проблемы социально-психологического характера складываются из сочетания следующих факторов:

- менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов;

- экономическая неграмотность  налогоплательщиков;

-недоверие налогоплательщиков  к налоговым органам, часто  вследствие неправильного поведения последних. Не секрет, что должностные лица налоговых служб при осуществлении проверок или просто при взаимодействии с налогоплательщиками позволяют себе проявление грубости, негативизма, подозрительности, предвзятости в отношении налогоплательщиков.

В настоящее время Министерство финансов совместно с ФНС определяет стратегической целью налоговой политики формирование и функционирование эффективной налоговой системы. При этом определяется своеобразное «дерево целей» исходя из теории менеджмента: определяется стратегическая цель, тактические задачи и конкретные мероприятия. Исходя из данных ДРОНД Министерства финансов на 2010-2012 гг., [2]   для достижения стратегической цели большая ответственность возложена на ФНС и территориальные органы, причем большинство задач и мероприятий связаны с совершенствованием налогового администрирования. Цель: формирование и функционирование эффективной налоговой системы

На ФНС возлагаются  задачи:

Повышение собираемости основных налогов 

Администрирующие мероприятия: выявление новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения, осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, доведение сведений о реквизитах счетов Федерального казначейства и информации об их изменении.

Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием.

Администрирующие мероприятия: информирование налогоплательщиков, предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение  порядка их заполнения, проведение внутреннего аудита налоговых органов, выработка единой правоприменительной практики налоговых органов, развитие системы электронного взаимодействия, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

Перед Министерством  финансов ставится задача по обеспечению экономически обоснованной налоговой нагрузки.

Администрирующие мероприятия: подготовка основных направлений налоговой  политики в Российской Федерации, анализ и прогнозирование влияния налоговой  нагрузки на функционирование отраслей экономики.

Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования должны стать выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение  жестких мер ответственности  за уклонение от уплаты налогов.

Принимаемые нормативно-правовые акты по налогам и сборам должны регламентировать не только порядок их исчисления, но и максимально четко определять все составляющие налогового администрирования. При этом система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения главенствующей государственной цели - обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.  

Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

Заключительная  часть.

Задача формирования действующей системы налогообложения является общей для всех развитых стран. Россия в этом смысле не исключение. При этом в российской налоговой практике проблемы, связанные с заимствуемыми западными моделями, видами и режимами налогообложения, усугубляются трудностями и недостатками, сохранившимися от прежней системы командно-административного регулирования экономики.

Основными проблемами, требующими незамедлительного решения, признаются следующие:

а) неоправданная усложненность  систем налогообложения;

б) недостаточный уровень налогового администрирования;

в) завышенные ставки подоходных налогов;

г)  широкие масштабы уклонения от налогов.

Первая проблема сопряжена  с угрожающим ростом объёмом налогового законодательства (например, за предшествующие реформы 20-25 лет объёмы налогового законодательства в США и Голландии выросли в два раза, в Канаде – утроились), множественностью и усложнённостью налоговых режимов и налоговой отчётности, труднодоступностью для понимания текстов налоговых законов. Для её решения: упрощается налоговое законодательство (например, в Австралии за три года полностью переписали все налоговые законы, сократив их объём вдвое); уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объёмы налоговых льгот.

Вместе с тем применяются меры по оптимизации системы подоходного налогообложения за счёт установления необлагаемого минимума (на уровне, обеспечивающем покрытие всех основных потребностей налогоплательщика) и ограничение наивысших (маржинальных) ставок подоходного налога 50-55% (против ранее применяемых 70-80%).

Важно также отметить, что в ведущих западных странах  налоговый процесс настолько  усложнён, что использование предусмотренных  законом путей урегулирования споров часто оказывается чрезмерно  дорогим.

Некоторые страны идут по пути укрепления и совершенствования налогового контроля, другие – делают упор на развитие режимов «дружеского диалога» и оказания всесторонней помощи налогоплательщикам. Многие страны применяют курс на более радикальные преобразования, в числе которых гармонизация налогового законодательства (в ЕЭС, в странах скандинавского региона и т.д.), борьба со злоупотреблениями с использованием оффшорных центров (создание международных организаций по борьбе с движением «грязных» денег, принятие согласованных поправок во внутреннее законодательство, прямое давление на властей этих стран в сторону отмены действующих в них льготных налоговых режимов), перенесение акцента на усиление косвенного налогообложении (введение НДС в странах Европы).

Все эти проблемы актуальны и для России. Усложнённость налогового законодательства растёт, налогообложение доходов от трудовой деятельности увеличилось до неопределённо высоких размеров (работники по своей официальной заработной плате облагаются только прямыми налоговыми платежами почти в 50%, а к ним следует приплюсовать НДС (20%), акцизы и таможенные пошлины). По масштабам уклонения от налогов Россия стала признанным чемпионом: по разным оценкам, от 32 до 40% всех извлекаемых в экономике доходов и прибылей избегают налогообложения. В основном это финансовый и торговый секторы, экспортные операции, фактическими налоговыми льготами пользуются коррупционеры (ежегодный объём взяток в стране, по последним оценкам, превышает 30 миллиардов долларов США) и преступники (по крайней мере, не меньший объём доходов).

Кроме того, как свидетельствует  практика последних лет, попытки  устранения основных недостатков действующей  налоговой системы путём внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое  законодательство бесперспективны. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

Информация о работе Проблемы организации налогового администрирования