Проблемы распределения налогов между бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших особенностей России является наличие в её
политическом, экономическом и правовом пространстве такого понятия, как федерализм в отношениях между центральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними исходя из принципов централизма и децентрализации. Причём это состояние должно в свою очередь в наибольшей степени обеспечивать единство государственных и общественных интересов, прежде всего интересов населения,проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них административно-территориальных образований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………………..3

Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ
законодательства)…………………………………………………………………9

Проблемы бюджетного федерализма в России:

Проблема чрезмерно большой сферы бюджетного регулирования.………....12

Сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений.…………..19

Недостатки системы бюджетного выравнивания…………………..…………23

Бюджетный федерализм в зарубежных странах:

Опыт ФРГ……………………………………………………………………...…27

Опыт США……………………………………………………………………….33

Опыт Швейцарии………………………………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….39

Нормативные источники………………………………………………………...41

Список литературы………..…………………………

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 1 курс, группа ЮРу-12 Т 
ФИО студента: Каранкевич Андрей Николаевич

Название специальности: юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

Контрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложения»                                 

 

На тему: Проблемы распределения налогов между  бюджетами различных уровней    

 

Тема 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Ешмуханбетова Т. П.

 

                                  (Каранкевич Андрей Николаевич)

                                         Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………….………………..3

 

Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ

законодательства)…………………………………………………………………9

 

Проблемы бюджетного федерализма в России:

 

Проблема чрезмерно большой сферы бюджетного регулирования.………....12

 

Сохраняющаяся  индивидуализация межбюджетных отношений.…………..19

 

Недостатки системы бюджетного выравнивания…………………..…………23

 

Бюджетный федерализм в зарубежных странах:

 

Опыт ФРГ……………………………………………………………………...…27

 

Опыт США……………………………………………………………………….33

 

Опыт Швейцарии………………………………………………………………...36

 

Заключение……………………………………………………………………….39

 

Нормативные источники………………………………………………………...41

 

Список литературы………..…………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

 

      Одной   из  важнейших особенностей России  является наличие  в  её

политическом, экономическом и  правовом пространстве такого понятия,  как федерализм в  отношениях  между  центральными  органами  власти  и  органами власти субъектов Федерации по поводу полномочий  и  функций,  разграниченных между ними исходя из принципов централизма и децентрализации. Причём это состояние должно в свою очередь в наибольшей степени обеспечивать единство государственных и общественных интересов, прежде всего интересов  населения,проживающего  на  территории  субъектов  Федерации и входящих в них административно-территориальных образований.

      Бюджетный федерализм  как  общественное  понятие   должен  употребляться также и в отношении унитарных государств,  поскольку он  характеризует в основном   экономический   аспект   межбюджетных   отношений.   Исходя    из вышеизложенного,  наиболее  приемлемым  и  более  отражающим   экономическую природу этого  понятия  могло  бы быть  следующее определение:  «Бюджетный федерализм –  это  отношения  между  центральными  органами  государственной власти и органами государственной  власти  субъектов  государства,  а  также органами местного самоуправления, возникающие в  ходе  бюджетного  процесса, основанные  на  разграничении  бюджетных  прав  и   полномочий   в   области формирования и расходования бюджетных средств, исходя из принципа  сочетания интересов  участников  бюджетного  процесса  и  населения  на  всех  уровнях бюджетной системы».[1]  Из  данного определения  легко  выводятся  принципы бюджетного федерализма:

соответствие финансовых ресурсов власти и управления  выполняемым  ими функциям и обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания  доходов нижестоящих бюджетов;

     законодательное разграничение бюджетной  ответственности  и  расходных полномочий между центральными, региональными и местными  органами  власти  и управления;

     наличие формализованных методов регулирования  межбюджетных  отношений и предоставления финансовой помощи;

      перераспределение   средств  между  соответствующим   бюджетом  в  целях сочетания общегосударственных интересов и интересов населения,  проживающего в административно-территориальных образованиях страны, и уменьшение  степени региональных различий в уровне социально-экономического развития;

     самостоятельность  бюджетов  разных  уровней,  входящих  в  бюджетную

систему государства,  которая  предполагает  самостоятельность  составления, утверждения, исполнения бюджета и контроля за его исполнением;

      равноправие  соответствующих   элементов  бюджетной  системы   страны  в межбюджетных отношениях и наличие специальных процедур, обеспечивающих  это равноправие.

       Для  федерального  государства  особенно  уязвимыми   являются   такие

факторы, как неравномерность в  развитии  экономической  базы  территорий  и требования равных прав с субъектами-донорами, утрата факторов  экономической интеграции   регионов   в   единое   экономическое   пространство    страны, неопределённость   статуса   федеральной   собственности,   противоречивость принципов  распределения  компетенции  между   органами   исполнительной   и законодательной власти всех уровней.

      Проблема  федерализма сегодня, бесспорно, занимает одно из центральных мест в реализации перехода России к рыночной экономике. И непонимание  этого губительно для экономической реформы. Проведение анализа  кризисных  явлений в российской экономике без учёта географического  фактора  и  экономической региональной  специализации  не  позволяет  подойти   системно   к   решению проблемы. Смысл современного федерализма в России я  вижу  в  предоставлении

наибольшей свободы,  наибольших  демократических  прав  и  условий  развития регионам России, но делать это надо крайне осторожно.

       И   в  то  же  время  один  из  самых  трудных  аспектов   российского

федерализма заключается  в нахождении баланса полномочий  между  регионами  и центром,   т.е.   определении   степени   политической    и    экономической самостоятельности каждого региона.  Понятно  стремление  регионов  расширить свои полномочия,  повысить  свой  социально-политический  статус,  увеличить объем решаемых задач. Но  это  стремление  не  должно  быть  самоцелью,  оно должно соответствовать реальной необходимости.

      Понятие  «федерализм» достаточно  многогранно   и  противоречиво.  Можно говорить о  политической,  правовой,  экономической  и  социальной  сторонах федерализма. Однако,  сердцевиной  системы  федерализма  в  России  являются бюджетная и фискальная системы.

      Поэтому  тема бюджетного федерализма,  как система принципов  бюджетного устройства федеративного государства, становится остро актуальной.

       Осуществляемые  экономические  преобразования  в   России   постоянно

подвергаются  резкой  критике,  и  нередко  отрицается   всякий   позитивный

результат. Объяснение подобного  взгляда может служить то,  что  происходящие в российском  обществе,  экономике  и  государстве  изменения  действительно характеризуются незавершённостью, противоречивостью и разнонаправленностью.

      Реформы  в России не дают ожидаемого  эффекта потому, что базируются  на не соответствующих  отечественным  реалиям  классических  и  неоклассических экономических   теориях,    не    учитывают    институционально-эволюционных особенностей страны.

      Фундамент  выхода  из  кризиса  мне   видится   в  развитии  федеральных отношений.

      В последнее  время становится всё более  заметным, что  противоречивость

социально-экономической   стороны   реформационных   процессов   в    России сопровождается нарастанием  различных  скорее  скрытых,  чем  открытых  форм противоборства по  линии  «федеральный  Центр  –  субъекты  федерации».  Это касается, прежде всего, широкого и  важного  круга  вопросов,  отнесённых  к предметам   совместного    ведения:    разграничение    государственной    и муниципальной   собственности,   приватизации,   инвестиционной    политики, природопользования и  экологии,  реализации  основных  направлений  политики социальной защиты населения, межбюджетным отношениям и т.д.

       Получив   право   законодательства   и   региональной   собственности,

отдельные  руководители  регионов ищут средства  против экономических

трудностей, не всегда учитывая общенациональные интересы. Этим  размываются устои государственности.

      Неурегулированность  федеративных отношений уже сейчас  превратилась в тормоз реформ.

      Центральной  задачей в становлении  реального   российского  федерализма видится не просто собирание земель, а формирование правовых и  экономических механизмов,  способных  обеспечить  интеграцию  региональных   хозяйственных комплексов в единое рыночное экономическое пространство.

       Экономические   показатели,  характеризующие   межбюджетные  отношения, (трансферты, налоговые поступления,  отношение к собственности)  отражают процесс   ослабления   связей   регионов    в    системах    общероссийского экономического,  политического  и  правового  пространства.  Нужна   прочная система законодательства и, в частности, механизмы разграничения  полномочий между  Федерацией и её субъектами.

      На сегодняшний  день можно говорить о завершении  определённого  периода развития федеративных отношений в России.

       В   этот  период   была    сформирована    политико-правовая   основа,

нормативная (законодательная) база федеральных  отношений  (Конституция  РФ, Федеративный  договор,  конституции  республик,  договоры  о   разграничении предметов  ведения  и  взаимном  делегировании  полномочий  между   органами государственной власти Российской  Федерации  и  органами  власти  регионов, учредительные  документы  субъектов,  двусторонние  соглашения  регионов   и Центра о разграничении полномочий и предметов  ведения  в  отдельных  сферах деятельности и др.), позволяющая обеспечить правовое  единство  в  отдельных вопросах статуса регионов и в то  же  время  в  какой-то  степени  учитывать реальные различия,  политические  и   социально-экономические   особенности субъектов.

      И если  процесс заключения отдельных  договоров и соглашений регионов  с Центром не привёл к нарушению территориальной целостности  страны,  если  мы сохранили  общее  экономическое  и  правовое   пространство,   если   смогли урегулировать разные по напряжённости конфликты и противостояния, то  нам  в определённой степени удалось на  практике  реализовать  принцип  федерализма «единство через многообразие».[2]

      В то  же время ещё много нерешённых проблем в  федеральных отношениях. Реальные процессы становления федерализма во  многом  не  охвачены  правовой базой.

      Правовое поле федерализма в России  следует развивать не  только  на

уровне федеральной  законодательной базы,  но  и  на  уровне  законодательной деятельности субъектов Российской Федерации. И очень важно,  чтобы  правовое поле строилось адекватно требованиям развития экономики регионов и страны  в целом.

      Развитие  федеральных отношений должно  включать и создание  эффективной системы государственного регулирования экономикой и социальной сферой.

       Жизнеспособность  и  действенность  российского   федерализма   прямо

зависит от того, как решается на практике проблема распределения полномочий и сопряжённой  с  ней  ответственности  между  Российской  Федерацией  и  её субъектами прежде всего в социально-экономической  сфере.  На  данном  этапе развития федеральных отношений в России акцент смещается с политического  на экономико-правовой аспект.

       И   конструкцией,  которая  способна   цементировать   государственно-

политическую систему  в России, является бюджетный федерализм.  Именно  здесь наглядно проявляются противоречия между Центром  и  регионами,  столкновение их  интересов,   нежелание   или   неумение   учитывать   интересы   сторон, неурегулированность  бюджетных  полномочий,  неравноправность   регионов   в отношениях с федеральным Центром.

      На этом фоне наиболее выпукло выглядят проблемы  существующей  системы разграничения доходов  между  уровнями  бюджетной  системы  России,  которые одновременно  являются  проблемами  всей  системы   российского   бюджетного федерализма.

      Вот  эти проблемы:

      1) чрезмерно большая и неэффективная сфера бюджетного регулирования;

      2) практика  многоканального финансирования одних и тех же бюджетных

потребностей субъектов  Федерации;

      3)сохраняющаяся  индивидуализация межбюджетных  отношений;

      4) отсутствие целевой направленности финансовой поддержки регионов;

      5) текущий  характер бюджетного выравнивания;

      6)отсутствие взаимосвязи процесса определения трансфертов с проводимыми реформами и др.

      В своей  работе я постараюсь наиболее полно и развёрнуто  указать  пути

решения этих и других проблем.

 

      Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ законодательства)

 

       Бюджетный   федерализм   проявляется   в   нормативно-законодательном

определении налоговых  и бюджетных  взаимоотношений  между  разными  уровнями бюджетов, между консолидированными налогоплательщиками  и  разными  уровнями бюджетов, в конкретизации  прав  и  обязанностей  во  взаимодействиях  между указанными  сторонами  на  всех  стадиях  бюджетного  процесса.   При   этом непременным, хотя и не единственным условием бюджетного  федерализма  должно быть  соблюдение   условий   определённого   законодательством   равноправия (самостоятельности) «нижестоящих» бюджетов в отношениях с «вышестоящими».

      Начало формированию бюджетного федерализма в России  было  положено  в начале девяностых годов.  Именно  тогда  в  результате  проведённой  реформы относительно формализованные правила – единые для  всех  регионов  нормативы отчислений  от  федеральных налогов,  более объективные   и   «прозрачные» критерии распределения финансовой помощи  –  позволили  устранить  стихийную децентрализацию  ресурсов  и  политический   торг   между   федеральными   и   региональными ветвями власти. Однако эта реформа оказалась  незавершённой  и не  привела  к  формированию  прочной   законодательной   базы   российского бюджетного  федерализма.  В  1996-98  гг.  обострился  кризис   межбюджетных отношений и региональных финансов,  усилился  субъективизм  в распределении финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами,  приобрели массовый  характер  ненадёжное  исполнение  бюджетов,  резко  выросли  долги региональных и местных бюджетов.

Информация о работе Проблемы распределения налогов между бюджетами различных уровней