Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:06, контрольная работа
Одной из важнейших особенностей России является наличие в её
политическом, экономическом и правовом пространстве такого понятия, как федерализм в отношениях между центральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними исходя из принципов централизма и децентрализации. Причём это состояние должно в свою очередь в наибольшей степени обеспечивать единство государственных и общественных интересов, прежде всего интересов населения,проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них административно-территориальных образований.
Введение………………………………………………………….………………..3
Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ
законодательства)…………………………………………………………………9
Проблемы бюджетного федерализма в России:
Проблема чрезмерно большой сферы бюджетного регулирования.………....12
Сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений.…………..19
Недостатки системы бюджетного выравнивания…………………..…………23
Бюджетный федерализм в зарубежных странах:
Опыт ФРГ……………………………………………………………………...…27
Опыт США……………………………………………………………………….33
Опыт Швейцарии………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….39
Нормативные источники………………………………………………………...41
Список литературы………..…………………………
1 курс, группа ЮРу-12 Т
ФИО студента: Каранкевич Андрей Николаевич
Название специальности: юриспруденция
Контрольная работа
по дисциплине: «Налоги и налогообложения»
На тему: Проблемы
распределения налогов между
бюджетами различных уровней
Тема 9
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ
законодательства)…………………………………
Проблемы бюджетного федерализма в России:
Проблема чрезмерно большой сферы бюджетного регулирования.………....12
Сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений.…………..19
Недостатки системы бюджетного выравнивания…………………..…………23
Бюджетный федерализм в зарубежных странах:
Опыт ФРГ…………………………………………………………
Опыт США…………………………………………………………
Опыт Швейцарии…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Нормативные источники………………………………………………………
Список литературы………..……………………
Введение
Одной из важнейших особенностей России является наличие в её
политическом, экономическом и правовом
пространстве такого понятия, как федерализм
в отношениях между центральными
органами власти и органами
власти субъектов Федерации по поводу
полномочий и функций, разграниченных
между ними исходя из принципов централизма
и децентрализации. Причём это состояние
должно в свою очередь в наибольшей степени
обеспечивать единство государственных
и общественных интересов, прежде всего
интересов населения,проживающего
на территории субъектов Федерации
и входящих в них административно-
Бюджетный федерализм как общественное понятие должен употребляться также и в отношении унитарных государств, поскольку он характеризует в основном экономический аспект межбюджетных отношений. Исходя из вышеизложенного, наиболее приемлемым и более отражающим экономическую природу этого понятия могло бы быть следующее определение: «Бюджетный федерализм – это отношения между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов государства, а также органами местного самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств, исходя из принципа сочетания интересов участников бюджетного процесса и населения на всех уровнях бюджетной системы».[1] Из данного определения легко выводятся принципы бюджетного федерализма:
соответствие финансовых ресурсов власти и управления выполняемым ими функциям и обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов;
законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между центральными, региональными и местными органами власти и управления;
наличие формализованных методов регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
перераспределение
средств между
самостоятельность бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную
систему государства, которая предполагает самостоятельность составления, утверждения, исполнения бюджета и контроля за его исполнением;
равноправие соответствующих
элементов бюджетной системы
Для федерального государства особенно уязвимыми являются такие
факторы, как неравномерность в развитии экономической базы территорий и требования равных прав с субъектами-донорами, утрата факторов экономической интеграции регионов в единое экономическое пространство страны, неопределённость статуса федеральной собственности, противоречивость принципов распределения компетенции между органами исполнительной и законодательной власти всех уровней.
Проблема федерализма сегодня, бесспорно, занимает одно из центральных мест в реализации перехода России к рыночной экономике. И непонимание этого губительно для экономической реформы. Проведение анализа кризисных явлений в российской экономике без учёта географического фактора и экономической региональной специализации не позволяет подойти системно к решению проблемы. Смысл современного федерализма в России я вижу в предоставлении
наибольшей свободы, наибольших демократических прав и условий развития регионам России, но делать это надо крайне осторожно.
И в то же время один из самых трудных аспектов российского
федерализма заключается в нахождении баланса полномочий между регионами и центром, т.е. определении степени политической и экономической самостоятельности каждого региона. Понятно стремление регионов расширить свои полномочия, повысить свой социально-политический статус, увеличить объем решаемых задач. Но это стремление не должно быть самоцелью, оно должно соответствовать реальной необходимости.
Понятие «федерализм» достаточно многогранно и противоречиво. Можно говорить о политической, правовой, экономической и социальной сторонах федерализма. Однако, сердцевиной системы федерализма в России являются бюджетная и фискальная системы.
Поэтому
тема бюджетного федерализма,
как система принципов
Осуществляемые экономические преобразования в России постоянно
подвергаются резкой критике, и нередко отрицается всякий позитивный
результат. Объяснение подобного взгляда может служить то, что происходящие в российском обществе, экономике и государстве изменения действительно характеризуются незавершённостью, противоречивостью и разнонаправленностью.
Реформы в России не дают ожидаемого эффекта потому, что базируются на не соответствующих отечественным реалиям классических и неоклассических экономических теориях, не учитывают институционально-эволюционных особенностей страны.
Фундамент выхода из кризиса мне видится в развитии федеральных отношений.
В последнее время становится всё более заметным, что противоречивость
социально-экономической стороны реформационных процессов в России сопровождается нарастанием различных скорее скрытых, чем открытых форм противоборства по линии «федеральный Центр – субъекты федерации». Это касается, прежде всего, широкого и важного круга вопросов, отнесённых к предметам совместного ведения: разграничение государственной и муниципальной собственности, приватизации, инвестиционной политики, природопользования и экологии, реализации основных направлений политики социальной защиты населения, межбюджетным отношениям и т.д.
Получив право законодательства и региональной собственности,
отдельные руководители регионов ищут средства против экономических
трудностей, не всегда учитывая общенациональные интересы. Этим размываются устои государственности.
Неурегулированность федеративных отношений уже сейчас превратилась в тормоз реформ.
Центральной
задачей в становлении
Экономические показатели, характеризующие межбюджетные отношения, (трансферты, налоговые поступления, отношение к собственности) отражают процесс ослабления связей регионов в системах общероссийского экономического, политического и правового пространства. Нужна прочная система законодательства и, в частности, механизмы разграничения полномочий между Федерацией и её субъектами.
На сегодняшний
день можно говорить о
В этот период была сформирована политико-правовая основа,
нормативная (законодательная) база федеральных отношений (Конституция РФ, Федеративный договор, конституции республик, договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти регионов, учредительные документы субъектов, двусторонние соглашения регионов и Центра о разграничении полномочий и предметов ведения в отдельных сферах деятельности и др.), позволяющая обеспечить правовое единство в отдельных вопросах статуса регионов и в то же время в какой-то степени учитывать реальные различия, политические и социально-экономические особенности субъектов.
И если
процесс заключения отдельных
договоров и соглашений
В то же время ещё много нерешённых проблем в федеральных отношениях. Реальные процессы становления федерализма во многом не охвачены правовой базой.
Правовое поле федерализма в России следует развивать не только на
уровне федеральной законодательной базы, но и на уровне законодательной деятельности субъектов Российской Федерации. И очень важно, чтобы правовое поле строилось адекватно требованиям развития экономики регионов и страны в целом.
Развитие федеральных отношений должно включать и создание эффективной системы государственного регулирования экономикой и социальной сферой.
Жизнеспособность
и действенность российского
зависит от того, как решается на практике проблема распределения полномочий и сопряжённой с ней ответственности между Российской Федерацией и её субъектами прежде всего в социально-экономической сфере. На данном этапе развития федеральных отношений в России акцент смещается с политического на экономико-правовой аспект.
И конструкцией, которая способна цементировать государственно-
политическую систему в России, является бюджетный федерализм. Именно здесь наглядно проявляются противоречия между Центром и регионами, столкновение их интересов, нежелание или неумение учитывать интересы сторон, неурегулированность бюджетных полномочий, неравноправность регионов в отношениях с федеральным Центром.
На этом фоне наиболее выпукло выглядят проблемы существующей системы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы России, которые одновременно являются проблемами всей системы российского бюджетного федерализма.
Вот эти проблемы:
1) чрезмерно большая и неэффективная сфера бюджетного регулирования;
2) практика многоканального финансирования одних и тех же бюджетных
потребностей субъектов Федерации;
3)сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений;
4) отсутствие целевой направленности финансовой поддержки регионов;
5) текущий
характер бюджетного
6)отсутствие взаимосвязи процесса определения трансфертов с проводимыми реформами и др.
В своей работе я постараюсь наиболее полно и развёрнуто указать пути
решения этих и других проблем.
Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ законодательства)
Бюджетный федерализм проявляется в нормативно-законодательном
определении налоговых и бюджетных взаимоотношений между разными уровнями бюджетов, между консолидированными налогоплательщиками и разными уровнями бюджетов, в конкретизации прав и обязанностей во взаимодействиях между указанными сторонами на всех стадиях бюджетного процесса. При этом непременным, хотя и не единственным условием бюджетного федерализма должно быть соблюдение условий определённого законодательством равноправия (самостоятельности) «нижестоящих» бюджетов в отношениях с «вышестоящими».
Начало формированию бюджетного федерализма в России было положено в начале девяностых годов. Именно тогда в результате проведённой реформы относительно формализованные правила – единые для всех регионов нормативы отчислений от федеральных налогов, более объективные и «прозрачные» критерии распределения финансовой помощи – позволили устранить стихийную децентрализацию ресурсов и политический торг между федеральными и региональными ветвями власти. Однако эта реформа оказалась незавершённой и не привела к формированию прочной законодательной базы российского бюджетного федерализма. В 1996-98 гг. обострился кризис межбюджетных отношений и региональных финансов, усилился субъективизм в распределении финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами, приобрели массовый характер ненадёжное исполнение бюджетов, резко выросли долги региональных и местных бюджетов.
Информация о работе Проблемы распределения налогов между бюджетами различных уровней