Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:59, контрольная работа
Актуальность темы исследования с точки зрения учетных проблем современности заключается в том, что понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
Введение………………………………………………………………………3
1 Налоговый учёт…………………………………………………………….5
2 Проблемы становления налогового учета в РФ………………………….8
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Налоговый учёт…………………………………………
2 Проблемы становления
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………..14
Ст. 313 НК налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ. Обращает на себя внимание то, что в комментируемой главе отсутствует определение понятия "первичный документ". Возможно, что имеется в виду "первичных учетный документ", определение которого дано в Законе РФ "О бухгалтерском учете" от 23.02.96 №129-ФЗ (с учетом изменений), так как в ст. 313 используются выражения как "первичный документ", так и "первичный учетный документ" [6].
Согласно ст. 313 налоговый учет представляет собой систему, организованную по принципу последовательности применения норм и правил налогового учета. Под принципом последовательности понимается последовательное применение норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Таким образом, внесение изменений в нормы и правила налогового учета возможно только в начале очередного календарного года. Из содержания ст. 313 вытекает, что нормы и правила ведения налогового учета составляют систему ведения налогового учета, а систему и порядок ведения налогового учета законодатель использует как идентичные понятия [1].
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
Формы аналитических регистров, являющиеся документами для налогового учета, должны содержать следующие реквизиты:
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну [10].
Цель учета - налоговая база
Данные налогового учета должны отражать объект учета в целях налогообложения, т.е. прибыль, аналитический учет данных должен раскрывать порядок формирования налоговой базы и аналитические регистры налогового учета предназначены для отражения информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и аналитических данных налогового учета (хотя и отсутствует определение понятия данных налогового учета). Следовательно, при формировании правил налогового учета в приказе по учетной политике, перечисленные в ст. 313 обязательные реквизиты регистров аналитического учета налогоплательщику придется дополнять данными по конкретным характеристикам объекта учета и подтверждению налоговой базы [11].
Перечень данных, которые налогоплательщик должен отразить при исчислении налоговой базы, указан в ст. 315. К его недостаткам следует отнести полную неясность в отношении учета для исчисления налоговой базы доходов и расходов от реализации т. н. непокупных товаров [3].
Предусмотрена возможность ведения налогового учета как на бумажных носителях, так и в электронном виде и/или на любых машинных носителях. Это ставит перед налогоплательщиками задачу обеспечения сохранности данных налогового учета и, в частности, защиты от несанкционированных исправлений. Это потребует от налогоплательщиков продуманного подхода и создания специальной системы ведения налогового учета, приспособленного к электронным (или машинным) носителям. Трудность задачи заключается в том, что согласно положению ст. 314 правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а это требование выполнить не просто [2].
Правовое закрепление обязанности налогоплательщиков вести налоговый учет по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ обозначило ряд общих проблем налогообложения и налогового учета. С одной стороны, появление налогового учета - это негативный факт проявления реформирования налогообложения, поскольку теперь на предприятиях необходимо вводить новые подразделения, штатные единицы, вести новые регистры налогового учета. Причем зачастую ведение налогового учета будет дублировать бухгалтерский учет [4]. К основным негативным аспектам налогового учета, относятся следующие:
1) усложнение введения на
2) практические трудности переходного периода, который продлится по различным оценкам от пяти до десяти лет: отсутствие разъяснений и комментариев, нехватка практического опыта постановки и ведения налогового учета и другое. В течение этого периода «недобросовестные налогоплательщики» смогут использовать бреши в налоговом законодательстве для ухода от уплаты налогов;
3) сложности самостоятельной
4) необходимость введения в штат
предприятий новых
5) риск создания неясного, противоречивого, то есть некачественного законодательства.
С другой стороны, введение налогового учета это нормальный процесс разделения систем налогообложения и бухгалтерского учета. Ведь ни для кого не секрет, что налогообложение и бухгалтерский учет - разные вещи. Теперь все четко разложено по полочкам: налоги отдельно, бухгалтерский учет отдельно. Это дает возможность избежать путаницы и ошибок, связанных с исчислением не только налога на прибыль, но и других налогов".
Положительные черты, характеризующие эффективность налогового учета следующие:
1) существует положительный опыт введения налогового учета по налогу на добавленную стоимость. Имеется в виду исчисление налога на добавленную стоимость на основе счетов-фактур, данных книг покупок и книг продаж. Официально налоговым учетом данный порядок не назван, однако, по сути это не что иное, как налоговый учет со своими правилами и регистрами. То же самое можно сказать и о налоге на доходы (ведение налоговых карточек по исчислению налога на доходы), и о едином социальном налоге (индивидуальные карточки по единому социальному налогу, правда пока порядок ведения указанных карточек носит рекомендательный характер);
2) введение налогового учета существенно упростило порядок исчисления налога на прибыль организаций;
3) система налогового учета
С.Д.Шаталовым было выдвинуто мнение о том, что «в силу объективных причин правила бухгалтерского и налогового учета не могут быть тождественными, но нельзя допустить и того, чтобы бухгалтерский и налоговый учет стали абсолютно независимыми друг от друга». Эта точка зрения о том, что налоговый учет должен формироваться на основе данных бухгалтерского учета, более реалистична, чем взгляд на то, что налоговый учет не нужен вовсе.
В существующих условиях введение системы налогового учета по налогу на прибыль организаций в хозяйственную практику российских предприятий носит положительный характер. Если правовая база системы налогового учета будет грамотно проработана с учетом требований существующей действительности, то налоговой учет по налогу на прибыль окажется мощным подспорьем, как в работе предприятий, так и в работе налоговых органов, поскольку полностью исключит все неясности в сфере налогообложения. Практически же исчисление, например, налога на прибыль организаций превратится из мучительных корректировок данных бухгалтерского учета в простую арифметику [9, c. 6].
С 01 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, которой законодательно регламентируется налоговый учет специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. До этого момент налоговый учет по упрощенной системе налогообложения нормативными правовыми актами не был предусмотрен [5].
Информация о работе Проблемы становление налогового учета в РФ