Прямое налогообложение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.
Основные задачи исследования:
1.рассмотреть развитие системы налогов, и изучить сущность прямого налогообложения;
2.раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
3.исследовать основные черты бюджетной системы России;
4.проанализировать динамику формирования доходов;
5.проанализировать резервы увеличения налоговых доходов бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Налоги Прямое нал-обл.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)


Введение

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом.

 В формировании доходов бюджетной  системы в основном участвуют  налоги, то есть они, и являются  главной статьей бюджетных доходов.  В истории развития общества  еще ни одно государство не  смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что от правильности построения системы бюджетной системы и налогообложения зависит благосостояние общества в целом. То есть налогообложение непосредственно влияет на динамику компонентов экономического роста, так как это объективный экономический процесс обобществления части созданных в производстве и приращенных в обращении финансовых ресурсов в пользу всего общества.

Для нашей страны налогообложение  играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам  отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

Цель курсовой работы – рассмотреть  прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.

Основные задачи исследования:

  1. рассмотреть развитие системы налогов, и изучить сущность прямого налогообложения;
  2. раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
  3. исследовать основные черты бюджетной системы России;
  4. проанализировать динамику формирования доходов;
  5. проанализировать резервы увеличения налоговых доходов бюджетной системы.

Объектом данной курсовой работы является бюджетная система, налоговая система Российской Федерации, а субъектом исследования – налоги и доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Методической и теоретической  основой при написании работы послужили теоретические материалы исследования различных авторов, периодические издания, учебники и учебные пособия, статистический материал, Постановления Правительства РФ, Законы РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

 

 

 

 

 

Глава 1 . Экономическая сущность прямых налогов.

1.1. Понятие прямых налогов и их функции и классификация.

Налоги относятся к основополагающим  экономическим категориям экономики. Они являются основным источником формирования бюджета. Налоги – это один из инструментов государственного воздействия на экономику, влияющие на воспроизводственный процесс. Ни одно государство не может обойтись без налогов.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [21, c. 115]

Некоторые ученые рассматривают  налог как сложное экономическое  явление, поэтому выделяют такое понятие как налогообложение.

Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Современное государство, экономически основанные на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых регулируется рынком или находится за пределами  рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

  • необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правовой безопасности, социальные расходы и т.д.);
  • необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
  • долгосрочные капиталовложения и переложение рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. Исходя из определения налога, к его основным признакам относят:

  • императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;
  • индивидуальная безвозмездность, так как налогоплательщик  не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;
  • законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;
  • регулярность взимания;
  • уплата в целях финансирования деятельности государства.

Для установления налога в законе определены его основные элементы. Элемент – понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Выделяют следующие элементы:

      1. субъект налогообложения, то есть кто должен платить налоги;
      2. объект налогообложения, то есть что облагается налогом (имущество, прибыль, доход и др.);
      3. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, то есть величина с которой выплачивается налог;
      4. налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
      5. налоговый период;
      6. налоговые льготы;
      7. порядок исчисления налога;
      8. порядок и сроки уплаты налога.

Налоги – основа формирования бюджета, но этим их функции не ограничиваются. Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В условиях развитых рыночных отношений на логам присущи две основные функции.

Фискальная функция – основная функция налогов. Данная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения национальных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования. Через фискальную функцию обеспечиваются достижение баланса между доходами и расходами бюджета, равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы, высокий уровень инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе.

Регулирующая функция налогов заключается в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают активное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

В любом современном государстве  используются не два, не три, а целая  совокупность или система налогов. Для эффективной реализации фискальной политики налоги классифицируются по ряду признаков:

  • по назначению налоги делятся:
    • общие, обезличивающиеся в поступлениях в бюджета и поступающие в единую кассу для финансирования общегосударственных мероприятий.
    • специальные, предназначенные для строго определенных целей.

В России используются как общие, так  и специальные налоги, но предпочтение отдается общим, так как они обеспечивают государственным органам власти большую свободу маневров финансовыми  ресурсами.

      • по виду плательщиков:
        • налоги с физических лиц;
        • налоги с юридических лиц.
          • с точки зрения государственного статуса:
            • федеральные налоги;
            • налоги субъектов РФ;
            • местные.
              • по способу взимания:
                • налоги, взимаемые «у источника» образования. Взимается до получения дохода налогоплательщиком;
                • взимаемые по декларации. Предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о доходе и подачу его в налоговые органы;
                • кадастровые налоги, рассчитываемые по средним ставкам и общим правилам.
                  • в зависимости от механизма уплаты:
  • прямые налоги – налоги, устанавливающиеся непосредственно на доходы или имущество. Их объектом выступает доход (прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества (земли, дачи, машины и т.д.). Прямые налоги позволяют более точно учесть объект налогообложения конкретного субъекта, но связаны с большой дополнительной работой фискальных органов, возможностями уклонения от налогов. Отличительной особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы. Величина таких налогов устанавливается государством (налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.);
  • косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы от покупателей, которые перечисляет казне. Действительным плательщиком  налога становятся конечные потребители, покупатели товаров или услуг. Данные налоги не учитывают реальные возможности отдельных экономических субъектов. Но они представляют удобную форму изъятия средств для государства, перераспределение средств производится замаскированным способом (НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.).

Основной принцип современного налогообложения России – это  максимум изъятия средств у экономических  субъектов при минимуме технических  затрат и социальных перегрузок. Его  практическая реализация обеспечивается совокупностью различных методов и приемов. [19, c. 114]

 

1.2 Прямое налогообложение  организаций как основа для  построения оптимальной налоговой  системы РФ

 

Налоги - одна из наиболее сложных и противоречивых с практической точки зрения проблем в России. Совершенную налоговую систему, нацеленную на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение макроэкономического равновесия, можно создать только на серьезной теоретической основе.

Адам Смит в своем  классическом сочинении «Исследование  о природе и причинах богатства  народа» сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе  экономики:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо должен быть точно определен  (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен  взиматься тем способом или  в то время, когда плательщику  удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа как можно  меньше сверх того, что он приносит казне государства.

В связи с делением налогообложения организаций на прямое и косвенное финансовая наука  с давних времен обсуждала их преимущества и недостатки, что имело значение для построения сбалансированной налоговой  системы, приближенной к научным рекомендациям.

А. Смит считал, что прямому  налогообложению должны подвергаться все виды доходов. Анализ влияния  косвенных налогов, прежде всего  на предметы первой необходимости, привели  А. Смита к выводу, что удорожание последних в связи с налогообложением, уменьшая спрос населения, неизбежно влечет за собой сокращение производства. Но при этом А. Смит считает, что косвенное налогообложение полностью упразднять не следует, так как оно дает дополнительный доход государству.

Ж. Сисмонди считал главным недостатком косвенных налогов в сравнении с прямыми то, что они не пропорциональны доходам. Экономист отмечал регрессивный характер косвенного налогообложения.

Единства в оценке преимуществ и недостатков косвенного обложения в финансовой науке  до начала XIX в. не было, что отражало реальную практику налогообложения и состояние науки. Но все исследователи были единодушны, указывая на регрессивный характер косвенного обложения, что было важным аргументом в обосновании замены его прогрессивным подоходным обложением. Для снижения уровня регрессивности налогообложения, финансисты считали необходимым гибко соотносить размеры косвенного обложения с платежеспособностью субъекта.

Информация о работе Прямое налогообложение в РФ