Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.
Основные задачи исследования:
1.рассмотреть развитие системы налогов, и изучить сущность прямого налогообложения;
2.раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
3.исследовать основные черты бюджетной системы России;
4.проанализировать динамику формирования доходов;
5.проанализировать резервы увеличения налоговых доходов бюджетной системы.
В XIX в. активные возражения против косвенного обложения предприятий были основаны на их отрицательном воздействии на рыночную экономику. Косвенные налоги неизбежно оказывают вредное влияние на промышленность, особенно мелкую: ради удобства и удешевления стоимости взимания приходилось иногда совсем запрещать мелкое производство в тех отраслях, продукты которых подлежат обложению, к примеру, табачного и спичечного производств. С развитием техники производства налог на потребление, то есть акциз, становится иногда губительным для класса предприятий.
Преимущества прямого налогообложения достаточно широко аргументированы в трудах И.X. Озерова “Основы финансовой науки”, который считал, что прямые налоги, являясь оценочными, дают доход более верный и определенный, чем косвенные, так как он постепенно, без особых скачков, но постоянно возрастает. Поэтому оценочные налоги, соразмеряясь с величиной этого дохода, являются твердым и постоянным источником дохода государства. При косвенном налогообложении, где государство делает заключение о налогоспособности на основании их расходов. Но потребление различных предметов подвергается постоянным колебаниям по разнообразным причинам. Поэтому Озеров считал, что прямые налоги заслуживают предпочтения перед косвенными в силу того, что государство может быть в них больше уверено.
В обобщенном виде плюсы прямого обложения предприятий сформулированы в работах М. Фридмана, который считал, что прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью предприятий, точнее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги.
Сторонники косвенного
налогообложения организаций в
своих исследованиях в основном
руководствовались тремя
Во-первых, тем, что эти налоги падали на предметы широкого потребления, что приносило государству значительный доход. Во-вторых, из-за включения косвенных налогов в цену товара, они платились незаметно для потребителя, то есть в некоторой степени неосознанно. И, в-третьих, косвенные налоги, входя в цену товаров, не сопровождались недоимками, как это могло произойти с прямыми налогами.
Изучение взаимосвязи
прямого и косвенного налогообложения
в финансовой науке показало, что
налоговое переложение
Так, исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения предприятий можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков. Теоретический спор о сочетании форм обложения был тесно связан с необходимостью реформ существовавших на практике систем налогообложения. Министр финансов России С.Ю. Витте еще в начале XX в. в своих лекциях настаивал, что «лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно плательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей». Для достижения этих целей и построения налоговой системы в соответствии с принципами налогообложения необходимо преобладание прямого налогообложения.
Таким образом, можно
выделить следующие основные особенности
прямого налогообложения в
Прямые налоги выражают денежные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. В отличие от косвенных, субъектами денежных отношений при взимании прямых налогов выступают товаропроизводители и непосредственные плательщики налогов – юридические и физические лица.
В отличие от косвенных налогов, при сборе прямых отношения не возникают между товаропроизводителем и конкретным потребителем, что существенно снижает возможность возникновения экономических нарушений.
При функционировании прямых налогов не возникают прецеденты переложения налога первоначальным плательщиком на потребителя, ведущие к повышению цен и тарифов, в отличие от косвенных налогов.
Если косвенные налоги взимаются постепенно, что не способствует быстрому наполнению бюджета, то прямые налоги более предсказуемы и быстрее собираемы.
Прямые налоги не способствуют двойному налогообложению, тогда как при косвенном налогообложении на цену товара могут начисляться НДС и акциз.
В отличие от косвенных, прямые налоги более контролируемы, так как они всегда увязываются с доходами плательщиков. Последствия косвенного налогообложения трудно прогнозируемы, а при взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги, в каком размере и из каких источников.
В прямых налогах в наибольшей степени соизмеряются две функции – стимулирующая и контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма. Усиление политики в сторону прямого налогообложения способствует увеличению платежеспособного спроса потребителей, сокращает налоговое бремя предприятий, не ведет к дополнительной денежной эмиссии, росту оборотных фондов, за счет сокращения основных.
2. Механизм
прямого налогообложения в
2.1 Понятие и особенности бюджетной системы России. Виды доходов бюджетной системы
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить социальную и экономическую политику, является финансовая система общества. Главным звеном финансовой системы является бюджетная система.
Бюджетная система
– это совокупность бюджетов государства,
административно-
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством. Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Рассмотрим каждый из этих уровней.
Под федеральный бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении ВВП и национального дохода, концентрация денежных средств для финансирования отраслей экономики.
Бюджет субъекта РФ – это форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Ст. 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий.
Совокупностью бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории является консолидированный бюджет.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования доходов является национальный доход.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет:
Общая классификация доходов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета включают три основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов.
В 2000 году насчитывалось 7 целевых бюджетных фондов. Начиная с 2001 года, было принято решение об объединении большинства целевых фондов с федеральным бюджетом. [9, c. 104]
Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета, начиная с 2002 года.
Доходы бюджета также
В доходы федерального бюджета зачисляются:
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются:
2.2. Налоговые доходы бюджетной системы
К налоговым доходам, формирующим основную часть бюджетного фонда государства (около 84%), относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: