Прямое налогообложение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть прямое налогообложение и формирование доходов бюджетной системы.
Основные задачи исследования:
1.рассмотреть развитие системы налогов, и изучить сущность прямого налогообложения;
2.раскрыть экономическую значимость налогов в формировании бюджета;
3.исследовать основные черты бюджетной системы России;
4.проанализировать динамику формирования доходов;
5.проанализировать резервы увеличения налоговых доходов бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Налоги Прямое нал-обл.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

В XIX в. активные возражения против косвенного обложения предприятий  были основаны на их отрицательном воздействии на рыночную экономику. Косвенные налоги неизбежно оказывают вредное влияние на промышленность, особенно мелкую: ради удобства и удешевления стоимости взимания приходилось иногда совсем запрещать мелкое производство в тех отраслях, продукты которых подлежат обложению, к примеру, табачного и спичечного производств. С развитием техники производства налог на потребление, то есть акциз, становится иногда губительным для класса предприятий.

Преимущества прямого  налогообложения достаточно широко аргументированы в трудах И.X. Озерова “Основы финансовой науки”, который считал, что прямые налоги, являясь оценочными, дают доход более верный и определенный, чем косвенные, так как он постепенно, без особых скачков, но постоянно возрастает. Поэтому оценочные налоги, соразмеряясь с величиной этого дохода, являются твердым и постоянным источником дохода государства. При косвенном налогообложении, где государство делает заключение о налогоспособности на основании их расходов. Но потребление различных предметов подвергается постоянным колебаниям по разнообразным причинам. Поэтому Озеров считал, что прямые налоги заслуживают предпочтения перед косвенными в силу того, что государство может быть в них больше уверено.

В обобщенном виде плюсы  прямого обложения предприятий сформулированы в работах М. Фридмана, который считал, что прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью предприятий, точнее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги.

Сторонники косвенного налогообложения организаций в  своих исследованиях в основном руководствовались тремя сторонами  фискальных выгод этого вида обложения.

Во-первых, тем, что эти  налоги падали на предметы широкого потребления, что приносило государству значительный доход. Во-вторых, из-за включения косвенных налогов в цену товара, они платились незаметно для потребителя, то есть в некоторой степени неосознанно. И, в-третьих, косвенные налоги, входя в цену товаров, не сопровождались недоимками, как это могло произойти с прямыми налогами.

Изучение взаимосвязи  прямого и косвенного налогообложения  в финансовой науке показало, что  налоговое переложение относится  к налоговым отношениям, представляющим одну из форм взаимодействия субъектов производства и государства, и реализуется с помощью механизма цен, ведет к их последовательному цепному изменению. Не будучи напрямую связаны с производством, косвенные налоги, в отличие от прямых, оказывают значительное влияние на его объемы, процесс распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.

Так, исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания  прямого и косвенного обложения  предприятий можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков. Теоретический спор о сочетании форм обложения был тесно связан с необходимостью реформ существовавших на практике систем налогообложения. Министр финансов России С.Ю. Витте еще в начале XX в. в своих лекциях настаивал, что «лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно плательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей». Для достижения этих целей и построения налоговой системы в соответствии с принципами налогообложения необходимо преобладание прямого налогообложения.

Таким образом, можно  выделить следующие основные особенности  прямого налогообложения в сравнении  с косвенным.

Прямые налоги выражают денежные отношения, которые возникают  между государством и налогоплательщиками. В отличие от косвенных, субъектами денежных отношений при взимании прямых налогов выступают товаропроизводители и непосредственные плательщики налогов – юридические и физические лица.

В отличие от косвенных  налогов, при сборе прямых отношения не возникают между товаропроизводителем и конкретным потребителем, что существенно снижает возможность возникновения экономических нарушений.

При функционировании прямых налогов не возникают прецеденты переложения налога первоначальным плательщиком на потребителя, ведущие к повышению цен и тарифов, в отличие от косвенных налогов.

Если косвенные налоги взимаются постепенно, что не способствует быстрому наполнению бюджета, то прямые налоги более предсказуемы и быстрее  собираемы.

Прямые налоги не способствуют двойному налогообложению, тогда как при косвенном налогообложении на цену товара могут начисляться НДС и акциз.

В отличие от косвенных, прямые налоги более контролируемы, так как они всегда увязываются  с доходами плательщиков. Последствия  косвенного налогообложения трудно прогнозируемы, а при взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги, в каком размере и из каких источников.

В прямых налогах в  наибольшей степени соизмеряются две  функции – стимулирующая и  контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма. Усиление политики в сторону прямого налогообложения способствует увеличению платежеспособного спроса потребителей, сокращает налоговое бремя предприятий, не ведет к дополнительной денежной эмиссии, росту оборотных фондов, за счет сокращения основных.

 

 

 

 

 

 

2. Механизм  прямого налогообложения в России 

2.1 Понятие и особенности бюджетной системы России. Виды доходов бюджетной системы

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить социальную и экономическую политику, является финансовая система общества. Главным звеном финансовой системы является бюджетная система.

Бюджетная система  – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

 Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством. Бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная  система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Рассмотрим каждый из этих уровней.

Под федеральный бюджетом принято  понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении ВВП и национального дохода, концентрация денежных средств для финансирования отраслей экономики.

Бюджет субъекта РФ – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансированного обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ. Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – республик в составе РФ, краев областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Ст. 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.  Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня, вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума  необходимых расходов нижестоящих территорий.

Совокупностью бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующей  территории является консолидированный  бюджет.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования доходов является национальный доход.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет:

  • налоговых доходов;
  • неналоговых доходов;
  • безвозмездные перечисления;

Общая классификация доходов на каждом уровне бюджетной системы  имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета включают три  основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов.

В 2000 году насчитывалось 7 целевых  бюджетных фондов. Начиная с 2001 года, было принято решение об объединении  большинства целевых фондов с  федеральным бюджетом. [9, c. 104]

Единый социальный налог стал учитываться  в структуре налоговых доходов федерального бюджета, начиная с 2002 года.

Доходы бюджета также классифицируются в зависимости от уровня бюджетной  системы, за которым закрепляются доходы:

  • собственные доходы – доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе  полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.
  • регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами  в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

    • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
    • собственные неналоговые доходы;
    • остаток средств на конец предыдущего года;
    • доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Эти доходы обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    • прочие доходы.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются:

  • за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением - доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам;
  • за счет неналоговых доходов;
  • иных поступлений.

2.2. Налоговые доходы  бюджетной системы

К налоговым доходам, формирующим  основную часть бюджетного фонда  государства (около 84%), относятся предусмотренные  законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления налога в федеральный бюджет – по нормативу 100%;
  • налога на добавленную стоимость – по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого – по нормативу 100%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%;
  • акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100%;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные мосла для дизельных и карбюраторных двигателей – по нормативу 40%;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) –  по нормативу 95%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) –  по нормативу 40%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 100%;
  • водного налога – по нормативу 100%;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты). [1, c. 78]

Информация о работе Прямое налогообложение в РФ