Прямые и косвенные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие прямых и косвенных налогов………………………………….4
2. Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ…………...9
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

ценообразование реф.docx

— 30.03 Кб (Скачать файл)

 

                                                    Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие прямых и косвенных налогов………………………………….4
  2. Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ…………...9

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности  сторон, участвующих в налоговых  правоотношениях. Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

Участниками налоговых отношений  в Российской Федерации со стороны  государства выступают соответствующие  уполномоченные государственные органы. К ним относятся:

– Государственная налоговая  служба Российской Федерации (МНС РФ),

– Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации,

– Государственный таможенный комитет Российской Федерации,

– Финансовые и казначейские органы.

Каждый из этих органов  осуществляет свои функции в сфере  налогообложения, рамках своих полномочий, что является осуществлением налоговой  политики в Российской Федерации.

 

 

 

  1. Понятие прямых и косвенных налогов

Наибольшее значение имеет  классификация налогов в зависимости  от места формирования источника  выплаты (механизма изъятия); налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги взимаются  с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете  точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

· личные налоги - налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

· реальные налоги - налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Косвенные налоги взимаются  путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

· косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные  группы и виды высокодоходных товаров);

· косвенные универсальные  налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило, социально-значимых, товаров.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают  акцизы - косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются  на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Универсальные акцизы более  выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров  увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Разновидность универсального акциза - НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той  части стоимости, которая добавляется  на конкретной стадии производства. Добавленная  стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные  ресурсы, накладные расходы.

Следующий вид косвенных  налогов - это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок - на специфические (устанавливаются  в твердой сумме), адвалорные (в  процентах к стоимости) и сложные  (сочетание специфических и адвалорных  ставок)

3. по экономической роли - на фискальные, протекционистские  (для защиты внутреннего рынка  от импортных товаров), антидемпинговые  (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один  импортный товар, либо на весь  импорт).

Главная особенность косвенных  налогов заключается в том, что  их тяжесть перекладывается на конечного  потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены, и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая  тем самым косвенный налог  из своей прибыли. В этом случае косвенный  налог в той или иной степени  становится прямым налогом.

 
Классическими примерами  прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество: 
 
1) Налог на прибыль. 
 
- Налог федеральный.  
 
- Регулируется главой 25 НК РФ. Общая налоговая ставка – 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ).  
 
2) Налог на доходы физических лиц (подоходный налог). 
 
- Налог федеральный.  
 
- Регулируется главой 23 НК РФ.  
 
- Общая ставка налога установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). 
 
3) Налог на имущество предприятий. 
 
- Налог региональный.  
 
- Регулируется законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».  
 
- Ставка не должна превышать 2%.  
 
 
 
Виды косвенных налогов представлены в таблице 1: 

                                                                                                              Таблица 1                                                                                                                                                    
 
                                           Виды косвенных налогов

 
Акцизы

 
Фискальные монопольные налоги

 
Таможенные пошлины

 
1. Индивидуальные: 
 
- на пиво; 
 
- на сахар; 
 
- на бензин; 
 
-и т.д.

 
1. На соль;

 
1. По происхождению: 
 
- экспортные; 
 
- импортные; 
 
- транзитные;

 
Акцизы

 
Фискальные монопольные налоги

 
Таможенные пошлины

 
2. Универсальные (налог с оборота): 
 
- однократный; 
 
- многократный;

 
2. На табак;

 
2. По целям: 
 
- фискальные; 
 
- протекционные; 
 
- сверхпротекционные; 
 
- антидемпинговые; 
 
- преференциальные; 

 
3. Налог на добавленную стоимость

 
3. На спички;

 
3. По ставкам: 
 
- специфические; 
 
- адвалерные; 
 
- смешанные. 

 
4. Налог с продаж

 
4. На спирт;

 
5. И т.д.


 

 

 

 

Различия между прямыми  и косвенными налогами сводятся к  следующему:

                                                                                                               Таблица 2

                      Различия между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. В правоотношения по  поводу взимания налогов вступают  два субъекта: бюджет и налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический  налогоплательщик как посредник  между ними

2. Величина налогов непосредственно  зависит от результатов финансово-хозяйственной  деятельности плательщика

Величина налогов не зависит  от результатов финансово-хозяйственной  деятельности плательщика

3. Эти налоги подоходно-поимущественные

Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг)

4. Методы изъятия: кадастровый,  декларационный, у источника

Методы изъятия: каскадный, по однократности изъятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ

В рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые.

В Федеральном  бюджете за 2008 год косвенные налоги равны 2 293 019,2 млн. руб. (34,36 %), в 2009 году - 2 944 233,1 млн. руб. (39,67 %) и в 2010 году составят - 3 389 001 млн. руб. (42,18 %). Мы наблюдаем тенденцию к росту. Данный показатель увеличится к 2010 году на 1 095 981,8 млн. руб., также увеличится и его доля на 7,82%. В состав косвенных налогов можно отнести налоги и товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.

Прямые налоги же будут  равны в 2008 году 1 875 487,5 млн. руб. или 28,1 %, в 2009 году - 1 965 396,5 млн. руб. или 26,48 %, и в 2010 году - 2 082 860,7 млн. руб. или 25,92 %. Здесь мы наблюдаем, увеличение в  денежном форме на 207 373,2 млн. руб. к 2010 году, но уменьшение доли на 2,18 %.

Наибольший удельный вес  среди прямых налогов занимает налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Они составляют 13,58 %, 11,93% и 11% в 2008, 2009 и в 2010 годах соответственно. Следующий  по объему - налог на прибыль организаций. Доходы от него составляют около 8% всех доходов прямых налогов. Изменение  удельного веса данного налога незначительно  в течение трех исследуемых лет, а сумма возрастает. В 2008 году она  была равна 533 375,20, в 2009 - 583 761,40, а в 2010 - 636 278,00, то есть за три года возросла примерно в 1,19 раза. Плательщиками данного налога, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Третье место по объему занимает Единый социальный налог. Его удельный вес растет с каждым годом с 6,53 до 7%. В денежном выражении его сумма также возрастает с 2008 года по 2010 год на сумму 127 010,7 млн. руб.

Остальные налоги, входящие в состав прямых налогов занимают незначительный объем от общей массы - менее 1%.

В Консолидированном бюджете сложилась такая ситуация:

Косвенные налоги за 2007 год  составили 2 576 087,41 млн. руб. (19,27 %), а за 2008 - 2 482 430,44 млн. руб. (15,51 %). Наблюдается  тенденция к снижению показателя, как в денежной, так и в % форме.

Информация о работе Прямые и косвенные налоги