Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа
Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие прямых и косвенных налогов………………………………….4
2. Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ…………...9
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..14
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..14
Введение
Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.
Участниками налоговых отношений
в Российской Федерации со стороны
государства выступают
– Государственная налоговая служба Российской Федерации (МНС РФ),
– Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации,
– Государственный таможенный комитет Российской Федерации,
– Финансовые и казначейские органы.
Каждый из этих органов осуществляет свои функции в сфере налогообложения, рамках своих полномочий, что является осуществлением налоговой политики в Российской Федерации.
Наибольшее значение имеет
классификация налогов в
Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.
Прямые налоги взимаются
с доходов или имущества
Прямые налоги подразделяются на:
· личные налоги - налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
· реальные налоги - налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)
Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:
· косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
· косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило, социально-значимых, товаров.
Косвенные налоги по объектам
взимания подразделяются на: акцизы, таможенные
пошлины. В развитых странах преобладают
акцизы - косвенные налоги на товары
и услуги, которые производятся частными
предприятиями. Акцизы устанавливаются
на товары внутреннего производства,
в отдельных странах акцизами
также облагается и импорт товаров
(Россия). Универсальные акцизы более
выгодны с фискальной точки зрения
(с расширением ассортимента товаров
увеличивается поступление
Следующий вид косвенных налогов - это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:
1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;
2. по построению ставок
- на специфические (
3. по экономической роли
- на фискальные, протекционистские
(для защиты внутреннего рынка
от импортных товаров), антидемпинговые
(повышенные пошлины на товары,
ввозимые по демпинговым ценам)
Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены, и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.
Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.
Классическими примерами
прямых налогов являются: налог на
прибыль, подоходный налог с физических
лиц, налог на имущество:
1) Налог на прибыль.
- Налог федеральный.
- Регулируется главой 25 НК РФ. Общая налоговая
ставка – 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
2) Налог на доходы физических лиц (подоходный
налог).
- Налог федеральный.
- Регулируется главой 23 НК РФ.
- Общая ставка налога установлена в размере
13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
3) Налог на имущество предприятий.
- Налог региональный.
- Регулируется законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1
«О налоге на имущество предприятий».
- Ставка не должна превышать 2%.
Виды косвенных налогов представлены
в таблице 1:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
Различия между прямыми и косвенными налогами сводятся к следующему:
Различия между прямыми и косвенными налогами
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
1. В правоотношения по
поводу взимания налогов |
В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
2. Величина налогов |
Величина налогов не зависит
от результатов финансово- |
3. Эти налоги подоходно- |
Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) |
4. Методы изъятия: кадастровый, декларационный, у источника |
Методы изъятия: каскадный, по однократности изъятия |
В рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые.
В Федеральном бюджете за 2008 год косвенные налоги равны 2 293 019,2 млн. руб. (34,36 %), в 2009 году - 2 944 233,1 млн. руб. (39,67 %) и в 2010 году составят - 3 389 001 млн. руб. (42,18 %). Мы наблюдаем тенденцию к росту. Данный показатель увеличится к 2010 году на 1 095 981,8 млн. руб., также увеличится и его доля на 7,82%. В состав косвенных налогов можно отнести налоги и товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.
Прямые налоги же будут равны в 2008 году 1 875 487,5 млн. руб. или 28,1 %, в 2009 году - 1 965 396,5 млн. руб. или 26,48 %, и в 2010 году - 2 082 860,7 млн. руб. или 25,92 %. Здесь мы наблюдаем, увеличение в денежном форме на 207 373,2 млн. руб. к 2010 году, но уменьшение доли на 2,18 %.
Наибольший удельный вес среди прямых налогов занимает налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Они составляют 13,58 %, 11,93% и 11% в 2008, 2009 и в 2010 годах соответственно. Следующий по объему - налог на прибыль организаций. Доходы от него составляют около 8% всех доходов прямых налогов. Изменение удельного веса данного налога незначительно в течение трех исследуемых лет, а сумма возрастает. В 2008 году она была равна 533 375,20, в 2009 - 583 761,40, а в 2010 - 636 278,00, то есть за три года возросла примерно в 1,19 раза. Плательщиками данного налога, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Третье место по объему занимает Единый социальный налог. Его удельный вес растет с каждым годом с 6,53 до 7%. В денежном выражении его сумма также возрастает с 2008 года по 2010 год на сумму 127 010,7 млн. руб.
Остальные налоги, входящие в состав прямых налогов занимают незначительный объем от общей массы - менее 1%.
В Консолидированном бюджете сложилась такая ситуация:
Косвенные налоги за 2007 год составили 2 576 087,41 млн. руб. (19,27 %), а за 2008 - 2 482 430,44 млн. руб. (15,51 %). Наблюдается тенденция к снижению показателя, как в денежной, так и в % форме.