Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение прямых налогов, их роль и место в налоговой системе РФ.
Задачи:
Дать характеристику налогов и их функций;
Дать определение прямых налогов и описать их виды;
Рассмотреть направления по совершенствованию прямого налогообложения.
Имущественный налоговый вычет при продаже имущества
Имущественный налоговый вычет в отношении имущества граждан, не являющегося недвижимым, которое было в собственности у физического лица менее трех лет, увеличен со 125 000 рублей до 250 000 рублей. Правда, изменение имущественного вычета сопровождается одним неприятным нюансом. Вне зависимости от количества продаваемых объектов он не должен превышать 250 тыс. руб. Ранее ограничение 125 000 руб. применялось к каждому объекту (письмо минфина России от 23.03.2009 N 03-04-05-01/137).
Налог на имущество организаций
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.10.2009 N 242-ФЗ, налогоплательщиками налога на имущество будут являться лишь те организации, которые имеют на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Иными словами, исключена обязанность представления "нулевых" деклараций по налогу на имущество организациями, не имеющими на балансе основных средств. Это изменение подлежит применению, начиная с первого отчетного периода 2010 года.
Транспортный налог
Федеральный закон от 28.11.09 N 282-ФЗ не доставил радости автомобилистам. Новации по транспортному налогу были приняты, несмотря на все их протесты.
Единственное, что сделали законодатели федерального уровня, так это перебросили ответственность за повышение налога с себя на региональных законодателей.
Напомним, изначально задумывалось вдвое поднять ставки налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ.
При этом региональные власти имели право увеличить или уменьшить ставку налога в пять раз.
Однако с 01.01.10 ставки налога не изменятся, а вот региональные власти получают право их корректировать в сторону повышения или понижения в 10 раз.
Налог на имущество физических лиц
В 2009 году многие граждане
- собственники долей в квартирах,
жилых домах получили налоговые
уведомления с резко
Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ эта проблема решена. В перечень объектов налогообложения наряду с квартирами, жилыми домами и другими видами имущества введена доля в праве общей собственности на имущество. Изменен и порядок расчета налога, если имущество находится в общей совместной или долевой собственности. Например, за имущество, находящееся в общей долевой собственности, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. При этом инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.
Самое главное, что новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. А это значит, что налогоплательщики, уплатившие налог на имущество за 2009 год в увеличенном размере, вправе обратиться в налоговые органы за пересчетом налога и его возвратом.
В заключение необходимо отметить, что с нового года установлен срок давности взыскания налогов с физических лиц. А именно налоговые уведомления по уплате транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц могут быть направлены в адрес налогоплательщика не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В структуре налоговых доходов прямые налоги имеют направленность к увеличению, что связано с индексацией ставок реального налога, введением единого налога на вмененный доход и других причин. При этом общий уровень основных косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж) изменяется в противоположную сторону, хотя они являются более надежным бюджетным источником, так как гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры и являются легко собираемыми.
Сохранение преобладающего значения прямых налогов при формировании доходов региональных бюджетов свидетельствует о стремлении Правительства области обеспечить большую устойчивость доходной базы областного бюджета, о его нацеленности на решение преимущественно макроэкономических (регулирующих) задач. Но это еще и общая тенденция бюджетной политики государства, ориентированной на максимальную концентрацию косвенных налогов в федеральный бюджет.
Снижение одних прямых налогов (прежде всего - налога на прибыль) сопровождается повышением других - земельного налога и налога на имущество организаций. Это, с одной стороны, увеличивает доходы региональных бюджетов, с другой стороны, включение части прямых налогов в издержки хозяйствующих субъектов еще больше сокращает налогооблагаемую базу налога на прибыль, что подрывает налоговый потенциал региональных бюджетов, тогда как именно налог на прибыль является регулирующим налогом.
Нужно отметить, что в Российской Федерации преобладает все-таки косвенное налогообложение. При этом, доля прямых налогов на 2003 год утвержденного бюджета составила чуть менее 40% от налоговых доходов страны, тогда как по факту 2003 снизилась. В 2004 году доля прямых налогов в налоговых доходах федерального бюджета по планируемым показателям и исполненным осталась неизменной, и составила 40%.
Рост налога на прибыль организаций можно охарактеризовать многими причинами, это внесение серьезных поправок в Налоговый кодекс, в частности касаемых ставок налога на прибыль организаций, который подлежит зачислению в бюджеты страны. Так до 1.10.2004 года ставка была 6% суммы налога, в 2004 году - 5%, и с 1.01.2005 года в налоговом кодексе ст.284 она составляет 6,5%. В 2007 году были внесены следующие основные изменения в налоговое законодательство (налоговая реформа):
- установление понижающего
коэффициента, стимулирующего дальнейшую
разработку нефтяных
- введение нулевой налоговой
- продление действия до 2017 года специфической ставки НДПИ по нефти, «привязанной» к мировым ценам на этот товар;
Следует отметить, что проведенная налоговая реформа в целом привела не только к повышению экономической эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создала возможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания прямых налогов остается крайне несовершенным, что неизбежно приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, потерям бюджета.