Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:44, курсовая работа
Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических отношений.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Через налоги государство может проводить энергетическую политику наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
ГЛАВА II. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
ГЛАВА II. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических отношений.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Через налоги государство может проводить энергетическую политику наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово - кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построены взаимоотношения между субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Не секрет, что налоговая система России, несмотря на все этапы реформ и постоянные изменения в законодательстве, требует дальнейшего совершенствования. Впрочем, идея создать совершенную налоговую систему сама по себе относится к идеям - утопиям. Налоговое законодательство всегда будет не успевать за изменениями общественных отношений, политическими и экономическими реформами, и новыми формами хозяйствования. Тем не менее, налоговая система не просто может, а должна совершенствоваться.
Как и в большинстве развитых стран мира в налоговой системе Российской Федерации огромная роль отводится прямым налогам. В настоящее время эта тема наиболее актуальна, так как происходит снижение в доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы. С 1997 г. в российской налоговой системе преобладает прямое налогообложение, но дальнейшие реформы, преобразования налогового законодательства вызвали рост косвенного налогообложения за счет снижения ставок налогообложения.
Цель дипломной работы состоит в изучении развития начисления и уплаты прямых налогов.
Предметом исследования выступают прямые налоги бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования является бюджет Российской Федерации.
При написании курсовой работы были поставлены основные задачи:
.изучить сущность прямого налогообложения в Российской Федерации;
. описать характеристику прямых налогов, поступивших в бюджет Российской Федерации;
. выявить место прямых налогов в налоговой системе;
.разработать пути решения проблем собираемости прямых налогов и уклонения от уплаты налогов.
Научная значимость исследуемой темы состоит в выявлении места прямых налогов в налоговой системе, определении налоговой нагрузки, что позволит проанализировать ситуацию поступления налогов в бюджет в настоящее время, а также позволит сделать прогнозы на будущее.
Практическая значимость исследуемой проблемы состоит в разработке путей, способствующих повышению собираемости прямых налогов в бюджет, мер по выявлению уклонений от уплаты налогов, а также мер, способствующих в дальнейшем снижению налоговой нагрузки, что должно стимулировать инвестиционную активность и обеспечить необходимые темпы экономического роста.
ГЛАВА I. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
1.1 Понятие, история и элементы налога
Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Определение налогового платежа содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П, где налоговый платёж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности».1
В налоговом кодексе понятие налога звучит так – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направо собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2
Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и сроков уплаты.1
Для уяснения понятия налога больше значение имеет установление системы элементов налога.
Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:
налогоплательщики;
объект налогообложения,
налоговая база,
налоговый период,
налоговая ставка,
порядок исчисления налога,
порядок и сроки уплаты налога,
а в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы, и другие элементы (отчетный период, ответственность налогоплательщика.)
История свидетельствует, что налоги – более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый».
Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
В основе определений налога лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству.
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское общество, законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов. Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».
С правовых, юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1.2 Классификация налогов
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также в Налоговом кодексе (глава 2 статья 12) устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местныеФедеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам откосятся (статье 13 НК РФ):
1) налог на добавленную
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу. – Федеральный закон от 01,07.2005 № 78-ФЗ;
8) водный налог;
9) сборы за пользование
10) государственная пошлина.1
Региональными налогами – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц.
К региональным налогам относятся (статья 14 НК РФ):
1) налог на имущество
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
К местным налогам относятся (статья 15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13-15 НК РФ.
По механизму формирования налоги подразделяются два вида – на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.