Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:44, курсовая работа
Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально - экономических отношений.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Через налоги государство может проводить энергетическую политику наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
ГЛАВА II. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Управление ФНС России всячески способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков. С 2009 г. управление ведет пропагандистскую кампанию, направленную на поощрение налоговых платежей и повышение социальной ответственности бизнес-сообщества в целом и отдельных граждан в частности.[59,9]
По данным социологического опроса, проведенного по заказу ФНС России, наиболее востребованным для налогоплательщика источником информации является реклама на улицах. Ориентируясь на результаты этого опроса, информационно-пропагандистскую кампанию - 2009 - 2010 годов организована работа под лозунгом "Электронный способ отчетности - реальный шаг по упрощению взаимодействия с налоговыми органами". На улицах города должны быть размещены постеры (на щитах и плазменных панелях), основная креативная концепция которых - "Быстро. Просто. Надежно". Задача этой кампании - вызвать интерес и доверие к новой форме сдачи отчетности, а также подчеркнуть ее преимущества.
Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации.
Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны регулярно доводить до налогоплательщиков нормативные правовые акты о местных налогах, а также разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства в пределах своей компетенции (в том числе путем дачи объявлений, проведения собрания и других мер).
Также в целях повышения собираемости налогов необходимо создание единой информационной системы, включающей в себя систему учета налогоплательщиков и объединяющей информацию о налоговых платежах, об открытии банковских счетов налогоплательщиками, сведения о банковских операциях, необходимых для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов, а также сведения по операциям о снятии денежных средств со счетов.[13]
Считаю, что решать проблему наполняемости бюджетов необходимо путем оперативного сотрудничества налоговых органов и органов местного самоуправления, при их обоюдном взаимодействии с органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с органами технической инвентаризации.
1.2 Перспективы развития начисления и уплаты прямых налогов
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.[56,4]
Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.
Как известно, система мер, реализуемых государством в области налогов и налогообложения на современном этапе, находит свое выражение в снижении величины налоговых ставок, видоизменении порядка применения налоговых платежей и объектов налогообложения. Большинство принимаемых мер в области реформирования налогообложения приводят к росту объемов выпадающих доходов бюджета страны.
В тоже время проведение в среднесрочной перспективе активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса и реализация национальных проектов потребуют в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это делает преждевременным дальнейшее снижение в период до 2010 года ставок основных налогов.[51,77]
Важнейшее значение имеют уже принятые и реализуемые меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2010 - 2010 годах.
В целом оправдал себя и не требует серьезных изменений налог на доходы физических лиц. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.
Вместе с тем, в действующий порядок применения этого налога с 2010 г. внесены некоторые корректировки, связанные с совершенствованием применения его отдельных норм. В частности, с 2010 года увеличился размер существующих социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 до 50 тыс. руб. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц. Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.
Министерство финансов РФ рассматривает возможность снижения налога на прибыль с нынешних 24% до 20% в 2008-2010 годах. Минфин считает, что снижение налога на прибыль будет очень эффективным шагом, ведь именно этот налог наиболее значим для бизнеса. Возможность снижения налоговой нагрузки обусловлена «тем, что может позволить себе бюджет для сохранения устойчивости - например, снижать расходы, или повышать стабильно поступающие доходы». Снижение налога на прибыль - это лишь один из вариантов снижения налогового бремени, которое может происходить и другими способами.
В среднесрочной перспективе предполагается введение налога на недвижимость. Налог на недвижимость заменит два налога - налог на имущество и налог на землю. При этом предлагается перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив налоговые ставки.
Сейчас налог на имущество составляет не более 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества. Налог на землю зависит от стоимости участков. Конкретные ставки земельного и имущественного налогов устанавливаются муниципальными властями.[34,22]
При введении единого налога на недвижимость, который объединит налоги на землю и имущество, объем поступлений существенно не изменится по сравнению с поступлениями от этих двух налогов. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. "Тот объем налоговых поступлений, который бюджет получает сейчас от граждан, владеющих земельными участками или недвижимостью, должен сохраниться примерно на том же уровне", - отметил он.
По словам замминистра, изменится структура налога, "он станет более справедливым". Кроме того, в Минфине считают, что должен быть заложен большой необлагаемый минимум, чтобы гражданин, имеющий недорогую недвижимость, не платил налог вовсе, либо платил минимальный, дорогая же недвижимость будет облагаться более высоким налогом. По словам С.Шаталова, снижение налоговой нагрузки продолжится.
Заявленные в Бюджетном послании Президента РФ основные направления бюджетной и налоговой политики на 2008 год предполагают меры по внесению изменений в законодательство по налогам и сборам, способствующие дальнейшему снижению налоговой нагрузки, что должно стимулировать инвестиционную активность и обеспечить необходимые темпы экономического роста. Практически все внесенные в Налоговый кодекс РФ поправки улучшают положение налогоплательщиков, а, следовательно, являются факторами, влияющими на снижение налоговой базы.[50,10]
На перспективу предполагается введение ряда новых мер, способствующих снижению налогового бремени, в том числе по причине падения цен на нефть и замедления темпов роста ее добычи и экспорта.
В результате всех предложений, содержащихся в налоговой политики РФ на 2008-2010гг., нагрузка может сокращаться примерно на 1% ВВП
Одной из главных задач и важнейшим условием проводимой в настоящее время налоговой реформы, является обеспечение ускоренного роста экономического потенциала страны.
В этой связи, налоговая политика государства должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение стабильности налоговой системы, повышение ее прозрачности и справедливости.
Заключение
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.
Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно - финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.
Для начала анализа следует отметить, что в Российской Федерации преобладает прямое налогообложение. Это подтверждается тем, что удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет России с 2008 по 2010 г.г. увеличился с 38,5 до 39,2 %.
Доминирование прямых или косвенных налогов отражает и общую политическую ориентацию государства. Считается что, чем выше уровень демократичности государства, тем значительнее роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Уменьшение же объема прямого налогообложения происходит вследствие снижения общего уровня благосостояния населения.
Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех уровней.
В 2010 году заметно снизились темпы роста поступления налогов, контролируемых Федеральной налоговой службой, оказавшись самыми низкими за последние три года. Так, если в 2008 г. налоговые доходы выросли на 29,2% или на 376869 тыс. руб., в 2009 г. - на 34,3% на 572140 тыс. руб., то в 2010 г. - только на 22,4%, что составляет рост всего на 501595 тыс. руб. При этом налоговые доходы федерального бюджета в 2010 г. и 2009 г. выросли только на 16,7% и 15% соответственно, тогда как в 2008 - на 41,2% .
Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2010 г. является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода.
Задолженность по налогам и сборам в Российской Федерации - это задолженность по налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера.
В последние годы объем задолженности снижается.
В задолженности налога на доходы физических лиц обусловлен увеличением поступления налога в бюджет в результате проводимой работы по легализации заработной платы и погашения задолженности по ней.
Основной причиной неполного погашения задолженности по налогу на имущество организаций является приостановление взыскания платежей в связи с процедурами банкротства и списание по ликвидированным организациям.
Можно сделать вывод, что основными причинами образования задолженности по налогам и сборам являются:
несвоевременность оплаты текущих начислений по налогам;
неуплата текущих начисленных платежей по предприятиям - недоимщикам, по которым задолженность взыскивается судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства.
Наблюдается тенденция снижения задолженности за счет применяемых налоговыми органами мер, предусмотренных действующим законодательством по урегулированию задолженности: направляют налогоплательщикам требования, выставляют инкассовые поручения, инициируют процедуры банкротства.
Уменьшить потери бюджета возможно при своевременном и жестком контроле со стороны всех заинтересованных структур за деятельностью предприятий от момента их регистрации до момента прекращения деятельности.
В настоящее время проблема налогообложения в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально - политическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой один из главных стимулов перехода к устойчивому и качественному экономическому росту.
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания прямых налогов остается крайне несовершенным, что приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству доходов многими налогоплательщиками, и, в конечном счете, потерям бюджета.
Для мобилизации налоговых поступлений необходимо, прежде всего, повышение заинтересованности граждан России в полной и своевременной уплате налогов.
Необходимо регулярно информировать граждан о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Должна проводиться политика полного и разностороннего информирования налогоплательщиков обо всех технических достижениях, способных поднять на новый уровень взаимоотношения налогоплательщика и налогового инспектора.