Пути развития и совершенствования земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты земельного налога…………………………5
1.1 Характеристика налога……………………………………………………….5
1.2 История введения в действие………………………………………………...8
1.3 Исчисление и уплата земельного налога…………………………………...10
1.4 Налоговая база……………………………………………………………….13
Глава 2. Анализ поступления налога в бюджет
2.1 Анализ поступления налога в бюджет Российской Федерации………….19
2.2 Анализ поступления налога в бюджет Республики Бурятия……………..21
Глава 3. Пути развития и совершенствования земельного налога…………...23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………….……………..

Файлы: 1 файл

Земельный налог.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

В отношении земельных  участков, находящихся в общей  собственности, установлены следующие  правила:

при долевой собственности  каждый налогоплательщик уплачивает налог  самостоятельно, пропорционально его  доле;

при совместной собственности  налоговая база определяется для  каждого из налогоплательщиков отдельно в равных долях.

Для физических лиц не может  быть установлено более двух авансовых  платежей в год, т.е. физические лица не могут осуществлять уплату налога более чем 3 раза в год.

При переходе земельного участка  по наследству налог исчисляется, начиная  с месяца открытия наследства.[2]

Исчисление налога при  возникновении (прекращении) прав на земельный  участок в течение налогового (отчетного) периода. Для всех категорий  налогоплательщиков установлено следующее  правило при возникновении (прекращении) в течение налогового (отчетного) периода обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налога: исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, рассчитанного по формуле:

К = Мп : Мк,

где К – коэффициент;

Мп – число полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) плательщика;

Мк – число календарных месяцев в налоговом (отчетном периоде.)

Если права на участок  возникают или прекращаются до 15-го числа календарного месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения прав, если права возникают или прекращаются после 15-го числа, то за полный месяц принимается месяц прекращения прав. [1]

Особенности уплаты налога по участкам, приобретенным для строительства. В отношении земельных участков, приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного  строительства, исчисление суммы налога осуществляется с коэффициентом 2, если период строительства превышает 10 лет (до момента государственной регистрации  прав на построенный объект).

При застройке участков, приобретенных физическими и  юридическими лицами для жилищного строительства (кроме индивидуального), исчисление налога производится с коэффициентом 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства (до государственной регистрации прав на построенный объект). Если строительство завершается и право на объект регистрируется ранее истечения трехлетнего срока, то сумма налога, уплаченного в течение срока сверх коэффициента 1, признается излишне уплаченной и подлежит возврату (зачету) на общих основаниях (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Пример. Сумма налога на участок  составляет 100 ед. Участок приобретен под строительство многоэтажного  жилого дома. Сумма налога в течение  трех лет будет рассчитываться как 100 х 2 и составит 200 ед. в год. Строительство  закончилось и права на дом зарегистрированы через два года после приобретения участка под жилищное строительство. За два года плательщик уплатил налог в размере 400 ед. Поскольку объект зарегистрирован раньше, чем через три года после приобретения участка, то плательщик должен заплатить обычную ставку – по 100 ед. в год, т.е. всего 200 ед. Таким образом, по истечении двух лет он переплатил 200 единиц (400 ед. уплачено фактически, а должен внести 200 ед.). Следовательно, 200 ед. налога должны быть возвращены плательщику или засчитаны в счет будущих платежей. [9]

Если срок проектирования и строительства превысит три  года, то начисление налога по истечении  третьего года производится с коэффициентом 4, вплоть до государственной регистрации  прав на построенный объект. [6]

1.4 Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным  законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным  кодексом Российской Федерации для  установления кадастровой стоимости  земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. [18]

Порядок проведения государственной  кадастровой оценки земель устанавливается  Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами  проведения государственной кадастровой  оценки земли, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  № 316 от 8 апреля 2000 г. в редакции постановления  Правительства Российской Федерации  № 206 от 11 апреля 2006 г., государственная  кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального  использования. [16]

Государственная кадастровая  оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа  рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая  оценка иных категорий земель вне  черты городских и сельских поселений  осуществляется на основе капитализации  расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства  и (или) сохранения и поддержания  ценности их природного потенциала. [11]

В процессе государственной  кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.

Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования  и близких по значению кадастровой  стоимости земельных участков.

В зависимости от территориальной  величины оценочных зон их границы  совмещаются с границами земельных  участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается  кадастровая стоимость единицы  площади в границах этих зон. [12] Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. [22] Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. (Ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации.) Порядок ведения водного кадастра определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1403 «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5566). Методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Споры, возникающие при  проведении государственной кадастровой  оценки земель, рассматриваются в  судебном порядке. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Оценщики обязаны применять в своей деятельности Стандарты оценки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 519 от 6 июля 2001 г. [24]

В случаях определения  рыночной стоимости земельного участка  кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах  от его рыночной стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Организации и частные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, подлежащем налогообложению. Порядок предоставления сведений из государственного земельного кадастра. [20] Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определяемом органами местного самоуправления и законодательными органами городов федерального значения. До 1 февраля органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и органы местного самоуправления должны сообщить сведения о стоимости участков налоговым органам. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами) в соответствии с Правилами предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 918 от 2 декабря 2000г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 50, ст. 4899). В соответствии с этими Правилами сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами.

Лицо, заинтересованное в  получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий  орган письменное заявление с  указанием своих реквизитов, объемов  и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа  доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений.

Для получения сведений об определенном земельном участке  в заявлении указывается кадастровый  номер этого участка, а при  его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Кадастровое деление Российской Федерации установлено приказом Росземкадастра № П/89 от 14 мая 2001 г.

Для получения сведений обо  всех земельных участках, расположенных  в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры  ее границ. [17] Заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях – в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка. Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. [21] В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами). Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.

Дежурные кадастровые  карты (планы) воспроизводят в графической  и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон. Производные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, о природных и об иных связанных с землей процессах. [19] Требования к оформлению кадастровых планов, изготавливаемых в качестве выписок из государственного земельного кадастра на бумажных или электронных носителях, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. Выдача запрашиваемых сведений заинтересованному лицу производится после предъявления им паспорта или заменяющего его документа. Юридические лица должны предъявить документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке соответствующего органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа.

Отказ в выдаче сведений государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке.[18] Должностные лица органов, обязанных предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованным юридическим и физическим лицам, виновные в нарушении порядка предоставления таких сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Глава 2. Анализ поступления налога в бюджет

2.1 Анализ поступления  налога в бюджет Российской  Федерации

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе  РФ относительно невелика - от менее  одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов  соответствующего бюджета.

Земельный налог относится  к группе платежей за пользование  природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %.

Так как земельный налог  относится к группе местных налогов  и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации. [1]

В целях обеспечения полноты  контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства.

Информация о работе Пути развития и совершенствования земельного налога