Пути развития и совершенствования земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоритические аспекты земельного налога…………………………5
1.1 Характеристика налога……………………………………………………….5
1.2 История введения в действие………………………………………………...8
1.3 Исчисление и уплата земельного налога…………………………………...10
1.4 Налоговая база……………………………………………………………….13
Глава 2. Анализ поступления налога в бюджет
2.1 Анализ поступления налога в бюджет Российской Федерации………….19
2.2 Анализ поступления налога в бюджет Республики Бурятия……………..21
Глава 3. Пути развития и совершенствования земельного налога…………...23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………….……………..

Файлы: 1 файл

Земельный налог.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

Установлено, что плательщики  земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного  назначения, а также арендной платы  за указанные земли, находящиеся  в государственной собственности  до разграничения государственной  собственности на землю, перечисляют  указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов  от их уплаты между уровнями бюджетной  системы Российской Федерации в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

После разграничения государственной  собственности на землю на федеральную  собственность, собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований плательщики  арендной платы за земельные участки  перечисляют указанные платежи  на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в  доходы бюджета в зависимости  от установленного права собственности на земельные участки [3]. В налоговом ведомстве отмечают, что поступления от земельного налога уверенно растут год от года. В 2009 году они составляли более 95 млрд рублей, в 2010 году - более 115 млрд рублей, 2011 году - более 122 млрд рублей, 2012 году – 154 млрд Согласно статистике ФНС России, в среднем налогоплательщик - физическое лицо платит налог на землю в сумме 624 рубля, а за участок – в среднем 779 рублей. Налогоплательщик - юридическое лицо платит в среднем налог на землю в размере 209,853 тыс рублей, а за участок – в среднем 93,225 тыс рублей. Такая разница между суммами уплачиваемых налогов объясняется размерами тех земельных участков, которыми владеют организации и граждане, поскольку налоговая база и ставки по земельному налогу ничем не отличаются. [26] В основе земельного налога лежит кадастровая стоимость. Она отражает все изменения на рынке недвижимости. Налог на землю, таким образом, взимается на основании актуальной рыночной стоимости земельных участков. Но определение кадастровой стоимости находится в ведении субъектов Российской Федерации – именно они принимают решение, когда переоценивать земельные участки. Закон позволяет это делать раз в год, но не позже, чем раз в 5 лет. [1]

 

 

 

 

 

Отчет

2010 год

т.р.

Отчет

2011 год

т.р.

2012 год

2013 год

Темп прироста 2013 года, %

уточнен

ный

бюджет

т.р.

Оценка

т.р

струк-

тура, %

Прогноз

т.р

струк-

тура, %

к

исполне-

нию за

2011 год

к

уточнён-

ному 

плану на

2012 год

К ожи-

даемому

исполне-

нию за

2012 год

Земельный

налог

415326,0

409 747

426 463

426 463

16,5

428 000

15,7

4,5

0,4

0,4





2.2 Анализ поступления  налога в бюджет Республики  Бурятия

 

В соответствии с действующим  законодательством земельный налог  является местным налогом и в  полном объеме зачисляется в бюджет города Улан-Удэ. Поступление данного налога на 2013 годы прогнозируется в суме 428 000 тыс. руб., в сравнение с ожидаемым поступлением в 2012 г. рост составит 0,4% или 1 537 тыс. руб. Рост данного налога в плановом периоде по сравнению предыдущим годом составит: в 2014 году – 100,7%, в 2015 году – 100,4%. Общий прирост поступлений налога за трехлетний период составит 6 062 тыс. руб. или 1,4%.

В ходе проведения экспертизы установлено, что земельный налог  является одним из резервов доходов  бюджета, который необходимо взимать  по земельным участкам под многоквартирными домами, принадлежащим на праве собственности  физическим лицам, на которых находятся  многоквартирные дома. Площадь указанных  земельных участков на 1 января 2012 года составляет 633 га, что позволит получать дополнительный доход в бюджет города. [22]

Необходимо отметить проблему, связанную с необходимостью оптимизации  процесса предоставления земельных  участков в г. Улан-Удэ. Здесь можно  выделить два ее аспекта:

отсутствие проектов планировки застроенных территорий, соответственно, малый процент земельных участков под многоквартирными домами, поставленных на государственный кадастровый учет и, как следствие, проблема точечной застройки, которая вызывает негативные обращения граждан; большой процент отказов в предоставлении земельных участков.

Выходом из данной ситуации являются:

- принятие муниципального  правового акта о перечне случаев,  когда предоставление находящихся  в муниципальной собственности  земельных участков, а также земельных  участков, государственная собственность  на которые не разграничена  и которыми в соответствии  с земельным законодательством  органы местного самоуправления  имеют право распоряжаться, осуществляется  исключительно на торгах;

- развитие информационной  системы на базе электронной  карты города с ее размещением как в Многофункциональном центре, так и в Комитете и Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ. [25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути развития и совершенствования земельного налога

Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной  собственности  государства на землю  к многообразию  форм собственности, землевладения и  землепользования. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Их поступление следует стабилизировать и повысить. Основные проблемы, возникшие вследствие этих изменений следующие:

- земельный налог пока  не играет регулирующей роли, слабо влияет на уровень и  характер использования земли,  не побуждает к применению  наиболее эффективных методов  земледелия;

- следующая проблема, возникающая  из нововведений закона, связана  со ставкой налога, определение  которой предоставлено непосредственно  органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается  верхний предел ставки. В доходную  часть бюджета закладываются  предполагаемые доходы от налога  на землю, исходя из верхнего  предела ставки, установленной федеральным  законодателем, вместе с тем  муниципальные органы предполагают  исчислять налог, исходя из  более низких ставок. Подобная  несогласованность решений указанных  органов, безусловно, не способствует  совершенствованию межбюджетного  процесса в рамках региона;

- физические лица отказываются  проводить кадастровую  оценку  за свой счет. В целях необходимости  проведения подобной оценки муниципальные  образования вынуждены проводить  ее за счет местных бюджетов  с последующей компенсацией этих  расходов или за счет дополнительных  финансовых ресурсов из федерального бюджета, что, несомненно, представляет определенные трудности;

- отсутствуют льготы для  детей-сирот, которым передается  собственность родителей в виде  земельного участка;

- так же на практике  довольно часто налогоплательщики  в установленный законодательством  о налогах и сборах срок  сознательно не представляют  налоговую декларацию в налоговый  орган по месту учета;

- дифференциация земельного  налога не в полной мере  отражает различия в местоположении  и плодородии земельных участков  даже в пределах одного района  или области.

Возможные решения вышеизложенных проблем:

- посредством налогового  регулирования необходимо создать  условия, при которых будет  невозможно иметь неиспользуемые  земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные  финансовые источники для проведения  мероприятий по улучшению землепользования;

- нужно пересмотреть действующие  ставки земельного налога в  сторону увеличения и установить  их в размере, соответствующем  дифференциальной ренте, связанной  с плодородием и местоположением  земель. Это будет способствовать  лучшему использованию земли;

      - предусмотреть  возможные льготы в данной  сфере, в том числе и детям-сиротам;

- в целях усиления действенности  мер за нарушение законодательства  о налогах и сборах необходимо  внести изменения в ст. 119 НК  РФ и увеличить размер штрафа  за непредставление налогоплательщиком  в установленный законодательством  о налогах и сборах срок  налоговой декларации;

- следует установить более  точные ставки налога, для избегания  большой разницы между установленными и взимаемыми суммами;

- немаловажное значение  имеет определение сроков внесения  платежей в бюджет. Платежи   должны взиматься в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.  Удобство это  заключается в соответствии сроков  взимания платежа с моментами  наибольшей  наличности плательщика.  По нашему мнению, платежи за  землю должны  взиматься в сроки,  следующие за реализацией сельхозпродукции  земледелия – в осенний период, но не позднее 1 декабря, т.е.  пеня за несвоевременную уплату  будет начисляться  с 1 декабря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях государства  с рыночной экономикой активно используют земельный налог. Необходимо сказать, что земельный налог, как в  России, так и во многих зарубежных странах приносит в доходы бюджета  наибольшие поступления. Земельный  налог относится к прямым и  местным налогам. Его цель - обеспечить экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей. При этом следует обратить особое внимание на эволюцию земельного налога в сторону от чисто фискальных функций в направлении бережного и рационального использования земли как невосполнимого ресурса. Кроме того, практически для всех стран характерны более мягкие условия и льготный режим налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, что является немаловажным фактором для эффективного развития аграрного сектора.

Кроме того, обратим внимание на то, что при схожести налоговых  систем в странах с развитой рыночной экономикой в каждой из них имеются  особенности земельного налогообложения, связанные с культурно-историческим развитием. В доходах государственного бюджета налог на землю занимает 3-4%. Несмотря на позитивное развитие налогообложения  земель, имеются и проблемы их функционирования. Так, основными проблемами налога на землю являются проблемы их оценки, занижение их стоимости, неверное толкование статей Налогового кодекса в части  налогообложения земли. Устранению этих проблем может способствовать дальнейшее совершенствование администрирования  земельного налога.

 

Источники:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть первая
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая
  3. Решения от 21 сентября 2005 г. № 219 "О земельном налоге на территории г. Кургана" (в ред. решений Курганской Городской Думы от 16.11.2005 № 267, от 17.05.2006 № 135).
  4. Налоги и налогообложение. 5-е изд./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –СПб.: Питер. 2006. – 496с.
  5. Налоговое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция/Крохина Ю.А. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -383 с.
  6. Сорокин А.В. Новый бланк отчетности по земельному налогу// Главбух, № 11, 06.2009 г. стр. 61.
  7. Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России. // Финансы, 2009, №12
  8. Кадушин А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России. // Финансы, 2010, №7
  9. Боброва А.В. О критерии оптимального налогового бремени. / А.В.Боброва. // Общество и экономика, 2010
  10. Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование. // Законодательство, 2009
  11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. - М.: Книжный мир, 2009
  12. Парыгина В.А. Понятие и функции налогообложения. // Современное право, 2009
  13. Ржаницына В.С. Формирование налоговой политики организации. // Бухгалтерский учет, 2009
  14. Савченко В.Я. О методике определения налоговой нагрузки. // Финансы, 2009
  15. Симкова Н.В. Специальные налоговые режимы. - Ставрополь: СКСИ, 2009
  16. Бадьина С.В. Возможности внутреннего налогового планирования хозяйствующих субъектов. // Азиатско-тихоокеанская политика России. - Хабаровск: ДВАГС, 2010
  17. Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования. // Хозяйство и право, 2010
  18. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2009
  19. В.Н.Строгий, К.Ф.Шмелев. - М.: Финансовое издательство НКФ СССР, 2008
  20. Петров А.В. Налоговая экономия: реальные решения. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008
  21. Савченко В.Я. О методике определения налоговой нагрузки. // Финансы, 2009
  22. Заключение по экспертизе проекта Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «О бюджете городского округа «город Улан-Удэ» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (II чтение и принятие в целом)
  23. http://www.zadachi.org.ru
  24. http://www.glavbukh.ru
  25. http://knowledge.allbest.ru
  26. http://www.biztass.ru
  27. http://mizo.govrb.ru/
  28. http://ru.wikipedia.org/
  29. http://www.ulan-ude-eg.ru

Информация о работе Пути развития и совершенствования земельного налога