Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность, предмет, функции и особенности налоговой системы Испании, провести анализ доходов, расходов и налогов Испании.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- дать общую характеристику налоговой системе Испании;
- определить структуру управления налоговой системы Испании;
- выявить проблемы развития налоговой системы Испании;
- провести анализ действующей практики налогообложения Испании;
- наметить пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании …………6
1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6
1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17
2 Анализ действующей практики налогообложения Испании………......19
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20
2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24
3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы
Испании…………………………………………………………………….26
3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26
3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой
реформой………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список использованных источников………………………………………33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

Также были размещены трехлетние долговые бумаги на сумму 1,15 млрд евро по ставке в 3,59%, что выше, чем во время  последнего аукциона по этому виду бумаг, состоявшегося 3 февраля. Тогда  ставка составила 3,25%, оббьем размещения – 1,89 млрд евро.

В начале февраля международное  рейтинговое агенство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный рейтинг государственных облигаций Испании на уровне «АА» и краткосрочный рейтинг на отметке «А – 1 +» с «негативным» прогнозом. Агенство отметило, что рейтинги страны будут оставаться под давлением из-за высокого уровня задолженности частного сектора, сохраняющихся угроз для конкурентоспособности экономики Испании, сложной ситуации на рынке труда и слабой внешней финансовой позиции.

Ниже приведена таблица  3 доходов и расходов:

Таблица 3 – Бюджет испании  за 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, евро

Темп роста, %

Доходы, млрд. евро в т.ч.:

489

468

498

9

101,8

-Налоги, млрд. евро

291,93

294,8

322

30

110,3

-Доходы от социального страхования

152

159

163

11

107,2

- Прочие доходы, млрд. евро

45

14

13

-32

28,88


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, евро

Темп роста, %

Расходы , млрд. евро, в т.ч.:

582

567,78

551,4

-31

95

-Услуги органов власти, млрд. евро

50

53

56

6

112

-Охрана и безопасность, млрд. евро

45

54

51

6

113

-Экономические услуги

34

37

45

11

132

-Здравоохранение

81

82

86

5

106

-Образование

40

39

38

-2

95

Социальная защита

135

141

145

10

107


 

По данным бюджета за 2008-2010 гг. видно, что бюджет Испании дефицитный: за период разница между доходами и расходами сократились почти  в два раза с 93 млрд. евро в 2008 г. До 53,4 млрд. евро в 2010 г., что связано, прежде всего, с эффективной налоговой  политикой Испании, поскольку налоговые  доходы в структуре бюджета за период увеличились на 10,3 % и составили 2010 г. 322 млрд. евро.

Также в структуре бюджета  огромную долю занимают доходы от социальных взносов, которые за 2008 – 2010 гг. увеличились  на 7,2 % и составили 163 млрд. евро. Рост доходов социальных фондов связан с  огромной социальной защитой в странах  Западной Европы и программой правительства  Испании до 2020 г. по социальному обеспечению  населения. Кроме того, кризис 2008 г. способствовал уходу либерального правительства «прокапиталистского толка» и прихода к власти социалистического Правительства, которое нацелено на социальную защиту и выполнение социальных программ.

Прочие доходы снизились  значительно на 32 млрд. евро и составили  в 2010 г. 13 млрд. евро, что связано с  проблемами во внешнеторговой деятельности Испании, снижением спроса на туристические  услуги в период 2008 – 2009 гг.

Расходы Испании за 2008 – 2010 гг. больше доходов, что привлекло  к дефициту, однако он неизбежен, поскольку  экономика требует средств.

Положительной тенденцией является отставание темпов роста расходов от доходов, что говорит об эффективности  мер Правительства по выходу их кризиса 2008 г.

 

2.3 Анализ показателей  эффективности налоговой системы  Испании

 

Эффективность Испании можно  оценить прежде всего с точки  зрения соотношения прямых и косвенных  налогов.

Соотношение прямого и  косвенного налогообложения очень  серьезная проблема в странах  ЕС, каждая страна решает ее по своему.

Так в Испании в 2011 году прямые налоги составляют 47,2 % поступлений  в государственную казну, в том  числе: подоходный налог – 38 %, налог  с компаний – 10 %.

Косвеные налоги дают 51,3 % поступлений в государственную  казну, в том числе: НДС – 38 %.

Играют роль и другие доходы, в том числе пени за просрочку  платежей.

Налоги на недвижимость, на экономическую деятельность, транспортный, на землю, на строения, на проведение строительных работ, налог на осуществление административной  деятельности устанавливается муниципалитетами. Местные органы определяют и специальные   налоги на различные общественные работы, реконструкцию.

Глава 3. Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы  Испании.

3.1 Основные направления  развития налоговой политики  Испании.

 

Совет министров Испании  одобрил проект реформы рынка  труда. Основные пункты проекта: создание дополнительных рабочих мест, модификация  гарантий прав трудящихся по временным  контрактам, увеличение гибкости рынка  труда. Правительство предоставит  больше свободы как работодателю, так и работнику. Реформа трудового  законодательства должна сделать испанскую  экономику более конкурентноспособной и привлекательной для инвестиций.

Главной проблемой экономики Испании остается рекордно высокий уровень безработицы, который составляет почти 19%. В прошлом году работу потеряли более миллиона испанцев. По данным Министерства труда и иммиграции, в январе 2010 г. количество безработных выросло еще на 125 тыс. человек и превысило психологический рубеж в 4 млн. Это больше, чем в Германии. Почти 82 % новых безработных были заняты в сфере услуг. На Испанию приходится почти 60 % всех уволений в Европе.

Называются и более  высокие цифры. Национальная статистическая служба, которая использует иную методику, ответила переход рубежа в 4 млн. еще  в четвертом квартале 2009 г. А испанские  профсоюзы утверждают, что реальные цифры по безработице еще выше. По их данным, на данный момент работы не имеют 4,5 млн. человек, или 19,4 % экономически активного населения Испании. Министр труда Селестино Корбачо недавно признал, что «черный рынок» может составлять до 20 % ВВП. По сравнению с этой неофициальной оценкой мнение независимых наблюдений, называвших цифру в 25 % ВВП, выглядит правдободобнее.

Законопроект о реформе  испанского рынка труда предусматривает  активное привлечение молодежи к  работе, а именно: расширение практики стажировок. «В Испании у молодежи очень мало возможностей для того, что бы попробовать себя в деле. Нет смысла в многолетней уцебе  и коллекционировании дипломов. Ненормально  начинать работать в 27 лет, учиться  надо в процессе работы», - говорит  испанский экономист Энрике Кемада.

В то время как продолжительность  жизни испанцев увеличивается, растут и расходы на пенсионное обеспечение. Согласно последним прогнозам Национаьного института статистики Испании, 31,9 % населения страны в 2050 г. перешагнет возраст в 64 года, а число трудоспособного  населения сократится на 18 % по сравнению  с нынешним уровнем. По оценке Eurostat, к 2050 г. в Испании будет самое старое население в Европе, когда пенсионного возраста достигнет каждый третий житель Испании. Низкий уровень рождаемости и долгожительство приведут к тому, что 37,5 % испанцев будут старше 65 лет и платить пенсии будет нечем.

Испанские власти рассчитывают смягчить финансовую нагрузку посредством  пенсионной реформы. Министр труда  и иммиграции Селестино Корбачо  конкретезировал минимально необходимые  меры, которые необходимо принять  уже в ближайщие годы: поднять  планку пенсионного возраста с 65 до 67 лет, отменить досрочный выход  на пенсию, существенно сократить  пенсии по вдовству. Только эти две  меры позволили бы «сократить утечку»  пенсионного фонда на сумму EUR 50 млрд.

Правительство Испании намерено увеличить пенсионный возраст с 65 до 67 лет и повышать его в  дальнейшем. «Чтобы сохранить нынешнюю систему защиты, нужно принимать  меры уже сейчас и далее в течении  пятнадцати лет», - говорит первая вице-премьер  Мария Тереса Фернандес де ла Вега. В то же время вице-премьер по вопросам экономики Елена Сальгадо заявила что правительство «открыто к диалогу, готово вносить смягчающие изменения в проект реформы». По ее словам, предполагается, что повышение  пенсионного возраста не коснется работников отдельных профессий, считающихся  тяжелыми.

Премьер-министр Испании  Луис Родригес Сапатеро попытается заручиться поддержкой работодателей и намерен  представить свой законопроект профсоюзам. При этом премьер все больше подвергается критике у себя в стране. В январе неизвестный хакер получил доступ к официальному сайту председательства Испании в ЕС и заменил фотографию премьера Сапатеро на изоброжение мистера  Бина – неуклюжего и обидчивого персонажа британского ТВ-шоу, которого играет актер Роуэн Аткинсон. Испанская  пресса назвала эту карикатуру символом неспособности премьера Сапатеро бороться с кризисом методами, заслуживающими уважения остальной Европы.

Испанское правительство  обсудит реформу рынка труда  с представителями профсоюзов и  предпринимателей, с которыми ведет  активный трехсторонний диалог по трудовой и пенсионной реформе. Профсоюзы  относятся к проекту прохладно. Им не нравятся планы правительства  по повышению пенсионного возраста и ряд других ограничений в  социальной сфере.

В целях увеличения конкурентоспособности  предлагаются меры для минимизации  административных проволочек при заключении договоров или регистрации фирм, меры для улучшения технологической  базы в области связи и передачи информации.  Особое внимание будет  уделено профессиональной подготовке, науке и инновациям. Предлагаются меры по усилению «интернационализации», что подразумевает меры, направленные на укрепление позиций испанских компаний-экспортеров посредством кредитования.

В комплексе мероприятий  по защите окружающей среды особое место занимают меры по снижению выбросов газов, по улучшению сети городского транспорта, по развитию железнодорожного транспорта, по повышени. Эффективности  и прибыльности энергетической политики, по переработке отходов.

Предусмотренные финансовые меры включают снижение подоходного  налога с инновационной деятельности, снижение ставок по ипотечным кредитам, снижение выплат в пользу государства  при аренде, снижение НДС в сфере  строительства. Предусматривается  снижение налогового бремени при  соблюдении мер, направленных на защиту экологии и плановерное повышение  зарплат.

3.2 Расчет и изменение  показателей в соответствии с  налоговой реформой

В 2010 году в Испании была проведена крупная реформа, инициированная Министром экономики Испании  Елена Сальгадо, которая представила  проект бюджет на 2010 год, в котором  содержатся предложения по повышению  с 1 июля 2010 года двух основных налогов  – НДС и налога на доходы, передают испанские СМИ.

НДС был повышен с 16 % до 18 %, налог на доходы увеличить с 18 % до 21 %.

Правительство Испании надеялось  за счет повышения налогов получить в бюджет страны дополнительно более 10 миллиардов евро. Бюджет содержит сокращение государственных расходов на 4 % по сравнению  с 2009 годом, в оснавном за счет экономии на содержание госсаппарата.

В таблице приведены изменения  законодательства, связанные с реформированием  крупных налогов и последствия  предпринятых мероприятий:

Таблица 4 – Последствия  провеления налоговой реформы

По НДС и Подоходному  налогу в 2010 году

Показатели

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

Налоговая ставка по НДС, %

16

16

18

18

Доходы в бюджет от НДС, млрд. евро

112

120

140

167

Налоговая ставка по Подоходного налога, %

18

18

21

21


 

Показатели

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

Доходы в бюджет от Подоходного  налога, млрд. евро

45

47

43

56

Всего доходов от проведения налоговой  реформы в 2010 году, млрд. евро

157

167

183

223


 

Заключение

Налоговые системы РФ и  Испании во многом схожи. Налоговая  система Испании достаточно молода. Многое из налоговой системы испании  налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство, создавая одну из лучших налоговых систем мира.

Налоговые систему РФ и  Испании во многом схожи. Налогообложение  в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствуют о возможности  сочетания государственных интересов  с интересами автономных областей и  провинций. Некоторые виды испанских  налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.

В РФ, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.

Принимая во внимание молодость  испанской системы, нельзя отвергать  полезные моменты, такие как регистрация  и учет налогоплательщиков через  единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам  идентификационных номеров. Например, проблему занятости населения правительство  Испании решает путем установления специаьных льгот для предприятий, создание новых рабочих мест и  условий для трудоустройства  населения, предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.

Информация о работе Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании