Развитие системы налогообложения доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических положений, разработка методических и практических подходов к совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
− изучить теоретические подходы к определению сущности и содержания дохода как объекта налогообложения применительно к физическим лицам;
− рассмотреть функции налогообложения доходов физических лиц и принципы их реализации;
− исследовать становление и развитие системы налогообложения доходов физических лиц в России и за рубежом;
− проанализировать динамику показателей, характеризующих поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты различных уровней;
− исследовать систему налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
− оценить результативность контрольной деятельности налоговых органов региона по мобилизации налогов с доходов физических лиц в бюджет;
− обосновать методический подход к формированию и реализации механизма семейного налогообложения;

Файлы: 1 файл

Развитие системы налогообложения доходов физических лиц.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Практическую значимость имеют предложенный методический  подход к использованию механизма  семейного налогообложения доходов физических лиц; методика применения корректирующего коэффициента по единому налогу на вмененный доход; рекомендации по созданию  единого центра учета и ведения фискальных счетов физических лиц; разработанная технология отбора индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, применяющих специальные налоговые режимы, для проведения выездной налоговой проверки.

Совокупность теоретических  положений и методических подходов  к развитию системы налогообложения  доходов физических лиц, разработанные  практические рекомендации по ее совершенствованию могут быть использованы при реформировании системы налогообложения доходов физических лиц и учтены органам и законодательной власти при внесении изменений в Налоговый кодекс РФ.

Теоретические и практические разработки  диссертационного исследования могут использоваться в вузах в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Теория и история налогообложения», «Налогообложение физических лиц»,  «Налоги и налогообложение», «Налоговые системы зарубежных стран», «Специальные налоговые режимы.

Апробация результатов  исследования. Основные теоретические и практические положения и результаты диссертационного исследования апробированы в научно-исследовательских работах, а также отражены в докладах автора на  II Всероссийской научно-практической  конференции «Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория, практика» (Пенза, 2005); научных конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского университета (Саранск, 2005, 2006, 2008); III  Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2008); V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2009), на VII Марксовских чтениях − международной научной конференции, посвященной 55-летию со дня рождения профессора В. Д. Жукоцкого (Нижневартовск, 2009).

Публикации результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в 14 опубликованных работах по теме диссертации (в том числе 2 статьи в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ) общим объемом 4,59 п. л., в том числе лично автора – 3,31 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 194 страницы машинописного текста, 34 таблицы,

17 рисунков и 11 приложений. Библиографический список включает 174 источника.

 

2. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ 

РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ  НА ЗАЩИТУ

 

2.1. Уточненное понятие дохода как объекта налогообложения.

Как показало  проведенное  теоретическое исследование, до настоящего времени  в экономической науке не существует единого мнения  по поводу содержания  дохода как объекта налогообложения. Результатом анализа  существующих  теоретических взглядов стало выделение нескольких подходов к  определению данного понятия.

Так, например, в рамках правового подхода упор делается  на приращение имущественного состояния налогоплательщика; в  статистическом основное внимание сконцентрировано на формализации показателей, что делает возможным подсчет доходов населения; в экономико-теоретическом преобладает сущностный абстрагированный критерий, отражающий  функциональное  назначение доходов населения. Некоторые авторы под доходом  понимают прежде всего экономическую выгоду. Обобщение всех точек зрения позволило сделать вывод о том, что во всех понятиях, раскрывающих содержание дохода как объекта налогообложения, не учитывается источник  происхождения дохода и законность его получения.

Таким образом, исследование, критический анализ и  обобщение прогрессивных элементов рассмотренных подходов позволило дать авторское определение дохода как объекта налогообложения, раскрывающее его содержание  с позиции неоднородности налогооблагаемого дохода, источника  происхождения  и  законности его получения.  Это позволяет рассматривать его не только как средство в денежной и натуральной форме, но и как совокупность всех поступлений, полученных налогоплательщиком в собственность за определенный период времени в результате осуществления трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Уточненное  определение позволит устранить противоречия между участниками  налоговых правоотношений  при совершении хозяйственных операций.

 

2.2. Обоснованная необходимость более широкого использования принципа справедливости   в налогообложении доходов физических лиц.

Система налогообложения  доходов физических лиц  выполняет  фискальную, регулирующую, социальную  и контрольную  функции. Все они  очень важны, поскольку реализуют общественное назначение  данной экономической категории как инструмента распределения и перераспределения  доходов населения. Но, как показало исследование, современная налоговая политика  ориентирована не на обеспечение выполнения  социальной функции, не на достижение справедливости и равенства, а преимущественно на решение текущих фискальных задач.  Вместе с тем  социальная функция реализуется в первую очередь через принцип справедливости. В работе доказано, что на современном этапе экономического развития в России превалирует принцип  эффективности в налогообложении над  принципом справедливости. Между тем именно последний направлен на сбалансирование интересов государства и налогоплательщика посредством создания налоговой системы, которая будет гарантировать сбор налогов в объеме, достаточном для финансирования государственных расходов, обеспечивать условия для экономического роста, одновременно снижая  налоговое бремя на население с целью повышения жизненного уровня граждан.

Как показало исследование, в настоящее время структура  налоговой системы не упорядочена, совокупность используемых  налогов не отвечает  потребностям обеспечения  социальной справедливости и социального равенства.

В сфере  социальной политики, взаимосвязи доходов  и налогообложения граждан прослеживается линия на сокращение социальных обязательств. Социальная функция государства ограничивается лишь  политикой социальной безопасности, попытками «смягчения» проблемы бедности. Чрезмерный отрыв индекса налоговой  нагрузки от индекса налогового потенциала, отсутствие стимулирующего  воздействия налоговой системы на развитие человеческого капитала  выражаются в высокой дифференциации доходов населения. Так, данные статистики свидетельствуют о том, что в 2008 г.  в целом по России,   на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось  30,3 % общего объема  денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных граждан – 1,9 %.  В Республике Мордовия также наблюдается высокая дифференциация доходов, о чем свидетельствуют данные, представленные  в табл. 1.

 

Таблица 1 – Структура распределения  населения Республики Мордовия по размеру среднедушевого денежного дохода за 2003 –2008гг., %

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всё население, чел.

100

100

100

100

100

100

В том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:

 до 1 500,0

 

 

25,3

 

 

16,6

 

 

9,3

 

 

6,0

 

 

3,4

 

 

1,5

1 500,1 – 2 500,0

31,4

28,1

21,6

16,8

11,6

6,2

2 500,1 – 3 500,0

19,6

21,5

20,8

18,8

15,2

9,9

3 500,1 – 4 500,0

10,7

13,5

15,6

15,8

14,6

11,2

4 500,1 – 6 000,0

7,5

10,7

14,6

16,6

17,5

15,8

6 000,1 – 8 000,0

3,6

5,8

9,7

12,4

15,2

16,8

8 000,1 – 12 000,0

1,6

3,1

6,3

9,5

14,1

19,9

Свыше12 000,0

0,3

0,7

2,1

4,1

8,4

18,7


 

В работе отмечено, что в настоящее время отсутствуют  оптимальные пропорции в распределении налогов с доходов физических лиц в разрезе социальных групп и слоев населения. Проблему усиливающейся дифференциации  доходов не решают и стандартные налоговые   вычеты (3000 руб., 500 руб., 400 руб.), поскольку их размер  не меняется и не индексируется на  протяжении многих лет.  Использование  социальных и имущественных налоговых вычетов  обусловливает наличие положительных тенденций в виде  повышения  привлекательности  вложений в человеческий капитал (табл. 2).  Проведенный в работе анализ позволяет сделать вывод о том, что данные льготы  хоть и имеют тенденцию к увеличению, однако не в полной мере реализуют социальное регулирование, поскольку  воспользоваться  ими могут лишь высокообеспеченные слои   населения.

Таблица 2 – Динамика представленных налогоплательщиками Республики Мордовия налоговых деклараций, в которых заявлены  социальные и имущественные налоговые вычеты за 2004 −2008 гг., ед.

Наименование показателя

2004

2005

2006

2007

2008

Количество деклараций, в которых заявлены социальные налоговые  вычеты

6 026

6 879

7 420

8 307

7 625

Из них количество деклараций, в которых заявлены социальные налоговые  вычеты по суммам, полученным:

 − на благотворительные цели

 

 

 

19

 

 

 

26

 

 

 

48

 

 

 

58

 

 

 

30

− на образование

5 958

6 747

7 236

8 081

7 404

−на лечение

49

106

136

168

191

Количество деклараций, в которых заявлены имущественные  налоговые вычеты

4733

6 768

7 155

12 518

19 573

Из них количество деклараций, в которых налогоплательщиками  заявлены имущественные налоговые  вычеты:

− по доходам от продажи имущества

 

 

 

85

 

 

 

131

 

 

 

1 218

 

 

 

4 576

 

 

 

9 715

− по приобретению (строительству) жилья

4 648

6 637

5 937

7 942

9 858


 

Исследование  показало, что  налоговые ставки, применяемые по каждому виду доходов (9, 13, 30 и 35%), не учитывают принцип справедливости  и социальной направленности в налогообложении  доходов физических лиц.

  На основании результатов  теоретического исследования и практической реализации  принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц в работе уточнено определение данного принципа, рассматриваемое как фактическая платежеспособность налогоплательщика, учитывающая минимум дохода свободного от налогообложения. Реализация данного принципа, на наш взгляд, будет способствовать снижению дифференциации населения по доходам и ослаблению социальной напряженности в обществе.

Основной  формой реализации принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц является применение специальных  налоговых режимов, характеризующихся упрощенным порядком налогообложения. Проведенный в работе анализ их  применения  позволил выявить ряд проблем, препятствующих  их широкому  распространению в Республике Мордовия: отсутствие механизма объективного  обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению  единым налогом на вмененный доход; игнорирование интересов предпринимателей с особо низким  уровнем доходности; субъективность  при установлении  значений корректирующих  коэффициентов базовой доходности  по единому налогу на вмененный доход на уровне муниципальных образований;  сложность учета доходов и расходов.

Все это  доказывает неэффективность реализации социальной функции действующей системы  налогообложения доходов физических лиц,  неправомерность  большего акцента современной налоговой политики на принципе экономической эффективности  в ущерб принципу социальной справедливости.

 

 

2.3 Методический  подход к формированию и реализации  механизма семейного налогообложения.

В настоящее время в Российской Федерации используется в основном система индивидуального налогообложения  доходов физических лиц. Однако в условиях массовой безработицы и социальной незащищенности  большей части населения она не обеспечивает  справедливого перераспределения налоговой нагрузки  между плательщиками с различным составом  семей и неодинаковым размером дохода. В целях реализации принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц предложен методический подход  к использованию механизма семейного налогообложения, в соответствии с которым  подоходному налогообложению   будет подлежать доход не отдельного физического лица, а всей семьи, что позволит усилить социальную роль системы налогообложения и снизить трудоемкость его администрирования. Подобная практика существует  во многих  развитых странах таких, как Франция, Германия, США, Великобритания, Канада и др.

Информация о работе Развитие системы налогообложения доходов физических лиц