Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью диссертационного исследования является развитие теоретических положений, разработка методических и практических подходов к совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
− изучить теоретические подходы к определению сущности и содержания дохода как объекта налогообложения применительно к физическим лицам;
− рассмотреть функции налогообложения доходов физических лиц и принципы их реализации;
− исследовать становление и развитие системы налогообложения доходов физических лиц в России и за рубежом;
− проанализировать динамику показателей, характеризующих поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты различных уровней;
− исследовать систему налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
− оценить результативность контрольной деятельности налоговых органов региона по мобилизации налогов с доходов физических лиц в бюджет;
− обосновать методический подход к формированию и реализации механизма семейного налогообложения;
Практическую значимость имеют предложенный методический подход к использованию механизма семейного налогообложения доходов физических лиц; методика применения корректирующего коэффициента по единому налогу на вмененный доход; рекомендации по созданию единого центра учета и ведения фискальных счетов физических лиц; разработанная технология отбора индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, применяющих специальные налоговые режимы, для проведения выездной налоговой проверки.
Совокупность теоретических положений и методических подходов к развитию системы налогообложения доходов физических лиц, разработанные практические рекомендации по ее совершенствованию могут быть использованы при реформировании системы налогообложения доходов физических лиц и учтены органам и законодательной власти при внесении изменений в Налоговый кодекс РФ.
Теоретические и практические разработки диссертационного исследования могут использоваться в вузах в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Теория и история налогообложения», «Налогообложение физических лиц», «Налоги и налогообложение», «Налоговые системы зарубежных стран», «Специальные налоговые режимы.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и результаты диссертационного исследования апробированы в научно-исследовательских работах, а также отражены в докладах автора на II Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория, практика» (Пенза, 2005); научных конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского университета (Саранск, 2005, 2006, 2008); III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2008); V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2009), на VII Марксовских чтениях − международной научной конференции, посвященной 55-летию со дня рождения профессора В. Д. Жукоцкого (Нижневартовск, 2009).
Публикации результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в 14 опубликованных работах по теме диссертации (в том числе 2 статьи в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ) общим объемом 4,59 п. л., в том числе лично автора – 3,31 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 194 страницы машинописного текста, 34 таблицы,
17 рисунков и 11 приложений. Библиографический список включает 174 источника.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
2.1. Уточненное понятие дохода как объекта налогообложения.
Как показало проведенное теоретическое исследование, до настоящего времени в экономической науке не существует единого мнения по поводу содержания дохода как объекта налогообложения. Результатом анализа существующих теоретических взглядов стало выделение нескольких подходов к определению данного понятия.
Так, например, в рамках правового подхода упор делается на приращение имущественного состояния налогоплательщика; в статистическом основное внимание сконцентрировано на формализации показателей, что делает возможным подсчет доходов населения; в экономико-теоретическом преобладает сущностный абстрагированный критерий, отражающий функциональное назначение доходов населения. Некоторые авторы под доходом понимают прежде всего экономическую выгоду. Обобщение всех точек зрения позволило сделать вывод о том, что во всех понятиях, раскрывающих содержание дохода как объекта налогообложения, не учитывается источник происхождения дохода и законность его получения.
Таким образом, исследование, критический анализ и обобщение прогрессивных элементов рассмотренных подходов позволило дать авторское определение дохода как объекта налогообложения, раскрывающее его содержание с позиции неоднородности налогооблагаемого дохода, источника происхождения и законности его получения. Это позволяет рассматривать его не только как средство в денежной и натуральной форме, но и как совокупность всех поступлений, полученных налогоплательщиком в собственность за определенный период времени в результате осуществления трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Уточненное определение позволит устранить противоречия между участниками налоговых правоотношений при совершении хозяйственных операций.
2.2. Обоснованная необходимость более широкого использования принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц.
Система налогообложения доходов физических лиц выполняет фискальную, регулирующую, социальную и контрольную функции. Все они очень важны, поскольку реализуют общественное назначение данной экономической категории как инструмента распределения и перераспределения доходов населения. Но, как показало исследование, современная налоговая политика ориентирована не на обеспечение выполнения социальной функции, не на достижение справедливости и равенства, а преимущественно на решение текущих фискальных задач. Вместе с тем социальная функция реализуется в первую очередь через принцип справедливости. В работе доказано, что на современном этапе экономического развития в России превалирует принцип эффективности в налогообложении над принципом справедливости. Между тем именно последний направлен на сбалансирование интересов государства и налогоплательщика посредством создания налоговой системы, которая будет гарантировать сбор налогов в объеме, достаточном для финансирования государственных расходов, обеспечивать условия для экономического роста, одновременно снижая налоговое бремя на население с целью повышения жизненного уровня граждан.
Как показало исследование, в настоящее время структура налоговой системы не упорядочена, совокупность используемых налогов не отвечает потребностям обеспечения социальной справедливости и социального равенства.
В сфере
социальной политики, взаимосвязи доходов
и налогообложения граждан
Таблица 1 – Структура распределения населения Республики Мордовия по размеру среднедушевого денежного дохода за 2003 –2008гг., %
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Всё население, чел. |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: до 1 500,0 |
25,3 |
16,6 |
9,3 |
6,0 |
3,4 |
1,5 |
1 500,1 – 2 500,0 |
31,4 |
28,1 |
21,6 |
16,8 |
11,6 |
6,2 |
2 500,1 – 3 500,0 |
19,6 |
21,5 |
20,8 |
18,8 |
15,2 |
9,9 |
3 500,1 – 4 500,0 |
10,7 |
13,5 |
15,6 |
15,8 |
14,6 |
11,2 |
4 500,1 – 6 000,0 |
7,5 |
10,7 |
14,6 |
16,6 |
17,5 |
15,8 |
6 000,1 – 8 000,0 |
3,6 |
5,8 |
9,7 |
12,4 |
15,2 |
16,8 |
8 000,1 – 12 000,0 |
1,6 |
3,1 |
6,3 |
9,5 |
14,1 |
19,9 |
Свыше12 000,0 |
0,3 |
0,7 |
2,1 |
4,1 |
8,4 |
18,7 |
В работе отмечено,
что в настоящее время
Таблица 2 – Динамика представленных налогоплательщиками Республики Мордовия налоговых деклараций, в которых заявлены социальные и имущественные налоговые вычеты за 2004 −2008 гг., ед.
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Количество деклараций, в которых заявлены социальные налоговые вычеты |
6 026 |
6 879 |
7 420 |
8 307 |
7 625 |
Из них количество деклараций, в которых заявлены социальные налоговые вычеты по суммам, полученным: − на благотворительные цели |
19 |
26 |
48 |
58 |
30 |
− на образование |
5 958 |
6 747 |
7 236 |
8 081 |
7 404 |
−на лечение |
49 |
106 |
136 |
168 |
191 |
Количество деклараций, в которых заявлены имущественные налоговые вычеты |
4733 |
6 768 |
7 155 |
12 518 |
19 573 |
Из них количество деклараций, в которых налогоплательщиками заявлены имущественные налоговые вычеты: − по доходам от продажи имущества |
85 |
131 |
1 218 |
4 576 |
9 715 |
− по приобретению (строительству) жилья |
4 648 |
6 637 |
5 937 |
7 942 |
9 858 |
Исследование показало, что налоговые ставки, применяемые по каждому виду доходов (9, 13, 30 и 35%), не учитывают принцип справедливости и социальной направленности в налогообложении доходов физических лиц.
На основании результатов теоретического исследования и практической реализации принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц в работе уточнено определение данного принципа, рассматриваемое как фактическая платежеспособность налогоплательщика, учитывающая минимум дохода свободного от налогообложения. Реализация данного принципа, на наш взгляд, будет способствовать снижению дифференциации населения по доходам и ослаблению социальной напряженности в обществе.
Основной
формой реализации принципа справедливости
в налогообложении доходов
Все это доказывает
неэффективность реализации социальной
функции действующей системы
налогообложения доходов
2.3 Методический подход к формированию и реализации механизма семейного налогообложения.
В настоящее время в Российской Федерации используется в основном система индивидуального налогообложения доходов физических лиц. Однако в условиях массовой безработицы и социальной незащищенности большей части населения она не обеспечивает справедливого перераспределения налоговой нагрузки между плательщиками с различным составом семей и неодинаковым размером дохода. В целях реализации принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц предложен методический подход к использованию механизма семейного налогообложения, в соответствии с которым подоходному налогообложению будет подлежать доход не отдельного физического лица, а всей семьи, что позволит усилить социальную роль системы налогообложения и снизить трудоемкость его администрирования. Подобная практика существует во многих развитых странах таких, как Франция, Германия, США, Великобритания, Канада и др.
Информация о работе Развитие системы налогообложения доходов физических лиц