Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью диссертационного исследования является развитие теоретических положений, разработка методических и практических подходов к совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
− изучить теоретические подходы к определению сущности и содержания дохода как объекта налогообложения применительно к физическим лицам;
− рассмотреть функции налогообложения доходов физических лиц и принципы их реализации;
− исследовать становление и развитие системы налогообложения доходов физических лиц в России и за рубежом;
− проанализировать динамику показателей, характеризующих поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты различных уровней;
− исследовать систему налогообложения доходов физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
− оценить результативность контрольной деятельности налоговых органов региона по мобилизации налогов с доходов физических лиц в бюджет;
− обосновать методический подход к формированию и реализации механизма семейного налогообложения;
Переход к учету семейных обязательств предлагается осуществлять поэтапно: на I этапе – необходимо установить условия, при которых супруги вправе выбрать совместное налогообложение; на II этапе – следует определить круг лиц, относящихся к членам семьи, и условия их объединения в целях налогообложения; на III этапе – надо рассчитать ставки налогообложения в зависимости от количественных характеристик семьи, разработать совместную декларацию, которую супруги будут подавать по истечении налогового периода.
Механизм семейного налогообложения рекомендуется выстраивать на основе прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера полученного семьей дохода.
В условиях динамичной рыночной среды современной российской экономики, на показатели которой влияет инфляция, налоговые ставки целесообразно привязывать не к абсолютным цифрам доходов, а к таким индикаторам, как бюджет прожиточного минимума − 0 %, минимальный потребительский бюджет − 10 %, рациональный потребительский бюджет − 13 %, бюджет высокого достатка − 20 %, бюджет полного достатка − 30 %. Это позволит освободить от уплаты налога лиц с доходами, не превышающими прожиточный минимум, который является наиболее объективным показателем, характеризующим уровень жизни населения; облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения; увеличить налоговые поступления в бюджет за счет повышенного налогообложения сверхдоходов.
2.4 Методика установления корректирующего коэффициента по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) на основе комплексной оценки базовой доходности предпринимательской деятельности.
Система
налогообложения в виде
В настоящее время система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не может быть признана справедливой и эффективной. Негибкая модель его исчисления в ряде случаев приводит к увеличению налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования. В связи с этим в работе обосновывается необходимость учета уровня доходности по видам деятельности и степени влияния на нее различных факторов, которые должны выделяться на уровне муниципального образования. При проведении такой оценки предлагается использовать два подхода. Первый из них базируется на обследовании хозяйствующих субъектов, в рамках которого предлагается проведение анонимных опросов и анкетирования, второй основывается на изучении косвенных признаков (информация о доходности от внутренних и внешних источников), позволяющих сделать вывод о величине доходов. Но наибольший положительный эффект, на наш взгляд, даст совмещение прямого обследования и оценки доходности по косвенным признакам. Это позволит наиболее точно определять доходность того или иного вида деятельности для выбора варианта расчета корректирующего коэффициента базовой доходности. Этапы и варианты его установления представлены на рис. 1.
В процессе применения данной методики внимание должно уделяться не только доходам налогоплательщика, но и его расходам, связанным с ведением предпринимательской деятельности. При отсутствии сведений о расходах расчет доходности должен строиться исходя из принципа равенства налоговых обязательств. То есть при установлении корректирующего коэффициента целесообразно предположить, что налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, применяющие единый налог на вмененный доход, не должна быть больше налоговой нагрузки в сопоставимых условиях при уплате аналогичным субъектом налогов и сборов исходя из общей и (или) упрощенной системы налогообложения. Ставка ЕНВД (15 %) соответствует ставке единого налога при упрощенной системе налогообложения доходов, уменьшенных на величину понесенных расходов. Если размер расходов налогоплательщика неизвестен, то расчет предполагается производить исходя из ставки, установленной при упрощенной системе налогообложения, то есть 6 %. Для определения расчетной величины корректирующего коэффициента базовой доходности приравняем налоговые обязательства при применении ЕНВД и упрощенной системы налогообложения, исходя из величины ежемесячного дохода, полученной оценочным путем.
Рисунок 1 – Этапы и варианты установления корректирующего коэффициента базовой доходности
Установление количественных значений корректирующего коэффициента по предложенной методике позволит: максимально приблизить размер вмененного дохода к фактической доходности бизнеса и учесть условия его осуществления на территории конкретных муниципальных образований; не допустить необоснованного увеличения налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов в случае изменения налогового законодательства на федеральном уровне.
2.5. Рекомендации по повышению результативности налогового контроля за налогообложением доходов физических лиц.
Большое значение
в развитии системы налогообложения
доходов физических лиц имеет
его налоговое администрировани
В целях повышения результативности налогового контроля за налогообложением доходов физических лиц − индивидуальных предпринимателей основное внимание следует обращать не на количество проводимых проверок, а на их качество, залогом которого является тщательное и детальное планирование, основанное на построении рациональной системы отбора индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов, для проведения выездных налоговых проверок. В диссертации отбор предлагается осуществлять по технологии, включающей реализацию 3 этапов (рис. 2).
Предлагаемая технология направлена на совершенствование процедуры отбора, осуществляемого на основе балльной рейтинговой оценки вероятности уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов. Данная рейтинговая оценка позволяет более тщательно проводить отбор налогоплательщиков, у которых риск уклонений от уплаты налогов наиболее вероятен. Кроме того, можно определить налогоплательщиков, положение дел которых находится в условиях минимальных налоговых рисков. В налоговых органах на них необходимо вести реестр, проводить и устанавливать для них более облегченные режимы налогового контроля. Реализация предлагаемой технологии позволит сконцентрировать усилия налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых максимальна.
II этап камеральной налоговой проверки
Рисунок 2 –
Технология отбора индивидуальных предпринимателей,
применяющих специальные
3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проведенное исследование действующей системы налогообложения доходов физических лиц позволило сделать следующие выводы.
Составной частью
налоговой системы РФ является система
налогообложения доходов
Обоснована необходимость более широкого использования принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц в процессе реализации социальной функции. Данный принцип трактуется автором как фактическая платежеспособность налогоплательщика, учитывающая минимум дохода, свободного от налогообложения и способствующая снижению дифференциации населения по доходам, ослаблению социальной напряженности в обществе.
Проведено
прикладное исследование действующей
системы налогообложения
4. ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
1. Морозова, Г. В., Внедрение механизма налогообложения семейного дохода как важнейшее условие реализации принципа социальной справедливости в налогообложении / Г. В. Морозова, Н. А. Филиппова// Рос. предпринимательство.− 2008.− №3. − С. 180 −184 (0,23 п. л., в т. ч. авт. 0,12 п. л.).
2. Морозова, Г. В. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями / Г. В. Морозова // Рос. предпринимательство.− 2009.− №3. − С. 118 −123 (0,23 п. л.).
Статьи, опубликованные в прочих научных изданиях
3. Морозова, Г. В. Основные проблемы налогообложения физических лиц, связанные с несовершенством законодательной базы/ Г. В. Морозова, О. В. Дерина//Экономика России : управление макро- и микропроцессами : межвуз. сб. науч. тр. − Вып.5. − Саранск, 2007. − С. 138 − 142 (0,23 п. л., в т. ч. авт. 0,12 п. л.).
4. Морозова, Г. В. Эволюция налогообложения физических лиц в XVII- первой половине XIX в./ Г. В. Морозова// Соврем. гуманитар. исслед. − 2006. −№ 6 (13). − С. 44−46 (0,23 п. л.).
5. Морозова, Г. В., Практические аспекты применения подоходного налогообложения в России/ Г. В. Морозова, О. В. Дерина, Т. В. Ермошина// Вопр. гуманитар. наук. − 2007. −№ 2(29). − С. 91− 94 (0,39 п. л., в т. ч. авт. 0,13 п. л.).
6. Морозова, Г. В., Развитие концепции семейного налогообложения в РФ/Г. В. Морозова, О. В. Дерина// Российская экономика : потенциал для развития : межвуз. сб. науч. тр. − Вып. 6. Саранск, 2007. − С. 39−44. (0,35 п.л., в т. ч. авт. 0,17 п. л.).
7. Морозова, Г. В. Активное использование наиболее эффективных форм налогового контроля за доходами физических лиц как одно из направлений налогового администрирования налога на доходы физических лиц/ Г. В. Морозова// Аспирант и соискатель. − 2008. − № 2(45). − С. 57−59 (0,22 п. л.).
8. Морозова, Г. В. Зарубежный опыт применения льгот, связанных с семейным положением налогоплательщиков/ Г. В. Морозова// Экономика и управление : в поисках нового : межвуз. сб. науч. тр. − Вып.5. Ч. 1.− Саранск, 2008. − С. 185−189 (0,16 п. л.).
9. Морозова, Г. В., Совершенствование налога на доходы физических лиц /Г. В. Морозова, О. С. Пронина// Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности : межвуз. сб. науч. тр. − Вып. 6. − Саранск, 2008. −С. 191−195 (0,23 п. л., в т. ч. авт. 0,12 п. л.).
10. Морозова, Г. В. Эволюция системы налогообложения доходов и имущества физических лиц в России/ Г. В. Морозова// Экономика России: управление макро- и микропроцессами : межвуз. сб. науч. тр. − Вып.6. Ч 1. − Саранск, 2008. −С. 138−148 (0,71 п. л.)
11. Морозова, Г. В., Методологические подходы к определению сущности понятия «доход в целях налогообложения» и его роли в современных условиях/ Г. В. Морозова, О. В. Дерина// Вопр. экон. наук. − 2009.− №2(35). − С. 8−9. (0,22 п. л., в т. ч. авт. 0,11 п. л.)
12. Морозова, Г. В. Исторические аспекты реформирования налогообложения доходов физических лиц в России/ Г. В. Морозова// VII Марксовские чтения : Материалы Междунар. науч. конф.− Нижневартовск, 2009. − С. 231−236 (0,3 п. л.).
13. Морозова, Г. В. Методологические подходы к определению сущности принципа справедливости в налогообложении доходов физических лиц/ Г. В. Морозова// Актуальные вопросы экономических наук : Сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф : в 4 ч./под ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2009. – Ч. 4 − С. 217− 221. (0,3 п. л.)
14. Морозова, Г. В. Сравнительный анализ становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц в РФ и зарубежных странах/ Г. В. Морозова, О. В. Дерина// Системное управление. − 2009. − Вып.1 (3). [Электронный ресурс]. URL : http// sisupr.mrsu.ru (0,79 п. л., в т. ч. авт. 0,39 п. л.).
Информация о работе Развитие системы налогообложения доходов физических лиц