Роль экологических платежей в формировании механизма рационального пользования природными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Задачами данного реферата являются:
1.Рассмотрение системы экологических платежей;
2.Анализ роли экологических платежей в механизме рационального пользования природными ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система экологических платежей…………………………………...…5
1.1.Условия формирования системы экологических платежей………..……5
1.2.Экологический налог как цена прав на загрязнение окружающей среды……………………………………………………………………..…..……9
Глава 2. Формирование рационального пользования природными ресурсами в России…………..………………………………………………………………11
2.1. Статистика выбросов в окружающую среду в РФ ………………...…..…11
2.2. Рынок прав на загрязнение окружающей среды.........................................13
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 Министерство  образования и науки РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «Российская  экономический университет имени  Г.В. Плеханова»

 

 

 

Финансовый  факультет

 

 

Кафедра Налогов и Налогообложения

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Налогообложение природопользования»

На тему «Роль экологических  платежей в формировании механизма  рационального пользования природными ресурсами»

 

 

 

Выполнила

студентка группы 41

очной формы обучения

Финансового факультета

Григорян Стелла Гарниковна

 

Научный руководитель:

Анищенко Василий Арнольдович

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Система экологических платежей…………………………………...…5

    1. Условия формирования системы экологических платежей………..……5
    2. Экологический налог как цена прав на загрязнение окружающей среды……………………………………………………………………..…..……9

Глава 2. Формирование рационального  пользования природными ресурсами в России…………..………………………………………………………………11

2.1. Статистика выбросов в окружающую среду в РФ ………………...…..…11

2.2. Рынок прав на загрязнение окружающей среды.........................................13

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список использованной литературы………………………………………...…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налогообложение природных  ресурсов занимает особое место в системе государственного регулирования рационального природопользования, в налоговой системе России и финансовом обеспечении экономического роста страны.

Россия — одна из самых  богатых стран мира по запасам полезных

ископаемых и наличию  других природных ресурсов. Налоги и платежи за природные ресурсы составляют 15% всех налоговых поступлений в бюджетную систему. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала дает реальную возможность обеспечения высоких темпов роста ВВП и восстановления необходимого для развития страны индустриального и технологического уровня.

Важнейшим фактором экономического роста может стать использование благоприятной конъюнктуры мирового рынка природного сырья, реализация на практике эффективных финансовых механизмов изъятия в бюджетную систему рентных доходов и их использование для ускоренного развития перерабатывающихотраслей экономики и социальной сферы.

Вместе с тем в  современных условиях резко возросла необходимость

бережного потребления  природных ресурсов, сложилась тенденция  сокращения минерально-сырьевой базы и ухудшения экологической обстановки в стране.

Важнейшим инструментом решения названных проблем такая система налогообложения природопользования, которая способна в полной мере реализовать фискальное и контрольно-регулятивное предназначение налоговых платежей за пользование природными ресурсами.

Данная тема является актуальной в любой период времени, так как именно использование  природных ресурсов является основным источником существования населения страны, именно природные ресурсы дают человеку возможность функционировать и развиваться в реальном мире.

Задачами данного реферата являются:

    1. Рассмотрение системы экологических платежей;
    2. Анализ роли экологических платежей в механизме рационального пользования природными ресурсами.

 

В ходе написания реферата были использованы следующие источники  информации: учебное пособие Барулина С.В., Солнышковой Ю.Н. «Налогообложение природопользования», учебное пособие «Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды» под ред. Никитина А.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система  экологических платежей

    1. Условия формирования системы экологических платежей

Осмысление ограниченности (исчерпаемости) потенциала самоочищения окружающей среды и ее способности ассимилировать отходы привело к формированию определенной системы инструментов регулирования техногенного воздействия на окружающую среду, на основе внедрения и распространения принципа «загрязнитель платит». Такая система может включать налоги на экологически вредную продукцию, торговлю правами на выбросы, экономические санкции за нарушение экологических требований, различные залоговые схемы обеспечения выполнения экологических обязательств природопользователей и другие инструменты, которые прямо или косвенно мотивируют снижение эмиссии отходов в окружающую среду.

В России сложилась практика прямых экологических платежей за определенные виды химического загрязнения окружающей среды. В настоящее время принцип платности негативного воздействия на окружающую среду закреплен в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ (ст. 16), где наряду с платностью выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов предусмотрена плата за сброс микроорганизмов в водные объекты и вредные физические воздействия на окружающую среду. Опыт определения и взимания платы за бактериальное и акустическое загрязнение имеется в отдельных регионах России, но на федеральном уровне такая плата не применялась.

Проблемы использования экономических методов управления природопользованием и, в частности, платежей за загрязнение как экономического инструмента охраны окружающей среды, стали изучаться еще в 70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) АН СССР. Вместе с тем, реальных экономических условий для практического применения предлагаемых платежей до конца 80-х годов не было.

Система платежей за загрязнение  природной среды стала внедряться в практику управления с 1989 г., причем первоначально в порядке экономического эксперимента в отдельных регионах России. После проведенного эксперимента платежи за загрязнение природной среды на территории всей России первоначально были установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения». Конкретные ставки нормативов платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ содержались в приложении к упомянутому выше Постановлению и трактовались как количественное выражение удельного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Первоначально установленные  базовые ставки платежей за загрязнение природной среды в основном соответствовали уровню затрат, связанных с предотвращением выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду, в силу чего они могли быть существенным стимулом к активизации природоохранной деятельности. В дальнейшем их стимулирующая роль неуклонно снижалась.

Применительно к сбросам  загрязняющих веществ в водные объекты и выбросам в атмосферный воздух в Инструктивно-методических указаниях была предусмотрена трехзвенная система платежей по дифференцированным (в соотношении 1:5:25) ставкам за предельно допустимый сброс или выброс (ПДС, ПДВ), за временно согласованный (т.е. в пределах установленного лимита) сброс или выброс (ВСС, ВСВ) и за сверхлимитный сброс (выброс).

Плата за сброс загрязняющих веществ  в размерах, не превышающих предельно  допустимые нормативы сбросов (Пн вод), определяется путем умножения соответствующих ставок платы (Cнi вод) на коэффициент их индексации в текущем году (Кинд.) и на фактическую массу загрязнения каждого вида (Мi вод) и суммирования полученных произведений по всем видам загрязняющих веществ:

 

Пн вод = S Кинд. ´ Cнi вод ´ Мi вод, при Мi вод ≤ Мнi вод,

 

где Мнi вод – предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т).

Плата за сброс загрязняющих веществ  в пределах установленных лимитов (Пл вод) определяется путем умножения соответствующих ставок платы (Слi вод) на коэффициент их индексации в текущем году (Кинд.) и на разницу между фактической массой сброса загрязнения в пределах лимита (Мi вод) и предельно допустимым сбросом загрязнения каждого вида (Mнi вод) и суммирования полученных произведений по всем видам загрязняющих веществ:

 

Пл вод = S Кинд. ´ Слi ´ (Мi вод – Mнi вод), при Mнi вод < Мi вод ≤ Млi вод,

 

где Млi вод – сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Ставки платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в границах предельно допустимого сброса (Снi вод) и в пределах установленного лимита (Слi вод) определяются умножением соответственно базовых нормативов платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимого сброса (Нбнi вод) и установленного лимита (Нблi вод) на коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта (Кэ):

 

Снi вод = Нбнi вод ´ Кэ и Слi вод = Нблi вод ´ Кэ.

 

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (Псл вод) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленного лимита (Слi вод) с учетом коэффициента их индексации (Кинд.) на величину превышения фактической массы сброса над установленным лимитом (Мi вод - Млi вод) и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ с последующим умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:

 

Псл вод = 5 S Кинд. ´ Слi вод (Mi вод – Млi вод), при Mi вод > Млi вод.

Общая плата за сброс  загрязняющих веществ определяется суммированием ее составляющих:

 

Пвод = Пн вод + Пл вод + Псл вод.

В реальных условиях, когда показатели выбросов (сбросов) большинства загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются в лучшем случае расчетным путем на основе учета технологических потерь, а в худшем – экспертно, исходя из общих соображений о характере технологического процесса, являющегося источником загрязнения окружающей среды, обоснованность этих показателей вызывает серьезные сомнения, а процедуры их согласования превращаются в некие «торги» между предприятием и специально уполномоченными государственными органами.

Тем не менее, экологические  платежи признаются пока самым эффективным  экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, улучшению инвентаризации источников загрязнения и мониторинга выбросов.1

 

1.2. Экологический налог как цена прав на загрязнение окружающей среды

Цена права на загрязнение окружающей среды может быть выражена через сумму (ставку) экологического налога (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Важнейшей проблемой  при установлении подобного рода налоговых платежей является объективная фискальная оценка ущерба от загрязнения окружающей среды. С точки зрения экономической мотивации оценка такого ущерба должна наиболее полно отражать общественно необходимые расходы на воспроизводство потерянных, но восполнимых природных ресурсов, рационализацию природопользования, включая создание природоохранных технологий и очистных сооружений как альтернативы взносам в бюджет значительных сумм экологического налога (платы).         Основная цель налогового стимулирования охраны окружающей среды состоит в том, чтобы, используя механизм уплаты экологического налога, заставить предприятия, загрязняющие среду, внедрять природоохранные системы.

Основой экологической  оценки должна стать величина ущерба, наносимого природе загрязнением и нарушением правил рационального

природопользования. Однако этот подход имеет серьезный недостаток: сложно методически рассчитать полный прямой ущерб по каждому конкретному виду загрязнения. Поэтому имеет смысл строить экологические налоги на базе так называемого предотвращенного ущерба

Важным моментом является вопрос о включении в Налоговый кодекс РФ главы «Экологический налог» как элемента рынка прав на загрязнение окружающей среды. Это позволит «уловить» в бюджет экологическую ренту, обеспечить источниками финансирования проведение природоохранных мероприятий и стимулировать предприятия в улучшении экологической ситуации. Стимулирующий механизм основан на альтернативном выборе: уплачивать налог, покупая права на загрязнение окружающей среды, или вводить очистные системы и экологически чистые технологии.. Он предполагает выражение стоимостной оценки загрязнения окружающей среды через инвестиционные затраты, необходимые для минимизации загрязнения (при невозможности его полного устранения), с учетом ограниченности финансовых ресурсов, степени загрязнения, коэффициентов вредности («качества») отходов, сборов, выбросов и т.п.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль экологических платежей в формировании механизма рационального пользования природными ресурсами