Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:04, реферат
Задачами данного реферата являются:
1.Рассмотрение системы экологических платежей;
2.Анализ роли экологических платежей в механизме рационального пользования природными ресурсами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система экологических платежей…………………………………...…5
1.1.Условия формирования системы экологических платежей………..……5
1.2.Экологический налог как цена прав на загрязнение окружающей среды……………………………………………………………………..…..……9
Глава 2. Формирование рационального пользования природными ресурсами в России…………..………………………………………………………………11
2.1. Статистика выбросов в окружающую среду в РФ ………………...…..…11
2.2. Рынок прав на загрязнение окружающей среды.........................................13
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы………………………………………...…16
Глава 2. Формирование
рационального пользования
В I полугодии 2013г. отмечено снижение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в 39 субъектах Российской Федерации, на долю которых приходится 55,5% общего объема выбросов.
Снижение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, отмечено в Уральском федеральном округе - на 229,2 тыс.тонн (или на 9,0% от уровня I полугодия 2012г.), Приволжском федеральном округе - на 104,1 тыс.тонн (на 7,9%), в Сибирском федеральном округе - на 63,2 тыс.тонн (на 2,1%), Центральном федеральном округе - на 2,7 тыс. тонн (на 0,4%), Северо-Кавказском федеральном округе - на 2,0 тыс.тонн (на 2,9%), Дальневосточном федеральном округе - на 1,6 тыс.тонн (на 0,4%).
Наибольшее снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, в I полугодии 2013г. отмечено в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - на 205,3 тыс.тонн (или на 17,4% от уровня I полугодия 2012г.), Оренбургской области - на 128,5 тыс.тонн (на 35,6%), Ямало-Ненецком автономном округе - на 85,6 тыс. тонн (на 19,2%), Красноярском крае - на 57,2 тыс.тонн (на 4,4%), Томской области - на 19,1 тыс. тонн (на 11,0%), Архангельской области (кроме Ненецкого автономного округа) - на 13,0 тыс.тонн (на 12,1%), Тамбовской области - на 12,6 тыс.тонн (на 34,3%), Удмуртской Республике - на 12,2 тыс.тонн (на 13,9%), Приморском крае - на 11,1 тыс.тонн (на 10,1%).
Из 27 городов, включенных Росгидрометом по данным сети мониторинга качества воздуха в 2012г. в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (по показателю индекса загрязнения атмосферы), в I полугодии 2013г. в 14 городах отмечалось снижение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, доля выбросов в них составила 75,2% от общего объема выбросов данной группы городов.
В I полугодии 2013г. службами мониторинга природной среды Росгидромета было зафиксировано 1476 случаев экстремально высокого и высокого загрязнения водных объектов.3
2.2. Рынок прав на загрязнение окружающей среды
Рациональное
Чрезмерно эксплуатируя
природу и пользуясь
Платность и рента полнее реализуются в рамках рыночных отношений. В связи с этим для современной России представляет интерес опыт США в решении проблемы создания рынка прав на загрязнение окружающей среды и ограничения ее загрязнения предприятиями. Он основан на идее формирования рынка прав на побочные явления. Последние
(побочные явления) представляют собой затраты или выгоды, которые падают на долю лиц третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Поскольку права на природные ресурсы принадлежат всему обществу и ни у кого нет индивидуальных прав на денежное возмещение расходов на природоохранную деятельность, отсутствуют стимулы к ограничению загрязнения окружающей среды и сохранению экологической чистоты. В результате природные ресурсы чрезмерно потребляются, а окружающая среда чрезмерно загрязняется. Один из путей выхода из сложившейся ситуации — создание соответствующего рынка.
Особенность рынка прав на загрязнение природной среды состоит в том, что он не может возникнуть самостоятельно, его должно организовать
государство. Суть его сводится к следующему. Природоохранное ведомство устанавливает количество загрязняющих веществ, которое может быть сброшено в воду и выброшено в воздух в данном районе или водохозяйственной системе в течение года, например 500 т, при условии сохранения качества воды или воздуха на нормативно-допустимом уровне. В этом случае для продажи ежегодно может быть предложено 500 прав, каждое из которых позволяет владельцу загрязнение в размере 1 т. Поскольку суммарное предложение прав на загрязнение не изменяется (абсолютно неэластично), при высоких ценах на такие права экологически вредные предприятия либо перестанут загрязнять окружающую среду, либо будут вынуждены загрязнять ее меньше, создавая очистные системы. В результате устанавливается равновесная рыночная цена каждого права на загрязнение (например, 100 условных денежных единиц), по которой продаются эти права.
При увеличении числа предпринимателей или росте производства через определенное количество лет спрос на загрязнение может увеличиться,
например, в два раза. В случае отсутствия рынка прав допустимый уровень загрязнения в пределах 500 т, который может переработать природа, будет превышен. При наличии же рынка прав просто увеличится цена права на загрязнение со 100 до 200 условных денежных единиц за 1 т вредных веществ, т.е. предприятия вынуждены будут больше платить за загрязнение при сохранении допустимого объема загрязнения (500 т), а высокая цена прав будет стимулировать предприятия к проведению мероприятий, направленных на уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.
Природоохранные ведомства и общественные экологические организации могут сами скупать права, уменьшая тем самым фактическое загрязнение и удерживая его ниже норм, установленных ранее. Дополнительные доходы, полученные при реализации более дорогих прав на загрязнение, могут быть использованы для увеличения расходов на природоохранные мероприятия.4
Заключение
Подводя итог данной темы сделаем следующие выводы:
Список использованной литературы:
1. Учебное пособие «Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды» под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова, изд. МНЭПУ, М. – 153с.
2. Учебное пособие «Налогообложение природопользования» С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономисть, 2008 – 285 с.
3. gks.ru – Официальный сайт Росстата РФ
1 Учебное пособие «Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды» под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова, изд. МНЭПУ, М. – 153с.
2 Учебное пособие «Налогообложение природопользования» С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономисть, 2008 – 285 с.
3 gks.ru – Сайт Росстата РФ
4 Учебное пособие «Налогообложение природопользования» С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономисть, 2008 – 285 с.