Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2009-2011 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
изучить характеристики основных косвенных налогов;
раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения……..5
1.1 Сущность и значение косвенных налогов……………………………………...5
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России……………………………8
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения…………………………….12
2. Методические аспекты косвенного налогообложения………………………..18
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2009-2011 года …………………………………………………………………..18
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации………………...………27
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации……………......32
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2009-2011 года…………………………………………………………37
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2009-20011 года …………….37
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Самарской области за 2009-2011 года………………….42
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации……………………………………………………………………..........44
Заключение …………………………………………………………………………50
Библиографический список……………………………………………………......52

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….......3

1. Становление и развитие правовых  основ косвенного налогообложения……..5

1.1 Сущность и значение косвенных  налогов……………………………………...5

1.2 Эволюция косвенного налогообложения  в России……………………………8

1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения…………………………….12

2. Методические аспекты косвенного  налогообложения………………………..18

2.1 Состав и общая характеристика  косвенных налогов Российской  Федерации за 2009-2011 года …………………………………………………………………..18

2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации………………...………27

2.3 Особенности исчисления акцизов  в Российской Федерации……………......32

3. Роль косвенных налогов в  формировании доходов бюджетов  различных уровней за 2009-2011 года…………………………………………………………37

3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2009-20011 года …………….37

3.2 Анализ структуры и динамики  поступления косвенных налогов  в региональный бюджет Самарской  области за 2009-2011 года………………….42

3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации……………………………………………………………………..........44

Заключение …………………………………………………………………………50

Библиографический список……………………………………………………......52

Приложение А………………………………………………………………………54

Приложение Б………………………………………………………………………55

 

 

Введение

         Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

        Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги --это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.[5]

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

В условиях становления  и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.

Опыт российской налоговой  системы демонстрирует необходимость  использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и  в регулирующих. Так доля поступлений  косвенных налогов в общей сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
  • исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
  • изучить характеристики основных косвенных налогов;
  • раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

 

 

1 Становление и развитие правовых  основ косвенного налогообложения

1.1 Сущность и значение косвенных налогов

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной  системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это  налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – взимаются  в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Косвенные налоги характеризует  простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они  незаметны и психологически легче  воспринимаются плательщиками.

Преимущества косвенных  налогов связаны в первую очередь  с их ролью в формировании доходов  бюджета.

Во-первых, косвенным  налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как  косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность  их полного или почти полного  поступления. Остановить процесс потребления  товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, потребление  более-менее равномерно в территориальном  разрезе, а поэтому косвенные  налоги снимают напряжение в межрегиональном  распределении доходов. Так как  нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов. [11]

В-четвертых, косвенные  налоги осуществляют существенное влияние  на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может  регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.

С точки зрения решения  фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей  степени затрагивают прибыль  предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели. [15]

 

1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России

Вопросы косвенного налогообложения  обсуждались еще несколько веков  тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.

Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков.

После первой мировой  войны определенный этап в налаживании финансовой системы нашей страны наступил в период новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. В это время началось быстрое оживление финансово-налоговой деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.

Первым акцизом, введенным  после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных спичек.

В дальнейшем система  акцизного обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов в советский период. [1]

Таким образом, в 20-е годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с провозглашением НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней торговли таможенным налогам придавалось важное значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной промышленности.

Ставки таможенных тарифов  были приняты 9 марта 1922 г. и затем  скорректированы постановлением Совет Народных Комисаров (СНК) от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении таможен товарам. Затем эти ставки были заменены высокопротекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав СССР, включавший раздел "Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов". Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии ввозимых в СССР товаров как на сырье, так и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% к стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей.

Стоит отметить, что система  таможенных тарифов давала в 20-е  годы 7-8% налоговых поступлений в  бюджет.

В 1930 г. была осуществлена налоговая реформа, коренным образом  изменившая систему взимания косвенных  налогов на территории СССР. В этом году был введен налог с оборота, который заменил промысловый налог в обобществленном секторе. Налог с оборота представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий целый ряд косвенных и прямых налогов.

Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2009-2011 года