Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение местных налогов, сборов, прочих доходов и их роли в формировании местных бюджетов. Объектом данной работы выступают местные и региональные налоги, а предметом – система формирования и распределения местных бюджетов.
Исходя из поставленной цели, в реферате поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть экономическое содержание местных налогов и сборов;
2. Определить роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов;

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание местных налогов и сборов 5
2. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Современная налоговая  система России многообразна, порой  противоречива и весьма сложна. Помимо достаточно трудоемких в расчете  федеральных налогов организациям и предпринимателям практически  ежедневно приходится сталкиваться с проблемами, которые ставит перед ними региональное и местное налоговое законодательство. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на сегодняшний день действуют около 30-ти различных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов, которые установлены либо законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России, либо вступили в силу в соответствии с законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

С одной стороны действующая  система региональных и местных  налогов и сборов способствует созданию финансово-экономической основы регионов и муниципальных образований, наполняет  их бюджеты столь необходимыми средствами, с другой - ложится дополнительным бременем на региональный и местный бизнес. К тому же, как показывает практика, принимаемые законы и решения не всегда четко регламентируют вопросы определения категорий налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, а зачастую оказываются противоречивыми и трудными для понимания бухгалтерами, финансистами, юристами крупных организаций и, особенно, средним и мелким предпринимательством.

В связи с выше изложенным, тема данного реферата представляется своевременной и актуальной.

Вопросы местных  налогов, сборов, прочих доходов и  их роли в формировании местных бюджетов получили широкое освещение в  отечественной научной литературе, в монографиях и периодических  изданиях.

Целью данного исследования является изучение местных налогов, сборов, прочих доходов и их роли в формировании местных бюджетов.

Объектом данной работы выступают местные и региональные налоги, а предметом – система формирования и распределения местных бюджетов.

Исходя из поставленной цели, в реферате поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть экономическое содержание местных налогов и сборов;
  2. Определить роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов;

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

В первом параграфе - «Экономическое содержание местных налогов и сборов» - проанализирована экономическая природа налогов, история их развития, классифицированы местные и региональные налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Во втором параграфе - «Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов» - выявляются состояние и роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов.

 

 

1. Экономическое содержание местных налогов и сборов

 

Проблемы переосмысления роли и функций территориального управления в настоящее время являются одним из наиболее актуальных направлений реформирования российской экономики. Возрастание значимости территориальных факторов связано, с одной стороны, с необходимостью повышения эффективности всей системы управления, с другой — существенным обострением в ряде регионов Российской Федерации экономических, социальных, ресурсных и других проблем. На первый план выдвигаются вопросы, касающиеся формирования доходов территорий. Так как основную часть доходов составляют налоговые поступления, то оптимизация налогообложения территорий в настоящее время является проблемой, требующей неотложного решения.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты –  один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения1.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в  их назначении. Они выполняют следующие  функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных  средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов2.

Через местные бюджеты  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения (по нашему вузу этого не скажешь), крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

Не случайно в Европейской  хартии местного самоуправления самая  большая по объему статья уделяется  характеристике источников финансирования органов местного самоуправления. Для обеспечения финансовой основы организации и деятельности местного самоуправления предлагается руководствоваться следующими основными положениями:

1. Органы местного  самоуправления имеют право, в  рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

2. Финансовые средства  органов местного самоуправления  должны быть соразмерны представленным  им конституцией или законом  полномочиям.

3. По меньшей мере  часть финансовых средств органов  местного самоуправления должна  поступать за счет местных  сборов и налогов, ставки которых  органы местного самоуправления  вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов управления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.

5. Защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

6. Порядок предоставления  перераспределяемых средств необходимо  должным образом согласовывать  с органами местного самоуправления.

7. Предоставляемые местным  органам самоуправления субсидии, по мере возможности, не должны  предназначаться на финансирование  определенных проектов. Предоставление  субсидий не должно идти в  ущерб основной свободе выбора  политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.

8. Для финансирования  расходов по капиталовложениям  местные органы самоуправления  должны, соблюдая законодательство, иметь доступ к национальному  рынку ссудного капитала (Европейская хартия местного самоуправления. Ст. 9)3.

Исходя из признанных международным правом принципов  финансовой самостоятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации определила право органов  местного самоуправления: а) самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет; б) устанавливать местные налоги и сборы.

Таким образом, местный  бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение  и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами4.

Характерными особенностями  системы местного налогообложения являются:

- преобладание в местном налогообложении прямых налогов;

- отсутствие ограничений при обложении местными налогами;

- отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ;

- плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица;

- невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.

Введение местных налогов  и сборов предусмотрено законодательством  как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

Из ранее установленных  налогов сохранены два – земельный налог и налог на имущество физических лиц5.

Прежде чем перейти к проблеме роли местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов, остановимся на том, как решаются эти вопросы в других странах.

Вообще, анализ структуры  и ставок местных налогов в  западных странах позволяет разделить  их на три основные группы. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследства и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. общим налогом с продажи, так и специфическими акцизами.

Вторая группа местных  налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.

Третья группа - налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и пр. Наконец, есть группа налогов, которая не носит фискального характера, а определяет политику местных органов управления. Это, прежде всего, экологические налоги, направленные на защиту окружающей среды.

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный  бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов, поэтому местные налоги повышаются наиболее быстрыми темпами. Так, за последние тридцать лет их сумма увеличилась в Великобритании и во Франции в пять, а в США - в восемь раз6.

В отличие от государственных местные  налоги характеризуются, как правило, множественностью и регрессивностью. Их ставки не увеличивают доходов  налогоплательщиков.

Так, в Японии действуют муниципальные налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование землей и водой, на купание в горячих источниках и ряд других.

Во Франции взимается более 50 различных видов местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100. Сумма их поступлений в этих странах составляет от 30 до 60% доходов местных бюджетов, в США - 65%. Исключение составляет Великобритания, где действует всего один местный налог - имущественный. Он взимается с собственников или арендаторов любого недвижимого имущества производственного или непроизводственного назначения.

В Италии, Франции, Германии, некоторых  других странах важное место занимает вторая группа налогов, которые взимаются  в качестве надбавок к общегосударственным. Например, в Италии это надбавка к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В Германии подоходный налог распределяется так: по 42,5% в федеральный бюджет и бюджет земли и 15% - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50%) между федеральным центром и землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50% поступлений перечисляется в бюджеты земли и федеральный.

Надо отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется  не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов регионов. Высокодоходные земли перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым7.

В Нидерландах же местные налоги играют второстепенную роль. Основные налоговые поступления сосредоточены  в бюджетах государства и земель, которые распределяются затем в  виде субсидий и субвенций. Собственные доходы местных бюджетов, даже в бюджетах крупных городов, не превышают 11 - 12%.

В то же время почти  во всех странах местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждаются центральным правительством (в США - это прерогатива штатов), а вопрос о ставках решают города. В некоторых странах центральное правительство формально разрешает местным органам самим устанавливать налоги. Но в этом случае оно оставляет за собой контроль за их ставками и суммами.

Самостоятельным звеном местных финансов являются финансы  предприятий, подчиненных муниципалитетам. Обычно это предприятия транспорта, энергетического хозяйства, водоснабжения, жилищного хозяйства, дорожные предприятия.

Таким образом, государственные  и местные финансовые системы  через налоги оказывают сильнейшее влияние на развитие экономики.

2. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов

Информация о работе Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов