Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:52, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение местных налогов, сборов, прочих доходов и их роли в формировании местных бюджетов. Объектом данной работы выступают местные и региональные налоги, а предметом – система формирования и распределения местных бюджетов.
Исходя из поставленной цели, в реферате поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть экономическое содержание местных налогов и сборов;
2. Определить роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов;
Введение 3
1. Экономическое содержание местных налогов и сборов 5
2. Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
До недавнего времени
государственная налоговая
В 1991 г. началось реформирование бюджетной системы Российской Федерации, что привело к качественным изменениям во взаимоотношениях по бюджетным вопросам между федеральным центром и субъектами Федерации. Предложенный на 1994 г. принцип разделения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в целом ориентировался на "германскую" модель бюджетного федерализма8.
Известны две модели бюджетных взаимодействий: американская и германская. При американской модели региональные и местные органы власти имеют достаточно большую свободу в сфере налогообложения. Она характеризуется тем, что базой бюджетов различных уровней служат, как правило, закрепленные налоги; большинство налогов четко привязано к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному, местному). Средства, полученные от сбора закрепленных налогов, практически целиком поступают в соответствующие бюджеты.
Как правило, при этой системе каждый бюджет обеспечивается собственными источниками доходов. Дотации, субвенции, трансферты и другие формы помощи бюджетам других уровней широко не применяются. Эту систему используют, помимо США, Япония, Франция, Швеция.
Германская модель характеризуется очень высокой степенью контроля за региональными и местными властями. При данной системе большинство налогов служит основой доходной части бюджетов нескольких уровней.
Региональные и местные бюджеты в этом случае формируются за счет федерального бюджета. Поступления от одних и тех же общегосударственных налогов распределяются в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы либо через установление единых нормативов, либо путем предоставления субъектам Федерации права "достраивать" ставки налогообложения.
Так, в 1994 г. Российская Федерация
перешла к новой системе
Известно, что для того, чтобы решить задачу создания работоспособного местного самоуправления как важнейшего элемента всего государственного устройства в стране, нужно прежде всего решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. В то же время необходимо понимать, что финансовая база местного самоуправления является по сути дела основой всей системы государственных финансов. Хотя местные бюджеты - низовое звено бюджетной системы России, они являются ее фундаментом. Не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень власти. И от того, как эта система будет выстроена на уровне местного самоуправления, в значительной степени зависит, какова будет действовать в целом.
Невозможно оздоровить финансовую систему в стране, даже приняв самый идеальный бюджет, добившись снижения дефицита, обеспечив реальность расходных статей, если все эти достижения затрагивают только федеральный уровень.
В местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных затрат на социальную сферу, а также большая доля, чем в каждом из других уровней бюджетной системы расходов на народное хозяйство. Таким образом, важнейшие базовые направления в государственной политике финансируются не с федерального уровня, а с уровня местного самоуправления и субъектов Федерации. Поэтому создать эффективную и работоспособную систему финансирования на уровне местного самоуправления важно не только для отдельного региона или города, а для государства в целом.
Продекларированный процесс укрепления местных финансов фактически не только не осуществляется, но и происходит обратное — заметное сокращение финансовых возможностей муниципальных образований, усиление их зависимости от перераспределяемых средств.
В результате сегодня бюджеты местного самоуправления в значительной мере формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Такая практика лишает местные органы власти стимулов к сокращению бюджетных расходов, к поиску новых доходных источников, к активному проведению реформ и т.д10.
На протяжении последних лет происходило неуклонное снижение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Объем доходной части этих бюджетов с 1993 г. упал ниже объема минимально необходимых расходов (расходы на содержание социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.), что привело к возникновению хронической задолженности местных бюджетов по всем статьям расходов. Определяемый бюджетным и налоговым законодательством порядок закрепления доходных источников за местными бюджетами заранее обрекает их на дотационность.
К тому же в современной налоговой политике прослеживается тенденция к снижению количества закрепленных налогов за местными бюджетами. Резкое сокращение числа местных налогов и сборов, с одной стороны, упрощает налоговую систему, однако, одновременно с этим уменьшается число экономических рычагов, с помощью которых органы местного самоуправления будут влиять на экономические процессы на подведомственной территории.
Одной из важнейших задач в любом государстве является определение степени самостоятельности в различных сферах общественной жизни входящих в него регионов. Область экономики не является исключением. Однако центральной власти необходимо четко определить границы данной экономической и налоговой самостоятельности.
Деятельность государства в сфере налогообложения является одним из важнейших рычагов проведения экономической политики в целом. Учет особенностей различных регионов — важная необходимость при построении практически любой налоговой системы. Без учета индивидуальных особенностей различных регионов невозможно успешное развитие экономики.
Для максимального учета специфических региональных и местных особенностей властям на местах должна быть предоставлена необходимая свобода маневра в налоговой сфере. Т.е., помимо многих важных факторов, включая модели рыночной экономики, определяющее значение для построения налоговой системы государства имеют реально сложившиеся пропорции в распределении хозяйственных функций между центральной государственной администрацией и органами власти в регионах и на местах. В любых государствах, особенно федеративных, значительная часть расходов ложится на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. При этом при обеспечении доходной базы бюджетов различных уровней особую роль играют налоги.
Таким образом, значение местных налогов и сборов для формирования доходной части бюджета местных органов заключается в том, что они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для муниципальных образований социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и т.п.
Заключение
Проведенное исследование
региональных и местных налогов
и путей совершенствования
Список использованной литературы
1 Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение: Курс лекций/ Н.В. Миляков - М.: ИНФРА - М, 2007. – С. 121
2 Дробозина, Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 99 - 101
3 Пушкарева, В. М. История финансовой мысли и политики налогов / В. М. Пушкарева - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 87 - 88
4 «Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая» : федер. закон: [от 31.07.1998 г. № 146 - ФЗ] и «Налоговый кодекс Российской Федерации - часть вторая» : федер. закон: [от 05.08.2000 г. № 117 - ФЗ] (с изм. и доп. от 15 августа 2007 г.) // Российская газета.- 2007. -№ 171.
5 Романовский, М. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская - М.: Юрайт, 2007. – С. 166
6 Князев, В. Г. Налоговые системы зарубежных стран / Князев В. Г. – М.: Закон и право, 2005 г. – С. 78
7 Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов / Л.И. Якобсон – М.: Юрайт, 2004. – С. 137 - 138
8 Юткина, Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе: Монография./ Т. Ф. Юткина - М.: ИНФРА - М., 2002 . - С. 41
9 Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2007 г. – С. 174
10 Черник, Д. Г. Налоги в рыночной экономике./ Д.Г. Черник - М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 102
Информация о работе Роль местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов