Роль налогов в формировании бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:48, доклад

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Содержание работы

Стр.

Введение;
3
1.
Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации;
5
2.
Бюджетное устройство Российской Федерации;
12
3.
Бюджетное планирование и бюджетный процесс;
19
4.
Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета;
32
5.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации;
33
6.
Порядок планирования Доходов федерального бюджета Российской Федерации;
41

Заключение
56

Список используемой литературы
58

Приложения
60

Файлы: 1 файл

Роль налогов в формировании бюджета РФ.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное Послание президента содержит намечаемую бюджетную политику страны на финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего планируемому.

Прогноз социально-экономического развития составляется до начала работы над проектом бюджета на основе итогов социально-экономического развития за последний истекший год, оценки развития до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на проектируемый финансовый год. Основными исходными показателями для разработки проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта в проектируемом финансовом году, темп его роста и предполагаемый уровень инфляции.

Баланс  финансовых ресурсов (прогноз сводного финансового плана) представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

План  развития государственного или муниципального сектора территории включает сводные планы финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных и унитарных предприятий, программу приватизации (продажи) и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность, сведения о предельной штатной численности государственных и муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств, а также план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Одновременно  с проектом бюджета на очередной финансовый год составляется перспективный финансовый план.

Состав  показателей проекта бюджета. Основными показателями проекта бюджета являются общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета. Наряду с общим объемом доходов в проекте бюджета должны содержаться доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов. Общий объем расходов бюджета должен быть распределен по главным получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией, а также по разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. В расходах выделяются также средства целевых бюджетных фондов и объемы финансовой помощи бюджетам других уровней управления.

В отношении  дефицита федерального бюджета, кроме  его общего размера, в проекте  определяются источники финансирования за счет внутренних заимствований, верхний  предел государственного долга на 1 января следующего за планируемым года, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень внешних заимствований, верхний предел государственного внешнего долга. В проекте бюджета определяются также объемы кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, международным организациям и иностранным юридическим лицам.

Одновременно  с проектом бюджета представляются основные документы и материалы, использованные при его составлении: прогноз социально-экономического развития, основные направления налоговой  и бюджетной политики, прогноз  сводного финансового баланса и др. Представляются также прогноз консолидированного бюджета (федерального и субъектов Федерации), оценка исполнения бюджета текущего года и другие документы, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вместе с  тем было бы полезным представление дополнительных материалов, характеризующих эффективность предусматриваемых бюджетом мер, потери бюджета от предоставляемых им льгот, подробную информацию о государственном долге, потребности в средствах на его погашение и обслуживание на несколько лет вперед, задолженность государства по выплате заработной платы, оплате государственных заказов и контрактов, не учтенной в расходах бюджета текущего года, финансовые пороговые значения экономической безопасности и др.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются правительством исходя из Бюджетного кодекса РФ.

Министерство  финансов РФ на основе прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первым этапом формирования федерального бюджета  является разработка исполнительными  органами власти и выбор правительством плана прогноза функционирования экономики  на очередной год. На основе выбранного правительством варианта прогноза Министерство финансов разрабатывает основные характеристики федерального бюджета и распределение расходов бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов на предстоящий год, а также проектировку основных доходов и расходов бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно правительством РФ рассматриваются предложения об увеличении (сохранении) минимального размера оплаты труда, минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий.

После принятия правительством основных характеристик  федерального бюджета и распределения  его расходов в соответствии с  функциональной классификацией Министерство финансов направляет проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям бюджетных средств и информирует органы исполнительной власти субъектов Федерации о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов на планируемый год.

На втором этапе  формирования проекта федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти осуществляется распределение  предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств. Одновременно органы исполнительной власти формируют перечень федеральных целевых программ и согласовывают эти программы и объемы их финансирования на предстоящий год и среднесрочную перспективу.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти проекта годового бюджета и представляемых одновременно с ним документов и материалов должны заканчиваться к 15 июля. С 15 июля по 15 августа правительство должно рассмотреть представленные уточненные проекты прогноза социально-экономического развития, проекта бюджета, других документов и материалов, а также предложения об отмене действующих законодательных актов или принятии новых законов, связанных с составлением федерального бюджета.

Рассмотрение  и утверждение закона о федеральном  бюджете

В соответствии с Бюджетным кодексом принятые правительством проект бюджета и другие документы  и материалы вносятся им на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они представляются также президенту Российской Федерации.

Основными документами  и материалами, представляемыми  одновременно с проектом федерального бюджета, являются следующие: предварительные  итоги социально-экономического развития за истекший период текущего года, прогноз социально-экономического развития на очередной год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год, план развития государственного и муниципального сектора экономики, проекты федеральных целевых программ, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с консолидированными бюджетами субъектов Федерации, проект программы государственных внутренних и внешних заимствований, проект структуры государственного внутреннего и внешнего долга.

Проект федерального бюджета и другие документы, полученные Государственной Думой, направляются в ее комитеты по бюджету, налогам, банкам, финансам, а также другим комитетам для рассмотрения, подготовки предложений и заключения.

Не позднее 1 октября правительство вносит дополнительно  в Государственную Думу оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета на текущий год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный год, поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета и ряд других материалов. Банк России в эти же сроки представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый финансовый год.

Государственная Дума рассматривает и принимает  проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении обсуждаются концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, проект программы государственных внешних заимствований, связанных с финансированием дефицита федерального бюджета. Одновременно рассматриваются основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации бюджета;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • общий объем расходов федерального бюджета;
  • дефицит федерального бюджета и источники его финансирования.

При этом до утверждения  основных характеристик бюджета  в первом чтении должны быть приняты  федеральные законы о внесении дополнений и изменений в федеральные  законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В случае отклонения бюджета в первом чтении он может быть передан для рассмотрения в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и правительства для разработки согласованного варианта основных характеристик бюджета или возвращен в правительство на доработку. Может быть также поставлен вопрос о доверии правительству. В случае отставки правительства вновь образованное правительство вносит новый вариант проекта бюджета в течение 30 дней после сформирования. При повторном отклонении бюджета в первом чтении после работы согласительной комиссии Государственная Дума ставит вопрос о доверии правительству.

При рассмотрении бюджета во втором чтении утверждаются расходы бюджета по разделам функциональной классификации в пределах утвержденной в первом чтении общей суммы расходов и размер фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении бюджета в третьем чтении утверждаются расходы бюджета по подразделам функциональной бюджетной классификации расходов и главным распорядителям расходов по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Федерации, расходы на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий правительства, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программа государственных внешних заимствований на очередной финансовый год.

В четвертом чтении утверждается бюджет в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Государственной Думой бюджет направляется на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации  рассматривает проект бюджета в  целом. Одобренный Советом Федерации  проект бюджета направляется президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения бюджета Советом Федерации он направляется в согласительную комиссию. Согласованный проект бюджета вторично рассматривается Государственной Думой в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации бюджет считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае несогласия президента с бюджетом он направляется в согласительную комиссию с участием представителя президента и после  согласования вновь рассматривается  Советом Федерации и Государственной  Думой. При несогласии Государственной Думы с предложениями президента бюджет может быть принят Государственной Думой 2/3 голосов.

Федеральный закон  о бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной  Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам. В этих случаях Государственная Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.

 

4. Поступления в бюджет

Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных  кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств  или средств, накопленных за предыдущие периоды. Доходы являются невозвратными поступлениями в бюджет независимо от того, относятся ли они к возмездным или безвозмездным.

В соответствии с рекомендациями МВФ средства зачисляются  в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому  методу).

В России порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой "денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда".

 

5. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

 Данная классификация  является общей группировкой  доходов всех уровней бюджетной системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники доходов.

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета РФ