Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:48, доклад
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.
Стр.
Введение;
3
1.
Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации;
5
2.
Бюджетное устройство Российской Федерации;
12
3.
Бюджетное планирование и бюджетный процесс;
19
4.
Поступления в бюджет. Порядок формирования бюджета;
32
5.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации;
33
6.
Порядок планирования Доходов федерального бюджета Российской Федерации;
41
Заключение
56
Список используемой литературы
58
Приложения
60
Согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, доходы подразделяются на:
Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.
Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2002 г., сумма налоговых поступлений составляет 93,4 % общих доходов бюджета. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 5,6%.
Наряду с указанной
фискальной функцией налоги выполняют
также регулирующую функцию, с помощью
которой государство оказывает
воздействие на производство. Регулирующая
функция проявляется в том, что
размеры налогообложения и
Основными налоговыми поступлениями являются следующие:
1) подоходные налоги,
налоги на прибыль и на
2) отчисления
работодателей и работников в
государственные социальные
Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.
Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;
3) налоги, взимаемые
в зависимости от фонда оплаты
труда (кроме отчислений в
4) налоги на
собственность. В эту группу
входят налоги на имущество
юридических и физических лиц,
имущество, переходящее в
5) внутренние
налоги на товары и услуги.
К ним относятся налог на
добавленную стоимость, акцизы, налоги
на пользователей
6) налоги на
внешнюю торговлю и
7) прочие налоги, сборы и пошлины.
Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.
Текущие неналоговые поступления. В состав текущих неналоговых поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала.
Соответственно
в состав неналоговых поступлений
входят: доходы от государственной
собственности и
К доходам
от собственности и
Административные сборы и платежи. Данная группа охватывает сборы и платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и услуг, характер которых не связан с государственным регулированием, так и обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (например, выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы).
Поступления по штрафам и санкциям включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. В данную категорию включаются все пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.
Доходы от операций с капиталом. В данную категорию включаются: продажа государством основного капитала, доходы от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов, а также поступления трансфертов из негосударственных источников. В российской практике доходы от операций с капиталом объединяются с общим объемом налоговых поступлений и выделяются отдельно в их составе.
В объем продажи основного капитала включаются реализованные здания и другие сооружения, транспортное оборудование, машины и прочее оборудование. Эта категория включает только основные фонды, которыми владеют государственные органы управления.
Доходы
от реализации государственных запасов формир
Доходы от продажи земли и нематериальных активов. К объектам продажи относятся земля, леса, внутренние водоемы и месторождения за исключением расположенных на них сооружений или строительных объектов. Если стоимость земли невозможно отделить от стоимости реализованного сооружения, общая стоимость сделки должна показываться на основе преобладающего компонента. К нематериальным активам относятся права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии и арендные договоры, касающиеся земли, патентов, авторских прав и товарных знаков.
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. Под ними понимаются поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученных государственными органами из негосударственных источников. В отличие от безвозмездных текущих трансфертов капитальные трансферты из негосударственных источников в основном осуществляются за счет накопленного богатства прежних лет. Их целью является финансирование процесса капиталообразования, расходов, предстоящих в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Сюда относятся капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных сооружений и оборудования. Также включаются капитальные трансферты в денежной форме, полученные от частных лиц, частных некоммерческих учреждений, негосударственных организаций, корпоративных и частных квазикорпоративных предприятий и других источников, за исключением средств, полученных от других органов государственного управления и международных организаций.
Полученные официальные трансферты. В данную категорию входят все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.
К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. В российской практике они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
Различают собственные и регулирующие доходы бюджета. К собственным относятся виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством. К регулирующим относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты.
В предлагаемом федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета рассчитаны, исходя из оптимистичного макроэкономического прогноза, и составят 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к прогнозируемому объему ВВП. Доходы федерального бюджета без учета поступлений от взимания единого социального налога составят 1740,9 млрд. рублей, или 16,42% к прогнозируемому объему ВВП (15,4% к ВВП в соответствии с федеральным бюджетом на 2001 год и 16,74% к ВВП, исходя из ожидаемой его оценки в 2001 году).
Налоговые доходы
- в соответствии с
законом, составят 1626,3 млрд. рублей,
или 15,34% к ВВП, что выше уровня,
установленного на 2001 год, на 0,95 процентных
пункта. Удельный вес налоговых
доходов в общем объеме
Неналоговые доходы
- составят 100,7 млрд. рублей, или 0,95% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2001 год, на 0,12% к ВВП и практически на уровне ожидаемой их оценки текущего финансового года.
Динамика доходов федерального бюджета представлена на графике 1:
График №1
Анализ отклонений фактических объемов налоговых и неналоговых доходов от утверждаемых в федеральных законах о федеральном бюджете за ряд лет свидетельствует о недостаточно глубокой проработке их расчетов, что видно из данных следующей таблицы №1.
Таблица №1
млрд. рублей
Наименования показателей |
Отклонение фактического исполнения от утвержденных показателей на год | ||||||||||||
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
1 п/г 2001 года* | |||||||||
сумма |
% |
Сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% | ||||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
-112,25 |
-30,15 |
-53,71 |
-17,50 |
+110,2 |
+27,58 |
+14,87 |
+1,56 |
+40,89 |
+6,59 | |||
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
-40,07 |
-52,38 |
-11,08 |
-23,02 |
+45,11 |
+125,2 |
+6,94 |
+4,06 |
+5,44 |
+5,59 | |||
Налог на добавленную стоимость |
-45,25 |
-26,01 |
-23,90 |
-16,92 |
+77,34 |
+53,81 |
+4,76 |
+1,3 |
+16,05 |
+6,35 | |||
Акцизы |
-20,33 |
-26,8 |
-22,07 |
-28,04 |
-2,91 |
-3,34 |
-0,3 |
-0,2 |
-6,09 |
-5,72 | |||
Таможенные пошлины |
+6,84 |
+23,82 |
+7,98 |
+26,51 |
-2,05 |
-2,16 |
+2,35 |
+1,04 |
+17,97 |
+12,84 | |||
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
+4,11 |
+28,42 |
+12,56 |
+84,07 |
+16,18 |
+49,02 |
+10,6 |
+16,61 |
+12,93 |
+39,59 | |||
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности |
+0,84 |
+21,84 |
-0,68 |
-12,76 |
-1,24 |
-10,5 |
3,85 |
12,5 |
+10,60 |
+74,80 | |||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
+3,84 |
+49,71 |
+11,73 |
+170,5 |
+13,14 |
+56,39 |
+3,00 |
+8,73 |
+1,82 |
+11,34 | |||
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ |
+0,75 |
+1,91 |
-0,85 |
-34,6 |
-0,99 |
-11,6 |
0,18 |
1,3 |
-1,65 |
-22,51 |