Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.
Введение
1 Понятие и сущность налогов
1.1 Роль налогов в доходах государств
1.2 Становление института налогов в государствах
1.3 Роль и значение налогов в экономике современной России
2 Особенности формирования доходов федерального бюджета в РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012-2014 год
2.2. Формирование доходов федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 год
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность. Так как налоговые реформы, в сущности, продолжаются и по сей день, данная тема остаётся актуальной и сегодня, когда и сама правовая система России начинает стабилизироваться.
Цель данной работы является: рассмотрение теоретической основы понятия и сущности налогов, а также роль налогов в формировании бюджетов государства.
Главные задачи:
1 Понятие и сущность налогов
1.1 Роль налогов в доходах государств
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей. Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
а) налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
б) отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
в) конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
г) отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений.
В настоящее
время, аккумулируя налоги в
бюджетном фонде, государство
финансирует важнейшие
С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Как известно, налоги выполняют две главные функции: фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества. Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
а) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
б) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
в) местных бюджетов. [1]
В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины – неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества. Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса. Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами. В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
Сегодня на
территории РФ также предусмотрена
трехуровневая система
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную
часть доходов бюджета
1.2 Становление института налогов в государствах
Налоги появились в далеком прошлом и на протяжении тысячелетий представляли собой сборы, шедшие божеству (храму, священникам) и императору, королю, монарху. Формы сбора и обозначения налога различались между собой: подать, дань, сбор, пошлина, десятина. [16]
На ранней
стадии общественного развития, когда
еще не возникли государства, как
таковые, а существовали ранние формы
государственной организации
В городах
– государствах (Рим, Афины, Спарта,
Фивы и др.) услуги государству оказывались
в форме личного участия
Победоносное шествие налога, происходившее по мере формирования и развития государства в странах Европы не могли остановить ни Крестьянская война 1525 г., ни иные бунты против налогового бремени. Налог, который еще в XV и начале XVI века взимался в исключительных случаях как нерегулярный взнос (зачастую для укрепления армии) постепенно к XVII столетию – превратился в регулярно осуществляемый платеж в казну.
Следует отметить, что, несмотря на это, вплоть до начала XIX века налоги играли незначительную роль в формировании доходов государства, более того к ним прибегали в исключительных случаях не только в древние, но и в средние века. Наиболее распространенный и взимавшийся в средневековье в различных формах налог назывался «aide» означавший по-французски «помощь», «stiura» – по-немецки «поддержка». Поэтому средневековые поздние государства нельзя было называть налоговыми, каковым можно считать только такое государство, деятельность которого финансируется в значительной мере (более чем наполовину) за счет налоговых поступлений государственного бюджета. [15]
В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями. [6]
Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.
В IV - III веках до н.э., развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства. [4]
Второй период развития налогообложения конец XVII – начало XVIII вв. характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX века и отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.
Доля налоговых
поступлений в доходах
Как показывает
вышеприведенный экскурс в
Вся дальнейшая
история налогообложения
Без налогов не существует ни одного общества, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование.[9]
1.3 Роль и значение налогов в экономике современной России
Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.
Когда говорят
о бюджетном федерализме, то речь,
в первую очередь, идет о распределении
и перераспределении расходов и
доходов на основе сочетания централизма
и децентрализации. В идеале такая
модель предполагает самостоятельность
региональных и местных бюджетов
и одновременно сохранение за федеральным
центром доминирующего
Бюджетный федерализм
может эффективно претворяться только
при законодательном
1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;
2) разграничение расходных полномочий;
3) выравнивание бюджетов.
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. [6]
Информация о работе Роль налогов в формировании доходов государства