Роль налогов в формировании финансов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ А. Теория.
1 .Роль налогов в формировании финансов государства. 3
2.Налог на добавленную стоимость: плательщики, порядок и сроки уплаты налога, налоговая база. 7
3.Таможенные органы. 16
ЗАДАНИЕ В. Практические задания.
Решение задач. 18
Тесты по теме «Налоги и сборы взимаемые на территории РФ с физ. и юр. лиц» 21
Список используемой литературы. 23

Файлы: 1 файл

Контрольная налоги и налогооблажение..docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАДАНИЕ А. Теория.

1 .Роль налогов в формировании финансов государства.  3

2.Налог на добавленную  стоимость: плательщики, порядок и  сроки уплаты налога, налоговая  база.        7

3.Таможенные органы.        16

ЗАДАНИЕ В. Практические задания.  

Решение задач.         18

Тесты по теме «Налоги и сборы взимаемые на территории РФ с физ. и юр. лиц»           21

Список используемой литературы.      23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль налогов в формировании финансов государства

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей). Также создаются фонды медицинского страхования, социального страхования и пенсионный фонд. Все эти внебюджетные фонды появились в России в течение 1991–92 гг. в законодательном порядке, чтобы постепенно обеспечить приемлемый и достаточный уровень социальных мер.

Отношение предприятий и государства по поводу формирования внебюджетных фондов, имеющих налоговую природу: ж/д тарифы, нормы страховых отчислений в фонды законодательства – устанавливаются государством, относятся на себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг, следовательно, имеют непосредственную связь с налогом на прибыль. Поэтому в Законе РФ “Об основах налоговой системы РФ” все эти платежи фигурируют в качестве федеральных налогов.

Основные принципы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт показал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки, т.е. уровень доходов должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части населения, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, в налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходит по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплаты или несовременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Налоговая политика государства и ее основные направления на современном этапе

Проведение в РФ экономических реформ и переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой налоговой политики, выступающей на первый план в системе мер государственного воздействия на экономические процессы.

Реализацией новой налоговой политики является проводимая с конца 1991 г. налоговая реформа, охватившая все сферы деятельности юридических и физических лиц. Налоговые проблемы в переходный период в РФ являются чрезвычайно сложными и острыми. Становление введенной в 1992 г. принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и соответствующих преобразований при отсутствии преемственности налогового права. Происходящие в России изменения в области политики, экономики, бюджетных, правовых отношений требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, стабильной налоговой системы. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую роль приобретает Налоговый кодекс.

Изменение налоговой системы, предусмотренное Налоговым кодексом, направлено на решение следующих задач:

построение стабильной, понятной, единой в границах РФ налоговой системы, взаимодействие всех ее элементов в рамках единого налогового правого пространства;

создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, наращиванию научного богатства России и ее граждан;

  • уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности за налоговые нарушения;
  • совершенствование налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налог на добавленную стоимость: плательщики, порядок и сроки уплаты налога, налоговая база.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % 

Внешне для покупателя НДС напоминает налог с оборота или налог с продаж: продавец добавляет его к стоимости продаваемых товаров, работ или услуг. Однако в отличие от оборотных налогов или налогов с продаж, если покупатель также является плательщиком НДС (то есть покупает облагаемые налогом товары или услуги для использования в производстве других товаров или услуг), он при расчете общей суммы своих обязательств перед бюджетом имеет право вычесть из суммы налога, полученной от покупателя, сумму налога, который он уплатил своему поставщику за облагаемые налогом товары, работы или услуги. Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Такая система налогообложения (по сути, являющаяся модификацией налога с продаж) создана для решения нескольких задач.

Во-первых, распределение бремени уплаты налога в бюджет между стадиями производственно-коммерческого цикла позволяет избежать т. н. каскадный эффект, то есть многократного взимания налога с одной и той же стоимости. В современной экономике при производстве товаров или услуг используется множество иных товаров или услуг, поэтому наличие каскадного эффекта может привести к существенному увеличению налогового бремени.

Во-вторых, распределение обязанности по уплате налога в бюджет между различными налогоплательщиками, а не розничном продавце (как это работает в случае налога с продаж), позволяет минимизировать риски уклонения от налогообложения — в системе налога с продаж уклонение от налога розничным продавцом означает потерю всей суммы налога, в условиях НДС неуплата налога одним участником производственно-коммерческого цикла не исключает возможности получения этой же суммы на последующих стадиях производства (перепродажи). Это, естественно, не исключает наличия собственных, более сложных технологий уклонения от НДС.

В-третьих, НДС в условиях современной экономики позволяет «очистить» экспортируемые товары от национальных налогов и взимать косвенный налог по принципу «страны назначения». Не только освобождение от взимания НДС с экспортера, но и возможность возмещения НДС, уплаченного экспортером товара своим поставщикам, позволяет добиться того, что товары, экспортируемые из страны, применяющей НДС, будут полностью освобождены от национальных косвенных налогов и таким образом, национальное косвенное налогообложение не будет влиять на конкурентоспособность национального производства. С точки зрения конечного потребителя НДС полностью эквивалентен налогу с продаж — поскольку такой потребитель не может вычесть уплаченный продавцу налог, то для него сумма уплаченного налога — это и есть номинальное налоговое бремя. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Плательщики НДС

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • организации:
  • промышленные и финансовые, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; также страховые общества и банки (исключая операции, на проведение которых требуется банковская или страховая лицензия) и др.;
  • предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  • индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  • филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имеющие расчетные счета и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) и в силу этого относящиеся к налогоплательщикам;
  • международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;
  • некоммерческие организации в случае осуществления ими коммерческой деятельности, включающей операции по реализации основных средств и иного имущества;
  • индивидуальные предприниматели (с 01.01.2001 г.);
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Не признаются плательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи (этот пункт применяется до 01.01.2017 г.).

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья 146 НК РФ):

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. строительно-монтажные работы для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.

Не признаются объектом налогообложения:

  1. операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;
  2. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;
  4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательно;
  5. передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  6. операции по реализации земельных участков (долей в них);
  7. передача имущественных прав организации её «правопреемнику» (правопреемникам);
  8. передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным «законом» от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
  9. операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр
  10. оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование «некоммерческим организациям» на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну всех уровней (от государственной казны до казны автономной области);
  11. выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
  12. операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Налоговые ставки (статья 164 НК РФ)

  1. Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; оказании услуг по международной перевозке товаров.
  2. Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров.
  3. Ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных случаях.

Порядок исчисления налога (статья 166 НК РФ)

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Моментом определения налоговой базы (статья 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
  3. при передаче права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.
  4. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по «договору складского хранения» с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.
  5. день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства 
     Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (статья 171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет (статья 174 НК РФ)

Налоговый период по НДС устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.

Информация о работе Роль налогов в формировании финансов государства