Роль налогов в экономической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разобрать пути совершенствования налогов в целях повышения их роли в экономической системе общества.
В курсовой работе будут рассматриваться следующие задачи:
- раскрыть и обозначить основные понятия и сущность налогов;
- рассмотрение основных элементов налога и раскрыть их содержание;
- изучить сущность и роль налогов в экономической системе общества:
- выявить проблемы, существующие на данном этапе налогообложения и определить направления их устранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………………………………………………………….6
1.1 Налоги как экономическая категория……………………………………...6
1.2 Экономическая сущность и функции налогов………………………….....9

2. РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……..14
2.1 Налоги как основной источник бюджетов различных уровней………...14
2.2 Налоги как регулирующий фактор экономики…………………………..18
2.3 Выполнение налогами регулирующей функции………………………….21

3. ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ НА ДАННОМ ЭТАПЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ…………….………………………………………………..........25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курс по налогам.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 



28

 

 

2.2  Налоги как регулирующий фактор экономики

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

- соотношение прямых и косвенных налогов;

- применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

- дискретность или непрерывность налогообложения;

- широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

- использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

- степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования налоговой базы.

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

- обеспечение государственной политики регулирования доходов. Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Проведение государственной политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота. Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Наиболее распространенный объект налогового стимулирования - инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

Таким образом, налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и в свою очередь оказывает большое влияние на направленность и степень корректировки государством своей экономической политики.

Однако, имея относительную самостоятельность, налоговая политика должна опираться на научную теорию налогов[6].

 

2.3  Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет ПМР

 

Бюджетная система Приднестровской Молдавской Республики является совокупностью фондов финансовых ресурсов, образуемых органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики и направляемых ими на выполнение возложенных на них функций.

Государственный бюджет Приднестровской Молдавской Республики является консолидированным бюджетом и состоит из республиканского и местных бюджетов, включая бюджеты (сметы) целевых бюджетных фондов.

В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" в Приднестровской Молдавской Республике взимаются:

1. Республиканские налоги.

2. Местные налоги

К республиканским относятся следующие налоги:

а) налог на доходы организаций;

б) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

в) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

г) налог на операции с ценными бумагами;

д) государственная пошлина;

е) подоходный налог с физических лиц;

ж) земельный налог;

з) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

к) таможенная пошлина;

л) платежи за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами;

м) сбор за регистрацию предприятий, учреждений, организаций;

н) единый социальный налог (отчисления в Государственный Пенсионный фонд и отчисления в Государственный Фонд содействия занятости и Государственный фонд социального страхования).

Республиканские налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законами Приднестровской Молдавской Республики и взимаются на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

Рассмотрим и проанализируем структуру и динамику налоговых поступлений в республиканский бюджет ПМР за 9-ти месячный период 2011 года и проведем сравнение с аналогичным периодом 2010 года.             

По данным Государственной налоговой службы Министерства финансов ПМР за 9-ти месячный период 2011 года в доход республиканского бюджета всего поступило средств на сумму 852 461 131 руб., из которых на долю налоговых платежей пришлось – 509 349 816 руб. или 59,8% от всех доходов бюджета за анализируемый период. Данная цифра на 5,5% больше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года.

Состав и структура налоговых поступлений:

налог на доходы организаций – поступило средств на сумму 267 548 418 руб. или 98,6% от плана, что на 8 686 036 руб. (3,1%) меньше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года;

подоходный налог с физических лиц – поступило средств на сумму 15 148 052 руб. или 127,2% от плана, что на 19 847 834 руб. (56,7%) меньше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года;

налог на игорную деятельность – поступило средств на сумму 5 371 545 руб. или 99,5% от плана, что на 1 082 940 руб. (25,3%) больше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года;

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы – поступило средств на сумму 78 354 195 руб. или 122,2% от плана, что на 19 881 956 руб. (34%) больше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года;

платежи за пользование природными ресурсами – поступило средств на сумму 16 445 218 руб., или 78,9% от плана, что на 508 154 руб. (3,2%) больше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года;

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – поступило средств на сумму 111 454 067 руб. или 171,9% от плана, что на 32 560 734 руб. (41,3%) больше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года;

прочие налоги, пошлины и сборы (государственная пошлина) – поступило средств на сумму 15 003 563 руб. или 99,8% от плана, что на 1 083 633 руб. (7,8%) больше фактических поступлений за 9 месяцев 2010 года.

Графически динамика налоговых поступлений представлена на диаграмме №1.   

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Отклонения в величине налоговых поступлений по отдельным их видам между периодами, а также от плановых показателей объясняется различными факторами.

В частности, на невыполнение плана по налогу на доходы организаций, оказали влияние следующие факторы:

С начала 2011 года к выпуску промышленной продукции не приступило 20 организаций.

Допущен спад производства продукции в 32 организациях, что составляет 31,7% от их общего числа.

Несмотря на то что, в отчетном периоде 45 организаций увеличили выпуск промышленной продукции, вышеуказанные факторы оказались весомыми и в целом отрицательно сказались на выполнение плана.

В общем среди причин, оказавших влияние на величину налоговых поступлений в отчетном периоде, можно выделить следующие: изменение нормативов отчислений в республиканский бюджет; снижение интенсивности производства на отдельных предприятиях; несвоевременная уплата налога хозяйствующими субъектами, находящимися в тяжелом финансовом положении из-за отсутствия денежных средств на расчетных счетах, а также наличием задолженности у организаций, признанных по решению Арбитражного суда ПМР банкротами; изменение объемов импорта товаров; погашение задолженности прошлых лет и другие.

 

 

 

 

Выполнение налогами регулирующей функции

 

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям и т.д.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Информация о работе Роль налогов в экономической системе общества